kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                      =

Развитие словарного запаса в ДОУ

Лексику современного русского языка можно рассматривать с точки зрения ее происхождения, социально-диалектного состава, активного и пассивного запаса, экспрессивно-стилистической и т.д.

соотношение сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного или письменного сообщения. Экспрессивная речь - процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма. Начинается экспрессивная речь с мотива и замысла высказывания, далее следует стадия внутренней речи и заканчивается развернутым речевым высказыванием. Д.Э. Розенталь и М. А. Теленкова раскрывают определение пассивного словаря, как слова понятные, знакомые, но не употребляемые говорящим в обычном речевом общении. Активный словарь, как отмечают Д. Э. Розенталь и М. А. Теленкова, это слова, которые активно использует говорящий на данном языке. Слова не только понимает, но и употребляет. Самостоятельная речь малыша в этот период — это еще не настоящая речь ни по своему значению, ни по своей функции. У ребенка нет еще настоящей потребности в речевом общении с взрослым; Такая речь называется в психологической литературе «автономной», так как в ней не используется сложившаяся система языка окружающих. Детское словотворчество — наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений. Ребенок, наблюдая реальные отношения, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы и обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам Е.И. Тихеева отмечает, что дети старшего дошкольного возраста способны достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, активно участвовать в беседе. Автор отмечает, что речевая деятельность- совокупность действий по порождению и восприятию речи, которая включает перевод определённого содержания в текст и извлечение содержания из текста, процессов связанных с производством новых единиц. Усвоение языковых правил является для всех единой, сначала постигаются самые основные, глубинные модели языка и языковые правила. В литературе можно увидеть разное отношение к абсолютному составу словаря и его приросту. Таким образом, отделение речи от непосредственного практического опыта происходит именно в дошкольном возрасте. Главная особенность – это возникновение планирующей функции речи. Этот период имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка. Неправильное или недостаточное воспитание в этом возрасте в дальнейшем может привести к педагогической запущенности; речь такого ребенка будет сильно отставать в развитии по сравнению с речью его сверстника, воспитывающегося в нормальных условиях. Поэтому на развитие речи ребенка надо обратить самое серьезное внимание уже в этот период.

Театрализованная игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная игра — один из частных видов игровой деятельности детей, который, в свою очередь, является ведущим среди всех видов деятельности дошкольников. Большинство ученых, изучавших проблемы развития и обучения детей, дают различные определения игры и по-разному классифицируют ее виды. Мы будем ориентироваться на определение игры, данное Д.Б. Элькониным. Он пишет об игре как о деятельности, «в которой воссоздаются социальные отношения между людьми.». Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых отмечают особую роль театрализованных игр. Театрализованная игра — необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, сказка доставляет радость и удивление — истоки творчества. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству, и часто называют их «творческими.Игры-драматизации «представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом — сценарием игры». В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров. В ней бывает иногда достаточно внешнего подражания. Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами. Принимая во внимание, что исследователя выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную, — мы считаем, что театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной. Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем в театрализованных играх роль, привлекательная для ребенка, требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества. В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами. По сравнению с сюжетно-ролевой игрой в театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла имеют гораздо большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, которая затем начинает определять выбор игровых действий. В то же время следует разграничить понятия «роль» и «игровой образ», поскольку понятие «роль» обозначает человека или животного, для которого характерны типичные проявления. Игровой образ, скорее сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. Игровое действие в театрализованных играх может носить разный характер. Так, в режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху». В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета. Мы ориентируемся на две основные группы театрализованных игр — режиссерские и игры-драматизации.

