Праздник весны. День птиц
Урок изобразительной деятельности и художественного труда в 1 классе.
Цели и задачи:
- развивать творческие способности и воображение;
- закрепить приёмы работы с бумагой;
- активизировать и воспитывать интерес к фольклорным традициям, художественному труду, любовь к родной земле.
Оборудование:
Литературный ряд: стихи;
Изобразительный ряд: изображения различных птиц (грача, скворца, ласточки, соловья, кукушки, аиста), поделки;
Звуковой ряд: голоса птиц, П.И.Чайковский "Времена года" "Апрель".
ТСО: магнитофон, мультимедийный проектор.
Оборудование для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей.
Задание: изготовить птиц из бумаги путём совмещения приёмов симметрического складывания и вырезания. Украсить птиц деталями из цветной бумаги.
Ход урока.
1.Организационная часть. Настрой детей на урок.
2.Сообщение учебного материала.
Звучит тихая музыка П.И.Чайковского "Времена года. Апрель".
Учитель:
Всему на свете свой черёд –
И следом за метелью
Нам позывные подаёт
Весна своей капелью.
Весна - это совершенно особое время. И для наших предков оно имело огромное значение. Весна – это время пробуждения всего живого, это начало нового трудового года. И начинать его нужно было правильно. Считалось, что весна «прилетает» на крыльях птиц из дальних стран. И поэтому люди ждали прилёта птиц, готовились и даже зазывали их.
Жаворонки, прилетите к нам,
Красно летичко принесите нам,
А зимушку унесите от нас.
На экране появляются фрагменты с произведениями народного прикладного творчества, сопровождая рассказ учителя, звучит тихая мелодия.
Образ птицы всегда привлекал людей и находил отражение в разных видах народного творчества. Посмотрите! Какая красивая - эта щепная птица народного мастера А. Петухова из с. Волошки Архангельской области. В народе издавна считали, что своим громким щебетом птицы прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Народные умельцы Хохломы и Гжели расписывали предметы быта, изображая на них сказочных птиц.
Учитель: А кто же прилетает к нам из тёплых стран?
Дети по очереди выходят к доске с изображениями птиц и загадывают загадки. Отгадав загадку, ученик выставляет (сажает птицу на ветку).
1. Кто это? Если он…
Всех перелётных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад - вперёд по пашне вскачь
И зовётся птица ….(грач).
2. Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня…(скворец).
3. Солнцем залита опушка,
Загорелся только день,
И проказница - кукушка
Куковать уселась в тень
Где она? Никто не знает,
На каком сидит суку,
В прятки с солнышком играет
И кричит ему ку–ку-ку (кукушка)
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
5. Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)
6. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Голосисто он поёт. (Соловей)
Дети выставляют изображения птиц на панно.
3. Инструктаж по технике безопасности.
Давайте перед выполнением работы вспомним:
- как правильно обращаться с ножницами;
- как правильно держать бумагу при вырезании;
- для чего нам нужны лоточки;
4. Объяснение задания.
Сегодня на уроке мы изготовим из бумаги красивых птиц и украсим ими нашу классную комнату.
Для выполнения этой работы нам понадобится цветная бумага и ножницы. Лист цветной бумаги складываем пополам вдоль. Предварительно на нём прорисовываем очертания головы и туловища. Вырезаем половинку птички из сложенного листа. Линия сгиба попадает на центральную ось. При разворачивании птичка оказывается целой. Ей остаётся приделать таким же образом изготовленные: клюв, хвост и крылья. Вы можете пофантазировать и украсить завитыми полосками цветной бумаги и сделать разных птиц.
5. Практическая работа.
Учитель демонстрирует приёмы вырезания птицы из бумаги, совмещая приёмы складывания и вырезания. Дети смотрят, внимательно слушают и выполняют за ним. Детали учащиеся приклеивают самостоятельно.
Во время выполнения работы звучит приглушённая музыка.
6. Украшение классной комнаты.
По окончании работы поделки вывешиваются на панно. Учащиеся сами вывешивают своих птиц.
7. Подведение итогов.
Вот и к нам прилетели птички. Послушайте их пение. Но весна к нам придёт ещё быстрее, если мы её позовём.
Дети громко произносят закличку, сопровождая свои слова движениями.
Жучик – крючик – паучок,
Прилети к нам, куличок
Виту – Виту – Виту – лай
Принеси весну в наш край.
Приди к нам, весна, с радостью,
С великой к нам с милостью!
Входит Весна в венке. С ней вместе за руки идут веснянки.
Весна: А вот и я, Весна - красна!
Кому я здесь была нужна?
Ребята: Нам! Нам!
Весна: Я – Весна - красна,
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки.
Перегоняю с речки лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду, в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Здравствуйте, гости дорогие!
Удобно ли вам?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Дорогие гости, я пришла не одна.
У меня есть хорошие помощники- веснянки.
1-ая веснянка: Весна света - март:
Зима недаром злится.
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
2-ая веснянка: Весна воды - апрель:
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
3-ая веснянка: Весна зелёной травы - май:
Уходи зима седая.
Уж красавицы весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины.
Весна: Звонко капают капели
Возле нашего окна,
Птицы весело запели:
Все: Чив-чив-чив – пришла весна!
Все дети в классе исполняют русскую народную песенку:
Ой, бежит ручьём вода
Нету снега, нету льда.
Ой вода! Ой вода!
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли! Журавли!
И соловушки малы!
Мы весняночку поём,
Весну красную зовём.
Пой, поем! Пой, поём!
Весну красную зовём!