Цель: Расширить представление о русской народной песне как об одном из видов устного народного творчества, создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала, развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами, схемами, продолжить работу над выразительным чтением; развивать интерес к русской культуре через русские народные песни, развивать память, внимание, речь учащихся; создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету; воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Познавательные: продолжить формировать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной речи; выбирать вид чтения в зависимости от цели; извлекать информацию из прослушанных текстов, сравнивать.
Регулятивные: продолжить формировать способность понимать цель и учебную задачу, прогнозировать, оценивать усвоение знаний.
Коммуникативные: продолжить формировать умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование:
презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;
карточки для таблицы «ЗНАЮ, УЗНАЛ»;
текст «Что такое народная песня?».
Форма работы: групповая.
Ход урока.
Психологический настрой.
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите.
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения.
Актуализация знаний.
1. Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (интересным, познавательным, плодотворным, развивающим)
- Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима ваша работа. Какими должны быть на уроке ученики?
- Настройте себя с помощью пословиц.
- Для чего нам нужны пословицы?
2. Восстановите пословицы. (Слайд)
Пришла весна, годом не вернёшь
Вешний день так уж не до сна.
Весною день упустишь целый год кормит.
- Какая тема объединяет эти пословицы? (Тема весны и труда)
- Каким образом старались облегчить себе тяжёлый труд раньше, чем развлекали себя? Слайд)
?Аплодисменты нашим дорогим гостям. Огромное спасибо!
- Ребята, какие чувства вызвало у вас выступление этой группы?
Поднимите руку у кого сегодня действительно весеннее настроение. А почему оно у вас такое?
Действительно, все радуются тёплой погоде, яркому ласковому солнцу, первым весенним цветам – подснежникам, звонким ручьям, прилёту птиц. (Слайды о весне )
Весеннее настроение не только у вас, можно с уверенностью сказать, у всей страны. Во все времена люди с радостью встречали весну. Весне посвящали стихи, пели о ней песни, художники рисовали весну.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Слайд) Почему вы так решили? Какие задачи для себя поставим?
-Что значит слово настроение? ( Уточнение значения этого слова по словарю в группах)
IV.Поисково-исследовательская деятельность.
Сегодня мы с вами будем исследователями. Тема нашего исследования «Русские народные песни».
- Какая-то информация о русских народных песнях нам уже известна?
Работа с таблицей ЗУ. (Слайд)
-Заполните кратко первый столбик в таблице «Что вы знаете о русских народных песнях?» Времени вам даётся одна минута. Время пошло.(Работа в группах)
З (знаю)
У (узнал)
Подведение итогов: каждая группа зачитывает свои записи перед классом, учитель кратко записывает в свою таблицу на доске.
Да, вы немало знаете о русских народных песнях. Хотите узнать больше?
2.Работа со статьёй.
1.Стратегия «Инсерт»
У вас на партах есть напечатанный текст статьи.
(Слайд с заданием к статье)
Задание.
1) Прочить статью.
2) С помощью значков v, +, ? выделите в тексте, то, что вы знали v, узнали новое +, не знаете и хотите спросить об этом ?.
3) То, что узнали нового, запишите в таблицу во второй столбец «Что узнал нового о русских народных песнях?». Время на работу 5 минут.
V (уже знал)
+ (новое для меня)
? (хочу спросить)
(Слайд, табличка «Инсерт»)
Текст для прочтения.
Что такое народная песня
Народная песня – это песня, автор которой не известен; автор народной песни – сам народ. Передавая такую песню из поколения в поколение, представители народа могут менять в ней слова, вставлять новые, сочинить продолжение, в результате песня становится действительно детищем народа в прямом смысле. Русские народные песни бывают весёлые и грустные. Они сопровождают их всю жизнь. Народная песня – это всегда общение, через песню люди рассказывают, что у них случилось, какой у них праздник, какое у них горе.
По жанрам песни могут быть обрядовыми календарными и обрядовыми семейными. К обрядовым календарным относятся веснянки, колядки, масленичные. К семейным обрядовым относятся пестушки, колыбельные, свадебные.
Многие учёные, музыканты изучают русские народные песни. В нашей стране есть много фольклорных коллективов, которые поют русские народные песни. Один из них – это коллектив Надежды Бабкиной.
Подведение итогов: каждая группа зачитывает свои записи перед классом, кратко заносят на интерактивную доску в таблицу на доске.(Таблица ЗУ) (Слайд)
-Для чего мы сейчас проделали эту работу?
3. Составление кластера на тему «Русские народные песни»
Физминутка. (Слайд)
Давайте, ребята, отдохнём. Пригласим Весну вместе с жаворонками.
Жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам, (машем поднятыми руками)
Принесите нам лето тёплое, (хлопки)
Унесите от нас зиму холодную. (машем поднятыми руками)
Нам зима холодная надоскучила, (топаем ногами)
Руки, ноги отморозила.(потираем руки)
-К какому виду народного творчества отнесём эти строки?