Таким образом, игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетический более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры. Под понятием «режиссерские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными (обычно мелкими — не обязательно куклами) предметами, которыми ребенок манипулирует как режиссер. Он сам создает сюжет, сценарий, и именно эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. Важная особенность этих игр состоит в том, что ребенок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, он сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова и его последователей, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Поскольку театрализованная игра строится по заранее определенному сценарию, в том числе и основанному на художественном произведении, то следует отметить выделенное Д.Б. Лукониным различие сюжета и содержания игры. Сюжет — это та сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре. Психологическое содержание игры — то, что именно воспроизводится в сюжете, т.е. моделирование социальных отношений, а также отношений и ситуаций в окружающем природном мире.

В ряде исследований содержательный компонент театрализованных игр рассматривается как возможность создания разных сценариев: сочинения, импровизации, коротких сценок, инсценировок литературного текста, воплощения в игре житейских ситуаций и т.д. Театрализованная игра широко используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы. В этом случае процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.

Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз» — это привычная обстановка двустороннего эмоционального контакта с рассказчиком. В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные технические средства обучения для знакомства с художественными произведениями, которые затем можно театрализовать.

Театрализованная игра широко используется на традиционных занятиях по ознакомлению с художественными произведениями как вспомогательное средство для решения программных задач: закрепления знания литературного произведения, развития диалогической и монологической связной речи, общения. В работу по театрализации последовательно включается значительное количество художественных произведений. Как правило, одно литературное произведение (стихотворение, сказка) предполагает проведение трех занятий.Первое занятие начинается с небольшой вступительной беседы, вводящей детей в сказочную атмосферу или в ту сферу действительности, которая освещается в произведении. Эта часть включает игровые моменты, рассматривание картины или обложки книги. Вторая часть занятия посвящается знакомству с произведением. Педагог пересказывает его, наблюдает за реакцией детей, усиливает эмоциональные моменты, изменяет текст для облегчения понимания содержания, мотивов поступков героев. Затем следует краткий разбор произведения: ответы на вопросы по фабуле произведения, словарная работа. Повторное чтение произведения сопровождается театрализацией с помощью театра на фланелеграфе, настольного театра, бибабо, пальчиковых кукол, комментированным рисованием педагога. В зависимости от объема произведения (короткое стихотворение или длинная сказка) можно повторить рассказ на следующем, втором занятии, во время которого педагог побуждает детей в соответствии с индивидуальными возможностями воспроизвести сюжет сказки по вопросам, причем анализируются не только конкретные события сказки, но и нравственное ее содержание. На третьем занятии вопросы по сказке задаются для уточнения ее содержания и хода рассказывания. Педагог пользуется различными формами моделирования ситуации: последовательными картинами (план сказки), конструктивными приемами (составление отдельных деталей — частей декораций из объемного конструктора, плоскостного материала), всеми видами театра. В работе с детьми старшего дошкольного возраста применяются символическое моделирование, элементы приемов мнемотехники.

Театрализованная игра широко используется на традиционных занятиях по ознакомлению с художественными произведениями как вспомогательное средство для решения программных задач: закрепления знания литературного произведения, развития диалогической и монологической связной речи, общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности »

1. Развитие словарного запаса в онтогенезе


Лексику современного русского языка можно рассматривать с точки зрения ее происхождения, социально-диалектного состава, активного и пассивного запаса, экспрессивно-стилистической и т.д.

Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова дают определение импрессивной и экспрессивной речи. По мнению авторов импрессивная речь - понимание устной и письменной речи. В психологическую структуру импрессивной речи входят несколько этапов:

- первичное восприятие речевого сообщения;

- декодирование сообщения;

- соотношение сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного или письменного сообщения.

Экспрессивная речь - процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма. Начинается экспрессивная речь с мотива и замысла высказывания, далее следует стадия внутренней речи и заканчивается развернутым речевым высказыванием [29].

Д.Э. Розенталь и М. А. Теленкова раскрывают определение пассивного словаря, как слова понятные, знакомые, но не употребляемые говорящим в обычном речевом общении. Активный словарь, как отмечают Д. Э. Розенталь и М. А. Теленкова, это слова, которые активно использует говорящий на данном языке. Слова не только понимает, но и употребляет [29].

