kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование творческого воображения у дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

  пн., 27.05.2019

Составитель:

Подлипаева Наталия Сергеевна,

воспитатель первой категории

МАУ ДО «Сорокинский центр развития ребёнка -

детский сад № 1»

 

В статье раскрываются понятие творческого воображения и особенности его формирования у детей старшего дошкольного возраста, предложены условия и способы формирования у детей воображения творческого характера

Воображение и творчество являются одними из наиболее мощных движущих сил современного общества. В процессе творчества происходит эмоциональная разрядка, раскрывается потенциал личности, рождаются яркие идеи, создается нечто принципиально новое [1].

Становление и формирование творческого воображения происходит в детском возрасте, поэтому перед образовательными учреждениями стоит важная задача развития творческого воображения учащихся старшего дошкольного возраста и создания благоприятной почвы для детского самовыражения.

Главной особенностью формирования творческого воображения у детей является его привязанность к жизненному опыту и окружающей действительности. Ребенок должен учиться отражать предметы и явления, которые встречал в жизни или самостоятельно выдумал, посредством творчества. При этом полученные знания и эмоции могут находить выражение в самых разных видах искусства: рисунках, танцах, сочинении стихов, сказок и т.д. [3].

Детское воображение имеет принципиальные отличия от взрослого. Благодаря отсутствию многих шаблонов мышления, свойственных взрослым, детское творческое воображение нередко кажется свободным и очень богатым, однако на самом деле это не так. Восприятие и переработка образов, характерные для творчества, базируются на основе полученных знаний и жизненного опыта. С этой точки зрения детское воображение никак не может превосходить взрослое. А широта воображения проявляется лишь за счет отсутствия критического мышления, свойственного взрослым. Иными словами, дети свободно генерируют новые идеи, не боясь совершить ошибку [8].

По видам активности воображение принято различать на:

  • Активное, при котором образы создаются сознательно и по самостоятельному желанию ребенка;

  • Созерцательное, к которому относятся мечты, фантазии, сновидения;

  • Пассивное, формирующее образы произвольно и спонтанно.

Все перечисленные виды творческого воображения играют важную роль в жизни ребенка: они помогают познавать окружающий мир, восполнять пробелы в знаниях и собирать воедино разрозненные, обрывочные или недостаточные сведения о чем-либо.

Именно в старшем дошкольном возрасте детское воображение переходит в активную стадию и перерастает в осознанное творчество.

Условия правильного формирования творческого воображения у детей.

Задатки творческого воображения присутствуют практически у всех детей дошкольного возраста, однако оно не способно развиваться самостоятельно: для успешного и правильного формирования творческой личности ребенка необходима благоприятная почва [5].

Так, на начальных этапах становление творческого воображения у детей проходит под влиянием взрослых: родители и педагоги помогают ребенку в накоплении опыта и подталкивают его к произвольному созданию образов. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает проявлять воображение самостоятельно, максимально индивидуализируя процесс своего творчества, опираясь только на собственные знания и ощущения.

Одним из наиболее важных шагов на пути к правильному формированию воображения и раскрытию творческого потенциала ребенка, как ни странно, является его раннее физическое развитие. Так, накопить опыт, приобрести множество новых знаний об окружающем мире помогут занятия гимнастикой, плаваньем и другими видами активностей.

Кроме того, важную роль играет обстановка, в которой находится ребенок. Желательно, чтобы игры, круг общения и другие сферы его жизни немного опережали его собственное развитие, стимулируя тем самым к ускоренным темпам ознакомления с окружающей средой, быстрому приобретению новых знаний и навыков [2].

Еще одним необходимым условием формирования воображения у ребенка является свобода его творчества. Необходимо предоставлять ребенку самостоятельно выбирать вид творческой деятельности, чередовать занятия и контролировать их продолжительность. Одним словом, создавать благоприятную почву для творчества, не допуская, чтобы ребенок переутомился и процесс преобразования воображения в активное творчество стал вызывать негативные эмоции.

Именно удовольствие от процесса создания образов в воображении и последующее воплощение их посредством творчества является залогом полноценного самовыражения. При этом важно следить, чтобы характер творческого процесса требовал от ребенка максимальной концентрации и напряжения [7].

Важным условием для развития творческой личности, реализации творческого потенциала является и комфортная психологическая атмосфера, в которой растет и развивается ребенок. Задача взрослых – обеспечить ребенку чувство защищенности, спокойствия и поддержки в процессе творческих поисков. Дошкольник должен иметь достаточно свободного времени для самореализации и самовыражения. Не следует критиковать проявления детского воображения и результаты его творчества, терпеливо относясь к его выдумкам и с участием принимая его творческие неудачи.

