Урок по предмету «Природоведение»
3 класс.
Тема урока :Что такое природа.Какой бывает природа.
Ценность природы для людей.
Урок составила :
учитель начальных классов
Амвросиевской общеобразовательной
школы 1-3 ступеней №2
Яценко С.Н.
Природоведение
3 класс
Тема урока :«Что такое природа. Какой бывает природа. Ценность природы для людей.
Цель урока :
. Формировать понятия «природа», «неживая природа», «живая природа», представления о ценности природы для людей, продолжить формировать навыки работы с учебником, рабочей тетрадью,
· Развивать познавательный интерес к изучению природоведения, навыки наблюдения за природой, критическое мышление;
· Воспитывать эстетические чувства, чувство принадлежности к природе.
Оборудование урока:
· слайдовые презентации к уроку,
· иллюстрации предметов «живой» и «неживой» природы.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Сообщение цели и темы урока.
Сегодня на уроке мы узнаем ,что называют природой, какой бывает природа и попробуем сформулировать вывод : в чем ценность природы?
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Разминка.
Разгадывание загадок.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Вот так чудо!
Вот так диво!
Как сорвался он
С обрыва,
Так уже
Который год
Все никак
Не упадет. (Водопад)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Как, одним словом объединить все отгадки? (Природа).
- Из каких двух слов образовалось слово природоведение?
Ведать-знать . Природоведение- знания, наука о природе.
Посмотрите вокруг себя и попробуйте ответить на вопрос : что такое природа? (слайд 2)
Чтение статьи в учебнике «Что такое природа» и сравним наши ответы с ответом учебника.(с.74)
Стратегия «Читаем и спрашиваем».
Чтение текста и составление вопросов к ключевым понятиям текста.
Подготовьте вопросы к прочитанному тексту и задайте их своим одноклассникам.
-Как называется планета на которой мы живем?
-Без чего не могла бы существовать жизнь на нашей планете?
-Как изменилась наша планета с течением времени?
-Расскажите о своих наблюдениях за растениями в течении года.
-Как изменяется жизнь животных в течении года?
-Что обнаружили ученые ,когда был изобретен микроскоп?
-Почему человек-существо разумное?
-Что же такое природа?
Физминутка
Учитель (ученики)
Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)
Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)
Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)
То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)
То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)
То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)
Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)
Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)
Закрепление и осмысление знаний
Работа по учебнику (с.75-76)
Прочитайте название статьи. О чем пойдет речь? Давайте проверим ваши предположения, прочитав статью.
Моделирование
-Какой бывает природа? (слайд 3)
-Что относится к живой природе?
-Что относится к неживой природе?
-Чем живая природа отличается от неживой?(слайд 4)
Игра- физминутка : «Живое – неживое».
-Я называю слова. Если это объект живой природы, вы показываете, как он двигается, а если – объект неживой природы – стоите на месте.
(Дождь, снег, ворона, подсолнух, белка, мальчик, листик, гора, солнце…)
Работа в группах:
1 группа составить логическую цепочку : что дает природа людям для жизни?(еда,тепло,свет,воздух,вода сырье для изготовления одежды )
2 группа : Как природа может помочь в укреплении здоровья?(закаливание,купание в водоемах,катание на санках,коньках,лыжах,роликах)
3 группа :Как вы понимаете выражение : «Природа нас пленит красотой?»(очаровывает,приывлекает,удивляет, своей красотой,первозданностью,неповторимостью,загадочностью, вызывает чувство восторга )
4 группа Какие чувства испытывает человек,когда видит кучи мусора,засоренный родник, убитое животное? (сострадание, возмущение, гнев, любовь, жалость к животным)
Итак, давайте подведем итог сказанному (слайд 5)
-А кто из вас любит наблюдать за природой?
-А какие книги о природе вы читали?
Знания о природе помогают приумножать ,охранять природные богатства..делают нашу жизнь интересней. И это является познавательной ценностью природы для людей.
Работа над рубрикой : «Понаблюдай»(с.76)
Работа с текстом (слайд 6 )
Прочитайте текст и сформулируйте, что дает человеку природа.
Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека. Растения выделяют особенные вещества – фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии, очищают воздух от пыли и вредных газов, влияют на климат. Растения поглощают индустриальные шумы, вредные для здоровья. Аромат и яркие краски. Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она дает нам все: одежду, пищу, жилье... И ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.
Перед вами репродукции картин известных художников: И. Шишкина, И. Левитана.(слайд 7)
Посмотрите на картины. Понравились они вам?
- Что изображено на картинах?
- Какое настроение вызвали у вас эти картины?
- С помощью чего художник сумел передать свое настроение?
- При помощи красок художник передал всю красоту природы.
- А теперь послушайте музыку. Соответствует ли эта мелодия тому, что изображено на картине?
- Давайте закроем глаза и нарисуем в своем воображении картину.
(Звучит музыка П.И. Чайковского.) Что вы представили, слушая музыку?
- Какие образы возникли у вас?
5. Итог урока.
-Давайте сделаем вывод, может ли человек обойтись без природы?
Мини-тест (слайды 8-9)
Домашнее задание (слайд 10)