Выделяют словари: номинативный имена существительные), атрибутивный (имена прилагательные) и предикативный (глаголы).

Д. Э. Розенталь и М. А. Теленкова дают основные определения:

- номинатив – это (лат. casus nominativus) - тo же, что именительный падеж; служащий для называния, обозначения;

- атрибутивная лексика – это слова языка, которые выполняют определительную функцию. Например, прилагательное: красивый цветок;

- предикат – это 1. Логическое сказуемое — то, что в суждении высказывается о его субъекте. 2. То же, что грамматическое сказуемое [29].

Номинативная функция слова - назначение слова служить наименованием предмета. Номинативное значение слова то же, что предметно-логическое значение слова.

К атрибутивным отношениям авторы относят отношения между предметом и его признаком.

Предикатов (категория состояния, безлично-предикативные слова, cлова состояния, предикативные слова, предикативные наречия)— слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в функции сказуемого (предиката) безличного предложения [29].

Таким образом, понятия словаря рассматриваются как в филологической литературе, так и в психолингвистической литературе.

В развитии лексики исследователями выделяются количественная и качественная стороны этого процесса.

К 5 годам дети правильно произносят и различают все фонемы родного языка. Употребляя лексико-грамматические категории, усваивают согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, предложные конструкции. Свободно пользуются согласованием числительных и существительных [39].

Качественный состав словарного запаса на 4 – 8 году жизни пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту; части тела; некоторые цвета и т.д.

Дети 4 — 5 лет не умеют дополнять и поправлять ответы товарищей, правильно формулировать вопросы. Большинство рассказов детей в этом возрасте копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; наблюдается формальная связь предложений внутри рассказа (словами еще, потом) [6].

На 5 году активно используют названия предметов, входящие в тематические циклы. На 6 году жизни могут использовать качества и свойства, дифференцированные по степени выраженности. На 7 году – проявляется умение подбирать антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, могут образовывать сложные слова, подбирать родственные слова [40].

В литературе можно увидеть разное отношение к абсолютному составу словаря и его приросту.

В.Штерн [42, с. 27], в свое время приводил такие средние цифры для словаря детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к 1,5 годам у ребенка уже присутствует около 100 слов, к двум годам их становится 300-400, к трём годам насчитывается 1000-1100, к четырём годам – 1600, к 5 годам словарь расширяется до 2200 слов.

А.В. Захарова [11, с. 18] обращает наше внимание на соотнесение частей речи в словаре ребенка 6-ти лет: имя существительное является самой распространённой частью речи - 42,3%, глаголов - 30%, наречие встречается реже - 10,3%, имён прилагательных только 8,4%, частиц - 3,9%, местоимений - 2,4%, числительных - 1,2%, союзов - 0,3%.

А.Н. Гвоздев [6, с. 214] в своих исследованиях приводит словарь четырехлетнего ребенка. У ребёнка данного возраста насчитывается 50,2% имён существительных, глаголов - 27,4%, прилагательных - 11,8%, наблюдается 5,8% наречий, числительных - 1,9%, союзов - 1,2%, предлогов - 0,9% столько же междометий и частиц.

В процессе развития словаря слово включается в сложную систему парадигматических и синтагматических связей.

Таким образом, отделение речи от непосредственного практического опыта происходит именно в дошкольном возрасте. Главная особенность – это возникновение планирующей функции речи. Этот период имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка. Неправильное или недостаточное воспитание в этом возрасте в дальнейшем может привести к педагогической запущенности; речь такого ребенка будет сильно отставать в развитии по сравнению с речью его сверстника, воспитывающегося в нормальных условиях. Поэтому на развитие речи ребенка надо обратить самое серьезное внимание уже в этот период. Именно на этом этапе возникают и развиваются все основные способности ребенка, на которых строится в дальнейшем его речь: потребность в общении, артикуляция, внимание к речи, подражание звукам и словам, память на слова, произвольность их произнесения, фонематический слух.