V.Выполнение упражнений.
Кластер поможет нам в работе над русской народной песней.
Вам придётся исследовать стихотворение. На это задание даётся 2 минуты.
Задание первой группе
Прочитайте на странице 136 русскую народную песню «Идёт матушка-весна…».
2. Определите по кластеру жанр песни.
3.С каким настроением ты будешь читать эту песню?
4.Подготовь выразительное чтение и прочитай перед классом.
Задание второй группе
Прочитайте на странице 136 русскую народную песню «Призыв весны».
Определите по кластеру жанр песни.
С каким настроением ты будешь читать эту песню?
Подготовь выразительное чтение и прочитай перед классом.
Задание третьей группе
1. Прочитайте на странице 137 русскую народную песню «Сад».
2. Определите по кластеру жанр песни.
3. С каким настроением ты будешь читать эту песню?
4. Подготовь выразительное чтение и прочитай перед классом.
Задание четвёртой группе.
1. Прочитай песню на листочках.
2. Определите по кластеру жанр песни.
3. С каким настроением ты будешь читать эту песню?
4. Подготовь выразительное чтение и прочитай перед классом.
Задание пятой группе
1. Прочитайте на странице 156 русскую народную песню «Весна –красна…».
2. Определите по кластеру жанр песни.
3. С каким настроением ты будешь читать эту песню?
4. Подготовь выразительное чтение и прочитай перед классом.
Задание шестой группе
1. Прочитай песню на листочках.
2. Определите по кластеру жанр песни.
3. С каким настроением ты будешь читать эту песню?
4. Подготовь выразительное чтение и прочитай перед классом.
Отчёт каждой группы перед классом.
Что необычного вы заметили в русских народных песнях?
(Нет конкретной рифмы, иногда она отсутствует. Хочется не читать, не петь, а нараспев говорить.)
. Рефлексия. (Слайд)
- Что нового для себя узнали?
- Чем урок был интересен?
- За что бы себя похвалили?
Как бы вы оценили свою работу на уроке? ( Показ кружочков.)
.Домашнее задание. (Слайд)
1. Составить синквейн или весеннюю песенку в рабочей тетради.
2. Прочитать на стр. 156 текст русской народной песни «Вырастай, яблонька…», нарисовать Весну как вы её представляете.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Весеннее настроение»
Открытый урок литературного чтения во 2 а классеУМК «Планета знаний»
Разработала: Галикеева Наталья Михайловна
Тема: Весеннее настроение. Русские народные песни.
Цель: Расширить представление о русской народной песне как об одном из видов устного народного творчества, создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала, развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами, схемами, продолжить работу над выразительным чтением; развивать интерес к русской культуре через русские народные песни, развивать память, внимание, речь учащихся; создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету; воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Познавательные: продолжить формировать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной речи; выбирать вид чтения в зависимости от цели; извлекать информацию из прослушанных текстов, сравнивать.
Регулятивные: продолжить формировать способность понимать цель и учебную задачу, прогнозировать , оценивать усвоение знаний.
Коммуникативные: продолжить формировать умение учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование:
презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;
карточки для таблицы «ЗНАЮ , УЗНАЛ»;
текст «Что такое народная песня?».
Форма работы: групповая.
Ход урока.
Психологический настрой.
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите.
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения.
Актуализация знаний.
1. Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (интересным, познавательным, плодотворным, развивающим)
- Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима ваша работа. Какими должны быть на уроке ученики?
- Настройте себя с помощью пословиц.
- Для чего нам нужны пословицы?
2. Восстановите пословицы. (Слайд)
Пришла весна, годом не вернёшь
Вешний день так уж не до сна.
Весною день упустишь целый год кормит.
- Какая тема объединяет эти пословицы? (Тема весны и труда)
- Каким образом старались облегчить себе тяжёлый труд раньше, чем развлекали себя? Слайд)
‑Аплодисменты нашим дорогим гостям. Огромное спасибо!
- Ребята, какие чувства вызвало у вас выступление этой группы?
Поднимите руку у кого сегодня действительно весеннее настроение. А почему оно у вас такое?
Действительно, все радуются тёплой погоде, яркому ласковому солнцу, первым весенним цветам – подснежникам, звонким ручьям, прилёту птиц. (Слайды о весне )
Весеннее настроение не только у вас, можно с уверенностью сказать, у всей страны. Во все времена люди с радостью встречали весну. Весне посвящали стихи, пели о ней песни, художники рисовали весну.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (Слайд) Почему вы так решили? Какие задачи для себя поставим?
-Что значит слово настроение? ( Уточнение значения этого слова по словарю в группах)
IV.Поисково-исследовательская деятельность.
Сегодня мы с вами будем исследователями. Тема нашего исследования «Русские народные песни».
- Какая-то информация о русских народных песнях нам уже известна?
