Очень важно знакомить детей с традициями народной культуры, их обычаями. Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа. Расширять представления детей о жизни в старину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
Оборудование:
Зал нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами.
Уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью, накрыт скатертью столом. На столе самовар, хохломская посуда.
На центральной стене развешены рисунки птиц, рядом стоит берёза на ней висят сосульки.
Ход:
Дети входят в зал под русскую народную песню “Как на тоненький ледок” и встают в полукруг.
Ведущая: Сегодня двадцать второе марта - день необычный, день прилёта птиц. В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольётся, Когда лес зазеленится, Когда птицы прилетают, Тогда и весна приходит.
Ведущая:Мы сегодня с вами жавороночков пекли, а теперь будем весну закликать.
Ребёнок:
Жавороночки, прилетите, Студёну зиму унесите, Теплу весну принесите. Зима нам надоела, Весь хлеб поела.
Ведущая:У нас на празднике много гостей собралось, давайте поздороваемся друг с другом.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети исполняют песенные переклички.
1-я группа детей.
Жаворонушки прилетали, Весну-красну окликали, Серы снеги покатились, В речке воды появились.
2-я группа детей.
Солнышко, солнышко, Выгляни на брёвнышко, Там детки сидят, Там детки сидят.
3-я группа детей.
Петушок, петушок, Золотой гребешок. Выгляни в окошко, Дам тебе горошка.
Ведущая:Праздник наш необыкновенный – мы сегодня посмотрим, какая птичка первая прилетит.
Инсценируется потешка “Сорока–белобока”.
Ведущая:А ты, ласточка, где бывала?
Стихотворение “Ласточка”.
- Ласточка, что несёшь?
Касаточка, что несёшь?
- Кашу малым деткам.
- Где они?
- На ветке.
- А ветка где?
- Сжёг огонь.
- А где огонь?
- Дождь потушил.
- А где дождь?
- Выпил бык.
- А где бык?
- Волк унёс.
- А где волк?
- Прогнал Матвей
Липовой дубинкой!
Ведущая:Споём песню о весне.
Исполняется русская народная песня “Веснянка”.
Ведущая:И скворушки торопятся к нам поскорей прилетать.
Стихотворение “Скворец”.
Живёт у нас под крышей Непризнанный артист, И целый день мы слышим Художественный свист. Ещё в полях туманы, Ещё роса блестит, А он, проснувшись рано, Уже вовсю свистит. Свистит не славы ради, Не ради всяких благ, А просто в небо глядя, От сердца! Просто так! Выводит он рулады По нескольку минут… Не требуя награды За свой талант и труд.
Ведущая:А давайтехоровод заведём!
Исполняется хоровод девочек, под русскую народную песню “Берёзонька” в обр. Н. Фураевой.
Ведущая:А теперь, ребята, отгадайте загадку.
Носит серенький жилет, Но у крыльев чёрный цвет, Видишь? Кружит двадцать пар. И кричит кар-кар.
Проводится русская народная игра “Ворон”.
За дверью раздается стук, грохот. Вбегает Кикимора и говорит, что она – жена Домового; ворчит, что её разбудили средь бело дня, а ей днём спать нужно. Кикимора переворачивает лавки, стулья, наводит беспорядок. Ведущая говорит ей, что у детей праздник, они птиц встречают, весну закликают, и предлагает Кикиморе остаться на празднике.
Проводится игра “Жаворонки”.
После игры ведущая прогоняет Кикимору и предлагает двум девочкам прибраться в зале. Дети прибираются.
Ведущая:Молодцы, хорошо всё убрали, а кто же вас работать научил?
Девочки: Матушка!
Ведущая:Посмотрим, как вас она учила.
Проводится инсценирование песни “Было у матушки много детей”.
Ведущая:
А наши чудо-ложкари Пусть станцуют от души!
Исполняется пляска мальчиков с ложками, под русскую народную песню “У нас в округе” в обр.
Ребёнок: Ой вы гуси, гусяточки,
Прилетите к нам, Принесите нам лето тёплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима да наскучила, Руки, ноги отморозила.
Жаворонушки, прилетите-ка, Весну-красну принесите–ка! Нам зима-то надоела, Весь овес переела, Хлеб да капуста – Лучшая закуска! Чувиль, чувиль! Жаворонушки, Красна весна на двор пришла.
Ребёнок:
Ой вы жаворонки, жавороночки, Летите в поле, Несите здоровье: Первое – коровье, Второе – овечье, Третье – человечье.
Под музыку в исполнении народных инструментов (аудиозапись) дети выходят из зала.
Список литературы:
1.М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду» Издательство: М.: Наука 2012г.
2.А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду» Москва , 1998г.,
3.А.И. Максакова, Г.А. Туманова «Народные игры в детском саду» М… «ТЦ Сфера», 2008г.