Для нас наиболее существенно при анализе исследований по проблеме формирования словарного запаса у детей рассмотрение роста объема словаря, возрастные динамические изменения системы значений слов, уровень осознания ребенком речевой действительности.




1.1. Театрализованная игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста


Театрализованная игра — один из частных видов игровой деятельности детей, который, в свою очередь, является ведущим среди всех видов деятельности дошкольников. Большинство ученых, изучавших проблемы развития и обучения детей, дают различные определения игры и по-разному классифицируют ее виды. Мы будем ориентироваться на определение игры, данное Д.Б. Элькониным. Он пишет об игре как о деятельности, «в которой воссоздаются социальные отношения между людьми...» [44, с. 21].

Все исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно-ролевую игру (в определении Д.Б. Эльконина), которая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех существенных сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» [4].

Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых [1, 33] отмечают особую роль театрализованных игр. Театрализованная игра — необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, сказка доставляет радость и удивление — истоки творчества [16].

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Например, Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию [4], Е.Л. Трусова употребляет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация» [16].

Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству, и часто называют их «творческими» [3, 9, 14, 17, 38, 44 и др.].

Обобщив литературные данные, мы считаем театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т.п.).

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами [4, 24, 22, 44]. Принимая во внимание, что исследователи [27 и др.] выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную, — мы считаем, что театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной [27].

Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем в театрализованных играх роль, привлекательная для ребенка, требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества. В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами [26].

Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

Игровое действие в театрализованных играх может носить разный характер. Так, в режиссерской игре ребенок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий поворотами сюжета «сверху» [43].

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его наглядные представления.

От общего рассмотрения театрализованной игры перейдем к анализу и классификации ее форм.

В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета [1]. Мы ориентируемся на две основные группы театрализованных игр — режиссерские и игры-драматизации. К режиссерским играм отнесены настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Они объединены по принципу «ребенок — недействующее лицо», он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима-ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который при этом может использовать пальчиковые куклы и куклы-бибабо, что согласуется с определением: «драматизировать — значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей» [18]. Поскольку ребенок играет сам, то использует все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму.

Таким образом, игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры [19]. Важная особенность этих игр состоит в том, что ребенок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, он сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова и его последователей, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста [8].

Поскольку театрализованная игра строится по заранее определенному сценарию, в том числе и основанному на художественном произведении, то следует отметить выделенное Д.Б. Элькониным различие сюжета и содержания игры. Сюжет — это та сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре. Театрализованная игра широко используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы [3, 22, 32, 36]. В этом случае процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.

Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз» [36] — это привычная обстановка двустороннего эмоционального контакта с рассказчиком. В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные технические средства обучения для знакомства с художественными произведениями, которые затем можно театрализовать.

Театрализованная игра широко используется на традиционных занятиях по ознакомлению с художественными произведениями как вспомогательное средство для решения программных задач: закрепления знания литературного произведения, развития диалогической и монологической связной речи, общения [38].

В работу по театрализации последовательно включается значительное количество художественных произведений. Как правило, одно литературное произведение (стихотворение, сказка) предполагает проведение трех занятий.

Первое занятие начинается с небольшой вступительной беседы, вводящей детей в сказочную атмосферу или в ту сферу действительности, которая освещается в произведении. Эта часть включает игровые моменты, рассматривание картины или обложки книги. Вторая часть занятия посвящается знакомству с произведением. Педагог пересказывает его, наблюдает за реакцией детей, усиливает эмоциональные моменты, изменяет текст для облегчения понимания содержания, мотивов поступков героев. Затем следует краткий разбор произведения: ответы на вопросы по фабуле произведения, словарная работа. Повторное чтение произведения сопровождается театрализацией с помощью театра на фланелеграфе, настольного театра, бибабо, пальчиковых кукол, комментированным рисованием педагога. В зависимости от объема произведения (короткое стихотворение или длинная сказка) можно повторить рассказ на следующем, втором занятии, во время которого педагог побуждает детей в соответствии с индивидуальными возможностями воспроизвести сюжет сказки по вопросам, причем анализируются не только конкретные события сказки, но и нравственное ее содержание. На третьем занятии вопросы по сказке задаются для уточнения ее содержания и хода рассказывания. Педагог пользуется различными формами моделирования ситуации: последовательными картинами (план сказки), конструктивными приемами (составление отдельных деталей — частей декораций из объемного конструктора, плоскостного материала), всеми видами театра. В работе с детьми старшего дошкольного возраста применяются символическое моделирование, элементы приемов мнемотехники.