Работа с таблицей ЗУ. (Слайд)
-Заполните кратко первый столбик в таблице «Что вы знаете о русских народных песнях?» Времени вам даётся одна минута. Время пошло.(Работа в группах)
З (знаю)
У (узнал)
Подведение итогов: каждая группа зачитывает свои записи перед классом, учитель кратко записывает в свою таблицу на доске.
Да, вы немало знаете о русских народных песнях. Хотите узнать больше?
2.Работа со статьёй.
1.Стратегия «Инсерт»
У вас на партах есть напечатанный текст статьи.
(Слайд с заданием к статье)
Задание.
1) Прочить статью.
2) С помощью значков v, +, ? выделите в тексте, то, что вы зналиv, узнали новое +, не знаете и хотите спросить об этом ?.
3) То, что узнали нового, запишите в таблицу во второй столбец «Что узнал нового о русских народных песнях?». Время на работу 5 минут.
Инсерт
V (уже знал)
+ (новое для меня)
? (хочу спросить)
(Слайд , табличка «Инсерт»)
Текст для прочтения.
Что такое народная песня
Народная песня – это песня, автор которой не известен; автор народной песни – сам народ. Передавая такую песню из поколения в поколение, представители народа могут менять в ней слова, вставлять новые, сочинить продолжение, в результате песня становится действительно детищем народа в прямом смысле. Русские народные песни бывают весёлые и грустные. Они сопровождают их всю жизнь. Народная песня – это всегда общение, через песню люди рассказывают, что у них случилось, какой у них праздник, какое у них горе.
По жанрам песни могут быть обрядовыми календарными и обрядовыми семейными. К обрядовым календарным относятся веснянки, колядки, масленичные. К семейным обрядовым относятся пестушки, колыбельные, свадебные.
Многие учёные, музыканты изучают русские народные песни. В нашей стране есть много фольклорных коллективов, которые поют русские народные песни. Один из них – это коллектив Надежды Бабкиной.
Подведение итогов: каждая группа зачитывает свои записи перед классом, кратко заносят на интерактивную доску в таблицу на доске.(Таблица ЗУ) (Слайд)
-Для чего мы сейчас проделали эту работу?
3. Составление кластера на тему «Русские народные песни»
(Слайд)
Физминутка. (Слайд)
Давайте, ребята, отдохнём. Пригласим Весну вместе с жаворонками.
Жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам, (машем поднятыми руками)
Принесите нам лето тёплое, (хлопки)
Унесите от нас зиму холодную. (машем поднятыми руками)
Нам зима холодная надоскучила, (топаем ногами)
Руки, ноги отморозила.(потираем руки)
-К какому виду народного творчества отнесём эти строки?
V.Выполнение упражнений.
Кластер поможет нам в работе над русской народной песней.
Вам придётся исследовать стихотворение. На это задание даётся 2 минуты.
Задание первой группе
Прочитайте на странице 136 русскую народную песню «Идёт матушка-весна…».
2. Определите по кластеру жанр песни.
3.С каким настроением ты будешь читать эту песню?
4.Подготовь выразительное чтение и прочитай перед классом.
Задание второй группе
Прочитайте на странице 136 русскую народную песню «Призыв весны».
Определите по кластеру жанр песни.
С каким настроением ты будешь читать эту песню?
Подготовь выразительное чтение и прочитай перед классом.
Задание третьей группе
1. Прочитайте на странице 137 русскую народную песню «Сад».
2. Определите по кластеру жанр песни.
3. С каким настроением ты будешь читать эту песню?
4. Подготовь выразительное чтение и прочитай перед классом.
Задание четвёртой группе.
1. Прочитай песню на листочках.
2. Определите по кластеру жанр песни.
3. С каким настроением ты будешь читать эту песню?
4. Подготовь выразительное чтение и прочитай перед классом.
Задание пятой группе
1. Прочитайте на странице 156 русскую народную песню «Весна –красна…».
2. Определите по кластеру жанр песни.
3. С каким настроением ты будешь читать эту песню?
4. Подготовь выразительное чтение и прочитай перед классом.
Задание шестой группе
1. Прочитай песню на листочках.
2. Определите по кластеру жанр песни.
3. С каким настроением ты будешь читать эту песню?
4. Подготовь выразительное чтение и прочитай перед классом.
Отчёт каждой группы перед классом.
Что необычного вы заметили в русских народных песнях?
(Нет конкретной рифмы, иногда она отсутствует. Хочется не читать, не петь, а нараспев говорить.)
VI. Рефлексия. (Слайд)
- Что нового для себя узнали?
- Чем урок был интересен?
- За что бы себя похвалили?
Как бы вы оценили свою работу на уроке? ( Показ кружочков.)
Оценивание.
VIII.Домашнее задание. (Слайд)
1. Составить синквейн или весеннюю песенку в рабочей тетради.
2. Прочитать на стр. 156 текст русской народной песни «Вырастай, яблонька…», нарисовать Весну как вы её представляете.