Дети должны впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры–забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
Цель:
Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
Задачи:
1.Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через театральную деятельность.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения в образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
3. Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико – грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
4.Использовать все виды фольклора ( сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
Предполагаемый результат:
Решая задачу воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуются праздники: календарные, фольклорные, дни именин и развлечений. В группе планируется создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту: СD –диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Будет создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками, отведено место для театральной деятельности. Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества с родной речью, будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
Основная часть:
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту, воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре имеет существенное значение для педагогики в целом и является составной частью дошкольного образования в частности.
Положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны, не теряет своей значимости и по сей день.
Основой народной культуры является мировоззрение народа.
В содержание народной культуры входят мифы, легенды, предания, сказания, эпос, сказки, песни, танцы, ритуалы.
Каждый народ имеет свои традиции, многие из них – общечеловеческую ценность. В качестве традиций выступают идейно – нравственные принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды.
Традиции помогают регулировать поведение людей, предостерегают от неверных поступков, создают уверенность в будущем, служат мощным средством их объединения.
Веками формировались нравственные ценности, которые сейчас являются источником воспитания доброты у детей, представляют такие черты хорошего человека, как гостеприимство, взаимопомощь, единство слова и дела, отзывчивость, справедливость, бережное отношение, скромность, приветливость, щедрость.
Доказано, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовности и интеллекта.
Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа –человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Следовательно, необходимость приобщения дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей малой Родине очевидна. Однако добиться положительных результатов в этом направлении возможно в том случае, если работу начинать с младшего возраста.
Большое значение в приобщении детей к народной культуре я отвожу развивающей среде. В группе создан уголок, где дети знакомятся с национальными предметами, обрядами, устным народным творчеством. В уголке оформлены альбомы по народному творчеству, имеются куклы в русских костюмах. Подобранные предметы русского народного творчества, являясь частью нашей группы, служат местом для игр, развлечений, праздников и бесед с детьми.
Великолепным средством приобщения детей к народной культуре является устное народное творчество: сказки, песенки, поговорки, потешки, хороводы и.т.д. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, зле, уважительное отношение к труду, в них восхваляются положительные качества.
Столкнувшись с тем, что донести до понимания малышей смысл даже короткого фольклорного произведения было сложно, так как в них встречаются слова, которые редко звучат в современной речи, уделяю большое внимание знакомству детей с новыми словами и их значением. Для этого широко использую дидактические игры: «Доскажи словечко», «Узнай по описанию» или использую «Цепочка слов» - игру, где подчёркиваю историческую преемственность с современными аналогами.
( Например, лучина – светец – свечка – лампа – электрическая лампочка)
Разрабатывая систему организации приобщения детей к русской народной культуре через театральную деятельность, мною были выделены задачи начального этапа работы:
1. Определить уровень приобщения детей к народной культуре.
2. Выявить отношение родителей к вопросу приобщения детей к особенностям народной культуры.
3. Изучить особенности организации образовательного процесса ДОУ как условие приобщение детей к народной культуре.
Первая задача по определению уровня приобщения детей к народной культуре, решалась методом индивидуальных бесед, ситуаций – выбора, наблюдения.
Методика «Беседа»
Цель: Выявление знаний детей о русских традициях и праздниках.
С детьми в индивидуальном порядке проводилась беседа, которая включала в себе вопросы о русских традициях и праздниках.
Методика «Пересказ»
Цель: выявление представлений детей о содержательной стороне русской народной сказки.
Ребёнку предлагалось рассказать русскую народную сказку на свой выбор. При оценивании пересказа сказки учитывались следующие критерии: последовательность текста, полнота изложения текста, зачин и концовка сказки, средства выразительности.
Методика «Войди в образ»
Цель: выявление уровня знакомства детей с русскими народными сказками.
Предлагалось изобразить любимый персонаж. Дети решали, насколько данный персонаж в сказке похож на себя и предлагали свои варианты поведения. Оценивается эмоциональность воспроизведения, манера поведения, присутствие в речи средств выразительности свойственных русским народным сказкам.
Методика «Ситуация - выбора»
Цель: выявление представлений детей о русском народном костюме.
Задание проходило в несколько этапов. На первом этапе детям читалась русская народная сказка. На втором – ребят просили нарисовать персонажей сказки. На третьем этапе ребёнку предлагались картинки одежды персонажей. Ребёнок должен выбрать из предложенного, одежду для героев этой сказки аргументируя свой выбор.
Методика «Как думаешь?»
Цель: выявление знаний детей о предметах старинного русского быта.
Детям предоставлялись картинки или фотографии предметов русского быта. Дети должны рассказать, что это за предмет, как назывался, данный предмет и какого его предназначение.
Для оценки усвоения детьми национальных традиций мною были выделены высокий, средний и низкий уровни проявления того или иного показателя.
Анализ использования детьми средств речевой выразительности показал: придерживались последовательности в изложении текста большинство детей – 73%, при этом полнота изложения текста сказки нуждалась в дополнении в -62%, зачин и концовка сказки в 56% соответствовали особенностям русских народных сказок.
На втором этапе своей работы я решала следующие задачи:
Обогащение представлений детей о народных традициях, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о народных традициях в театрализованной деятельности. Выделю несколько методов:
«Я и мой герой» Дети выделяют любимого героя из русской народной сказки, на которого они хотели быть похожими, придумывают приключения, которые могли с ним произойти далее.
«Горница светлая моя» Детям предлагается представить, как выглядела бы их комната, дом, город, если бы они жили в Древней Руси.
«Народные праздники в моей семье» Дети рассказывают о народных праздниках, которые отмечаются в его семье. Подготавливают выступление о данном празднике с участием родителей и родных.
«Сарафан, кафтан, рубаха» Дети представляют себя на месте персонажей русских народных сказок и описывают одежду в которой должен быть его персонаж.
«Поиграй-ка» Детей знакомят с русскими народными играми.
На занятиях и в повседневной жизни дети не только знакомятся с устным народным творчеством, но и учатся сами составлять загадки о предметах старинного русского быта, стихи, сказания, частушки, колядки. На прогулках с детьми разучивали русские подвижные игры.
Родителям были предложены запомнить анкету. Результаты таковы:
68,3% знают что такое русский народный фольклор, 12,5% затруднились ответить, 19,2% не знают. 58,9% применяют малые фольклорные формы в воспитании детей (рассказывают вместе с детьми сказки, отгадывают загадки), 40,1% не используют.
Родители знают, русские народные игры, сами играли в детстве, но со своими играют только 53,8% опрошенных, 46,2% не играют.
Чтобы наладить взаимосвязь с семьёй, для родителей оформлялись выставки детских работ, привлекали родителей к проведению совместных мероприятий, помощь в организации праздников, сборе предметов старины. Уже стало традицией, после проведения таких мероприятий «Осенние посиделки», «Капустник», «Масленица», «Прилёт птиц», «Куделька», «Коляда», «Праздник русской берёзы» дети накопив массу эмоций от проведённого праздника, выражают свои впечатления в рисунках.