Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения
учитель-логопед Т.А. Беклемышева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Пермский край Карагайский район
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам - он будет долго и напрасно мучиться, но
свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их
усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Речь – величайшее богатство, данное человеку. И ее, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача - развивать речь ребенка, передать каждому из них любовь к слову, воспитывать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребенка в интересное путешествие по прекрасной стране родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.
Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.
Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приемами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы. Как раз с этой целью используются специальные приемы, направленные на развитие связной речи. Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование. По сути своей оно представляет применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказе текстов, использование схем для описания одежды, обуви, овощей, фруктов, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики.
Чтобы достигнуть положительных результатов, была поставлена цель: помочь ребенку стать творческой личностью, так как развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи, научить его выражать свои мысли свободно, последовательно, интересно. Моделируя и отлаживая работу по развитию связной речи детей, на основе авторских конспектов занятий используются следующие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, схем, мнемотехники.
Ожидаемые результаты
Старшая группа
Подготовительная группа
Дети связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику или моделирование; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
Дети составляют текст коллективно (командами), проявляя творчество; умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста; выстраивают сюжетную линию в рассказе; используют разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания.
Прежде чем начать работу по достижению цели и задач была проведена диагностика. Результаты показали: что словарный запас пассивный, позволяет детям понимать обращенную к ним речь, но активный запас слов явно недостаточен, особенно мало глаголов и прилагательных. Дети затруднялись в названии действий, предметов и их определений. Диалог поддерживали однословными ответами, общались неохотно, больше молчали. В итоге: низкий уровень речевого развития. Работа по формированию связной речи началась с детьми 5-ти летнего возраста. Изучив пособие «Чего на свете не бывает?» О.М.Дьяченко, где она описывает свою работу по ознакомлению детей с моделями, которые способствуют развитию воображения и связной речи. Мне понравился этот метод работы, решила попробовать развивать у детей связную речь посредством модели. Но сначала надо было обогатить словарь детей, так как по итогам диагностики он был беден. И основное внимание в словарной работе я уделила накоплению и обогащению словаря на основе знаний, и представлений из окружающей жизни ребенка, активизация разных частей речи: имен существительных, глаголов, прилагательных и наречий.
Показывала детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для этого учила их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: (что это? кто это?) видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием; возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение проводилось в играх: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто, что умеет делать?». Здесь использовалась предметная модель, которая формирует умение воспроизвести представление об объекте.
Следующим этапом было научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начать работу нужно с простейших мнемо квадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Опираясь на опыт педагогов, были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащающих словарный запас детей.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т.М., Воробьевой В.К., Ткаченко Т.А. и др. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этим проводятся речевые игры, обязательное использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. И очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности игру. Игровые приемы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь.
Многолетняя практика и поиск новых путей повышения результативности работы по развитию связной речи показали, что добиться положительного результата можно, если формировать, поддерживать и стимулировать познавательный интерес. Выстраивается логическая лесенка:
· Связная речь – грамотно оформленная мысль;
· Мысль базируется на знаниях – без знаний нет интеллекта;
· Детские знания приобретаются в игре;
Познание – это важнейшее приключение в жизни, самая важная, интересная и развивающая игра на свете. И взрослые, и дети должны получать удовольствие от процесса обучения как от самой увлекательной игры.
· Придумывание рассказа по логически стройной цепочке слов;
· Придумывание рассказа с продолжением;
· Рассказ-зарисовка по опорным словам;
· Рассказы-инсценировки (используя мнемотаблицы);
· Рассказы-рассужденя;
· Рассказы – небылицы.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, дает свои результаты. Дети быстрее научились произносить звуки. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе. Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость. Повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции. Особенно удаются рассказы по серии сюжетных картинок. Итак, обучение детей для меня – это учение с увлечением. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.
В перспективе запланирована проектно-иследовательская деятельность. Разработаны проекты «Составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц», «Ребятам – о зверятах», которые помогут детям не только легко, понятно и последовательно излагать свои мысли, но и выступать в роли исследователя, познавая окружающий мир, ближе знакомясь с родным краем.
Используемая литература:
1. Агапова А.И., Давыдова М.А. Мир родного языка: Игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников. – М.: АРКТИ, 2008. – 144с.
2. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. , 2005.
3. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает?
4. Малетина Н.С., Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004. №6.
5. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4. С.102-115.
6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание. – 1990. - №10.
7. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребенок в детском саду. 2004.№2.