Просмотр содержимого документа
«Хлеб - всему голова»
Конспект открытого занятия по окружающему миру с использованием игровых технологий на тему:
«Хлеб - всему голова» в старшей группе
Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.
Задачи:
Образовательные – дать понятие о том, что, прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий.
Воспитательные - формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда.
Развивающие - развивать любознательность, желание выполнять различные трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.
Ход занятия
Воспитатель — Ребята, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите о чём оно?
Зёрнышко
Я - зёрнышко пшеничное -
Из колоска созревшего
На землю упаду,
Весною прорасту.
Пусть дождик поливает,
Пусть солнце согревает.
Расточками зелёными
Я к небу потянусь
И в поле золотистом
В пшеничку превращусь.
Страда придёт осенняя,
Меня, пшеничку зрелую,
Комбайн соберёт,
На мельницу свезёт.
Мукой я белой стану,
В пекарню попаду,
Румяным караваем
На стол я к вам приду!
Дети: о зёрнышке, о колоске, о дождике и солнышке, о том, как зёрнышко превращается в росток, о муке, о каравае, о хлебе и т.д.
- А что вы знаете о хлебе?
Дети: Хлеб - это продукт, хлеб продают в магазине, хлеб бывает белый и чёрный.
Воспитатель: Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Ведь недаром говорят «Земля матушка, а хлеб батюшка».
А какие пословицы о хлебе вы знаете?
Дети:
«Хлеб - всему голова»;
«Плох обед, когда хлеба нет»;
«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска»;
«Не в пору обед, когда хлеба нет».
«Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют»
Воспитатель: Ребята, вот и сегодня к нам в гости пришло пшеничное
зёрнышко, чтобы вместе с вами вспомнить, как у нас на столе появился хлеб.
- Кто мне подскажет, как называются люди, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы
Воспитатель: Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами.
- Скажите, пожалуйста, для того, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб?
Дети: - Копает землю рвёт траву...(поле большое...наверно, какие-то машины это делают?)
Воспитатель: Трактор вспахивает землю, сзади которых прицеплены плуги.
А кто работает на тракторе?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Вот мы вспахали землю, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?
Дети: Разбить комки, рыхлить...
Воспитатель: Землю рыхлят бороной, а потом сеют зерно.
Ребята, а сейчас давайте вспомним наше наблюдение за ростом пшеничного зерна и поиграем.
Игра «Выбери нужное» Из предложенных картинок дети выбирают те, которые необходимы для роста зёрнышка.
- А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.
Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Воспитатель - Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Вот наши зёрнышки превратились в колоски, а колоски созрели. А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Поле становится какое?
Игра «Назови какое поле?»
Дети: Жёлтое, золотое, спелое, сухое, колосистое и т.д.
Воспитатель — Правильно, пора хлеборобам убирать урожай. А какие машины помогают в этом?
Дети: Комбайн
Воспитатель: А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнёр.
Он идёт - волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
А что рядом с комбайном едет? Машина. Кто управляет машиной? Шофёр.
Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.
(Дети встают перед стульчиками)
Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса. Давайте возьмём насос и накачаем их.
Дыхательная гимнастика
Ну что, поехали! Ехали, ехали,
На кочку наехали
С горки съехали
На элеватор приехали.
Дети садятся за парты. Перед ними тарелочка с разными зёрнышками.
Воспитатель: Ребята, на этом элеваторе хранятся только пшеничные зёрнышки. А здесь они перемешались с другими. Давайте их выберем. Кто справится быстрее всех, тот поднимет колосок.
Игра «Золушка»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?
Почему? А из чего можно?
Воспитатель: Нужно зерно перемолоть, превратить его в муку. А где это можно сделать? На мельнице. А кто работает на мельнице?
Дети: Мельник.
Воспитатель: Правильно, а муку куда отправляют?
Дети: В пекарню и в магазин.
Воспитатель: Да. Пекарь замесит тесто, и что он испечёт?
Дети: Хлеб, булочки, батоны, баранки, пироги, сушки, крендельки и т.д.
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами превратимся в пекарей, хотите?
Тогда проходите к столу.
Мы с зёрнышком приготовили волшебное тесто, из которого приготовим пирожки в наш игрушечный магазин.
Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик. Положите на дощечку, приплюсните, растяните его пальцами, чтобы получилась лепёшка, подравняйте края. Возьмите формочку и выдавите фигурку. Положим на противень и отнесём сушиться.
Воспитатель: Молодцы ребята, славно мы сегодня потрудились. Вот только незадача, у меня есть коробочка, в которую я собираю остатки и крошки хлеба после завтрака, обеда, и полдника. Подскажите, что мне с ними сделать? Может быть выбросить?
Дети: Нет. Хлеб нельзя выбрасывать. Его нужно беречь, а остатки и крошки мы скормим птичкам на прогулке.