Театрализованные игры используются при обучении дошкольников рассказыванию по картине [36].

Театрализованная игра широко используется на традиционных занятиях по ознакомлению с художественными произведениями как вспомогательное средство для решения программных задач: закрепления знания литературного произведения, развития диалогической и монологической связной речи, общения.


Методические рекомендации по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в процессе использования театрализованных игр


Предыдущий этап исследования доказал практическую необходимость включения театрализованных игр в систему работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие:

- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети [31].

Расписание занятий строится в соответствии с возрастными требованиями из расчета 1 раз в неделю по 30 – 35 минут.

Процесс театральных занятий строился на основе развивающих методик и представлял собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Список произведений, используемых для театрализации, приводится в Приложении.

При проведении занятий ставились следующие задачи:

- Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

- Формирование навыков построения связных монологических высказываний;

- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

- Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.




Заключение


Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию словаря – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Методика констатирующего эксперимента носила системный характер и была направлена на выявление особенностей индивидуального лексикона у дошкольников. Проведенное исследование свидетельствует об определенном развитии словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

На основе качественного анализа результатов исследования было выделено три степени лексического развития дошкольников. С данными группами детей должна быть организована коррекционная работа.

Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие:

- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.

В отборе лексического материала мы исходили из следующих позиций:

1. Доступность предъявляемых слов, как в фонематическом, так и в произносительном плане;

2. Простота слогового состава, как по структуре, так и количеству слогов, входящих в состав слов;

3. Частотность слов в речи.

Таким образом, коррекционные занятия с использованием театрализованных игр позволяют обогатить словарный запас детей старшего дошкольного возраста.



Список литературы


  1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 172 с.

  2. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М., 2007. – 256 с.

  3. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. - М., 1992

  4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2

  5. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4

  6. Игры – драматизации в детском саду: Методические рекомендации/ Сост. Е.Л. Трусова – Киев, 1991

  7. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Дошкольное воспитание. 1999. №12. - С. 17-22

  8. Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М., 2002. 156 с.

  9. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.. - М., 2001. – 128 с.

  10. Реуцкая Н.А., Крылова Е. Н., Мефодьева С. А. Театрализованные игры в детском саду как средство оптимизации личностного развития // Образование в современной школе. – 2007. – № 8. – С. 9–28

  11. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – М., 2010. – 176 с.

  12. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М., 2002. – 208 с.

  13. Стрелкова Л. П. Уроки сказки – М., 1989. – 124 с.

  14. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. – Магнитогорск:, 2002. – 69 с.

  15. Фурмина Л.С., Осокина Т.П., Тимофеева Е.А. Игры и развлечения детей на воздухе. - М., 2004. - 190 с

  16. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание, 2011.- №7























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смирнова Лариса Викторовна

Дата: 02.08.2015

Номер свидетельства: 224132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
    ["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "224134"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438515401"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Проект "Знакомство с традициями и культурой русского народа" для детей старшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(110) "proiekt-znakomstvo-s-traditsiiami-i-kul-turoi-russkogho-naroda-dlia-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "118416"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413131845"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Организация игровой деятельности детей 3 - 4 лет"
    ["seo_title"] => string(56) "orghanizatsiia_ighrovoi_dieiatiel_nosti_dietiei_3_4_liet"
    ["file_id"] => string(6) "458615"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519120412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства