=
Развитие словарного запаса в ДОУ
Лексику современного русского языка можно рассматривать с точки зрения ее происхождения, социально-диалектного состава, активного и пассивного запаса, экспрессивно-стилистической и т.д.
соотношение сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного или письменного сообщения. Экспрессивная речь - процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма. Начинается экспрессивная речь с мотива и замысла высказывания, далее следует стадия внутренней речи и заканчивается развернутым речевым высказыванием. Д.Э. Розенталь и М. А. Теленкова раскрывают определение пассивного словаря, как слова понятные, знакомые, но не употребляемые говорящим в обычном речевом общении. Активный словарь, как отмечают Д. Э. Розенталь и М. А. Теленкова, это слова, которые активно использует говорящий на данном языке. Слова не только понимает, но и употребляет. Самостоятельная речь малыша в этот период — это еще не настоящая речь ни по своему значению, ни по своей функции. У ребенка нет еще настоящей потребности в речевом общении с взрослым; Такая речь называется в психологической литературе «автономной», так как в ней не используется сложившаяся система языка окружающих. Детское словотворчество — наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений. Ребенок, наблюдая реальные отношения, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы и обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам Е.И. Тихеева отмечает, что дети старшего дошкольного возраста способны достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, активно участвовать в беседе. Автор отмечает, что речевая деятельность- совокупность действий по порождению и восприятию речи, которая включает перевод определённого содержания в текст и извлечение содержания из текста, процессов связанных с производством новых единиц. Усвоение языковых правил является для всех единой, сначала постигаются самые основные, глубинные модели языка и языковые правила. В литературе можно увидеть разное отношение к абсолютному составу словаря и его приросту. Таким образом, отделение речи от непосредственного практического опыта происходит именно в дошкольном возрасте. Главная особенность – это возникновение планирующей функции речи. Этот период имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка. Неправильное или недостаточное воспитание в этом возрасте в дальнейшем может привести к педагогической запущенности; речь такого ребенка будет сильно отставать в развитии по сравнению с речью его сверстника, воспитывающегося в нормальных условиях. Поэтому на развитие речи ребенка надо обратить самое серьезное внимание уже в этот период.
Театрализованная игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная игра — один из частных видов игровой деятельности детей, который, в свою очередь, является ведущим среди всех видов деятельности дошкольников. Большинство ученых, изучавших проблемы развития и обучения детей, дают различные определения игры и по-разному классифицируют ее виды. Мы будем ориентироваться на определение игры, данное Д.Б. Элькониным. Он пишет об игре как о деятельности, «в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.». Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых отмечают особую роль театрализованных игр. Театрализованная игра — необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, сказка доставляет радость и удивление — истоки творчества. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству, и часто называют их «творческими.Игры-драматизации «представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом — сценарием игры». В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров. В ней бывает иногда достаточно внешнего подражания. Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами. Принимая во внимание, что исследователя выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную, — мы считаем, что театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной. Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем в театрализованных играх роль, привлекательная для ребенка, требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества. В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами. По сравнению с сюжетно-ролевой игрой в театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла имеют гораздо большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, которая затем начинает определять выбор игровых действий. В то же время следует разграничить понятия «роль» и «игровой образ», поскольку понятие «роль» обозначает человека или животного, для которого характерны типичные проявления. Игровой образ, скорее сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. Игровое действие в театрализованных играх может носить разный характер. Так, в режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху». В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета. Мы ориентируемся на две основные группы театрализованных игр — режиссерские и игры-драматизации.
Таким образом, игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетический более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры. Под понятием «режиссерские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными (обычно мелкими — не обязательно куклами) предметами, которыми ребенок манипулирует как режиссер. Он сам создает сюжет, сценарий, и именно эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. Важная особенность этих игр состоит в том, что ребенок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, он сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова и его последователей, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.
Поскольку театрализованная игра строится по заранее определенному сценарию, в том числе и основанному на художественном произведении, то следует отметить выделенное Д.Б. Лукониным различие сюжета и содержания игры. Сюжет — это та сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре. Психологическое содержание игры — то, что именно воспроизводится в сюжете, т.е. моделирование социальных отношений, а также отношений и ситуаций в окружающем природном мире.
В ряде исследований содержательный компонент театрализованных игр рассматривается как возможность создания разных сценариев: сочинения, импровизации, коротких сценок, инсценировок литературного текста, воплощения в игре житейских ситуаций и т.д. Театрализованная игра широко используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы. В этом случае процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.
Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз» — это привычная обстановка двустороннего эмоционального контакта с рассказчиком. В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные технические средства обучения для знакомства с художественными произведениями, которые затем можно театрализовать.
Театрализованная игра широко используется на традиционных занятиях по ознакомлению с художественными произведениями как вспомогательное средство для решения программных задач: закрепления знания литературного произведения, развития диалогической и монологической связной речи, общения. В работу по театрализации последовательно включается значительное количество художественных произведений. Как правило, одно литературное произведение (стихотворение, сказка) предполагает проведение трех занятий.Первое занятие начинается с небольшой вступительной беседы, вводящей детей в сказочную атмосферу или в ту сферу действительности, которая освещается в произведении. Эта часть включает игровые моменты, рассматривание картины или обложки книги. Вторая часть занятия посвящается знакомству с произведением. Педагог пересказывает его, наблюдает за реакцией детей, усиливает эмоциональные моменты, изменяет текст для облегчения понимания содержания, мотивов поступков героев. Затем следует краткий разбор произведения: ответы на вопросы по фабуле произведения, словарная работа. Повторное чтение произведения сопровождается театрализацией с помощью театра на фланелеграфе, настольного театра, бибабо, пальчиковых кукол, комментированным рисованием педагога. В зависимости от объема произведения (короткое стихотворение или длинная сказка) можно повторить рассказ на следующем, втором занятии, во время которого педагог побуждает детей в соответствии с индивидуальными возможностями воспроизвести сюжет сказки по вопросам, причем анализируются не только конкретные события сказки, но и нравственное ее содержание. На третьем занятии вопросы по сказке задаются для уточнения ее содержания и хода рассказывания. Педагог пользуется различными формами моделирования ситуации: последовательными картинами (план сказки), конструктивными приемами (составление отдельных деталей — частей декораций из объемного конструктора, плоскостного материала), всеми видами театра. В работе с детьми старшего дошкольного возраста применяются символическое моделирование, элементы приемов мнемотехники.
Театрализованная игра широко используется на традиционных занятиях по ознакомлению с художественными произведениями как вспомогательное средство для решения программных задач: закрепления знания литературного произведения, развития диалогической и монологической связной речи, общения.