Способы развития творческого воображения.

Существует несколько эффективных способов формирования и последующего полноценного развития воображения ребенка [3].

  • Обогащение жизненного опыта. Чем больше ребенок знает, чем шире диапазон знакомых ему эмоций, тем разнообразнее и ярче могут быть его фантазии.

  • Чтение. Погружение в мир книг, путешествия по неизведанным местам, знакомство с яркими героями – все это является мощным стимулом для развития воображения.

  • Сочинение. Самостоятельное придумывание историй, возможность наполнения их произвольными деталями также способствуют развитию творческого воображения малыша.

  • Рисование. Воссоздание придуманных образов посредством изобразительного искусства способствует не только активации творческого воображения, но и развитию абстрактно-логического мышления.

Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеет важное значение в процессе подготовки ребенка к последующему школьному обучению, поскольку при его отсутствии образовательная деятельность не может проходить в полной мере. Так, воображение помогает представить предметы и явления, которые не встречались ученику в реальной жизни: исторические события, географические объекты, взаимодействие химических элементов и т.д. [8].

Кроме того, развитие творческой личности ребенка является существенным вкладом в его сбалансированное психо-эмоциональное состояние. Даже если человек не наделен выдающимися талантами в том или ином виде искусства, выражение себя через творчество позволяет выплеснуть негативные эмоции, выразить свои чувства, страхи и переживания.

Благодаря воображению и последующим попыткам передать воображаемые образы посредством искусства ребенок развивает память, внимание, учится анализировать, создавать нечто новое. Во время изобразительной деятельности малыш развивает интуитивное и пространственное мышление, чувство цвета и формы, а сочинение стихов или сказок способствует развитию речевых навыков [4].

Такие качества воображения, как широта, самостоятельность, яркость формируются лишь при условии систематических творческих практик. За регулярностью этого процесса должны следить взрослые, направляя и подталкивая ребенка к творчеству, если тот ленится. Однако не следует навязывать малышу готовые темы для воображения: он должен самостоятельно разрабатывать образы, оперируя лишь собственными знаниями об окружающем мире.

Физические активности, развивающие игры, специальные упражнения – возможности для развития и правильного формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста множество. Однако, чтобы избежать стихийного развития творческого потенциала ребенка и добиться его высокого уровня, как родителям, так и педагогам следует уделять внимание систематическим занятиям в этой области [6].

Развитие творческого воображения у старших дошкольников способствует расширению кругозора, совершенствует познавательные процессы, формирует способность мыслить нешаблонно. От того, насколько развиты эти составляющие, во многом зависит не только творческий потенциал, но и весь процесс взаимодействия с окружающим миром ребенка в будущем. Так, способность нестандартно мыслить во взрослом возрасте помогает быстро находить пути решения проблем и творчески подходить к преодолению жизненных трудностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте  [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: «Просвещение», 2011. — 124 с.

  2. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / А.Я. Дудецкий.- Смоленск: ООО Издательский дом, 2004. - С.214.

  3. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях формирования воображения у детей [Текст] /О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. - С.32.

  4. Закаулова, Н. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников в продуктивных видах деятельности и художественном творчестве [Текст]/Н.А. Закаулова// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2015. – № 33. – ART 132601. – URL: http://www.kids.covenok.ru/132601.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

  5. Иванова, А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136–138.

  6. Кравцова, Е. Формирование воображения [Текст]/Е. Кравцова// Дошкольное воспитание. -2005. -№12. - С.17.

  7. Шинкарёва, Н. А. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста [Текст]/Н.А. Шинкарева, А.В. Карманова // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1210-1213. — URL https://moluch.ru/archive/113/29439/ (дата обращения: 26.05.2019).

  8. Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе [Текст]/Н.А. Шинкарева// Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055. — URL https://moluch.ru/archive/104/24137/ (дата обращения: 26.05.2019).

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005892




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Петрова Ольга Владимировна

Дата: 10.12.2019

Номер свидетельства: 531317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(128) "oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224132"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438514754"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224134"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438515401"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Опыт работы "ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" "
    ["seo_title"] => string(119) "opyt-raboty-formirovaniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-u-dietiei-starshiego-doshkol-nogo-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "238219"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444503577"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(116) "orghanizatsiia-ighrovoi-dieiatiel-nosti-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "251309"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447230533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства