Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе, видеть красоту окружающего мира.
Оборудование и материалы:
Рисунки детей о природе, жетоны в виде планеты, загадки, почётные грамоты, картинки; аудизаписи, телеграмма от совы.
Ход (Звучит музыка Вивальди «Весна».)
Воспитатель
На дворе – весна, всё оживает и расцветает после долгой продолжительной зимы. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. (Обратить внимание на рисунки, которыми украшен зал.) Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо. Солнце, птицы, животные. Это природа! Она кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Дети
Деревья и травы, цветы и кустарники.
Воспитатель
Верно. Они всюду вокруг нас. Ребята, а будете ли вы любить природу, дружить с её красотой, охранять леса, не загрязнять их?
Дети
Да. Мы будем охранять леса, не загрязнять их и дружить с красотой.
Воспитатель
Охрану природы, правила поведения в ней - изучает целая наука. Как называется эта наука?
Дети
Эта наука называется экология.
Воспитатель
И вот сейчас для вас небольшая экологическая разминка. Будьте очень внимательны, до конца выслушивайте вопрос, отвечает тот, кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ получаете жетон.
1.Экологическая разминка.
1. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной.)
2. Как называется дубовый лес? (дубрава)
3. Кто собирает нектар с цветов липы? (пчелы)
4. Погибают ли растения под снегом? (Нет.) Как это можно доказать? (Можно раскопать снег и увидеть зелёную траву.)
5. Чем питаются птицы, которые остаются в наших краях? (Семенами, ягодами, семечками, крошками.)
6. Почему в лесу нельзя разжигать костёр? (Это может вызвать лесной пожар, и погибнут деревья, птицы, звери, выгорит трава, место под костром зарастает 5-7 лет.)
7. У какого дерева белый ствол? (У берёзы.)
Воспитатель
Молодцы, ребята! Вы хорошо отвечали на вопросы. А теперь послушайте такую загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Что это? (Лес.)
(Звучит «шелест весны» Синдинг.)
Воспитатель
Правильно, это лес. А что такое лес?
Дети
Лес – это много деревьев, растущих на больших пространствах.
Воспитатель
Верно. Лес – это чудесное творение природы. Без него давно бы прекратилась жизнь. Ведь листья деревьев, трава поглощают углекислый газ, выдыхаемый нами, и который выпускают фабричные, заводские и автомобильные трубы.
Воспитатель
А теперь, ребята, поиграем.
2. игра «отгадай – ка».
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одеждой зелена. (Береза.)
2. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошёл – и деревцем
Маленьким он стал. (Жёлудь, дуб.)
3. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звёзды яркие,
Золотые, жаркие. (Клён.)
4. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)
5. Весной растёт,
Летом цветёт,
Осенью осыпается
Зимой отсыпается.
А цветок - на медок,
Лечит он от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа.)
Воспитатель
Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки.
Танец для зверят
Воспитатель
У меня в руках картинка с изображением деревьев (растений, насекомых) из песен. Сейчас вы посмотреть на картинку и вспомните песню, в которых упоминается об этих предметах и одну из них исполнить.
3. Музыкальная игра
Воспитатель
Картинка с изображением берёзки соответствует песне
Дети
«Во поле берёза стояла. »
Воспитатель
Картинка с изображением кузнечика соответствует песне
Дети
«Кузнечик».
Воспитатель
Картинка с изображением ёлочки соответствует песне
Дети
«В лесу родилась ёлочка».
Воспитатель
Картинка с изображением солнышка, радуги, соответствует песне
Исполнение песни «веснянка»
4. Выступление детей о деревьях.
Воспитатель
Давайте послушаем выступление о берёзе.
Ребёнок 1
Берёза – дерево наших лесов. У неё стройный белый ствол, гибкие, склоняющие ветви, изящные листочки. Среди других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры. Под тонкой белой корой находится береста. Поверх белого ствола вытянуты тёмные горизонтальные полосы. Это чечевички. Если ранней весной поранить ствол берёзы, то из надреза начнёт по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это вредно для дерева.
Воспитатель
Спасибо. Могучее дерево наших лесов – это Дуб. А теперь послушаем выступление о дубе.
Ребенок 2
Могучее дерево наших лесов - дуб. У него мощный и толстый ствол. Дуб производит впечатление силы и мощи. Он всегда выше всех деревьев, тянется к свету, так как не выносит тени. Дубовый лес называется дубравой. Здесь очень легко дышится, ведь дубы выделяют много кислорода. В дубраве чаще всего можно встретить белый гриб. Листья и цветки на дубах появляются в мае, а плоды дуба – жёлуди начинают расти в начале августа. Жёлуди – любимая еда кабанов, оленей, медведей.
Воспитатель
Спасибо! Послушайте про липу.
Ребенок 3
Липа – это красивое дерево с плотной густой кроной. В её тени всегда прохладно. Липа – это полезное для леса растение. Оно цветёт в конце июня – начале июля. Цветки липы выделяют много нектара, поэтому липа является лучшим медоносом. Липовый мёд – прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушёных липовых цветков. На Руси издавна делали из липы резную кухонную посуду для запасов на зиму. Из коры молодых деревьев раньше драли лыко, которое шло на лапти.
Воспитатель
Спасибо вам, ребята, как много нового, интересного и полезного мы узнали об этих деревьях.
Воспитатель
Ребята, я получила телеграмму. А чтобы узнать, от кого, я вам загадаю загадку:
Угадайте, что за птица
Света яркого боится.
Клюв крючком,
А глаза пятачком.
(Сова.)
Воспитатель
Верно. Это Сова.
Читает телеграмму
Здравствуйте, мои дорогие знатоки природы. Я знаю, что вы много знаете о природе и о лесных обитателях. Поэтому я решила вас проверить. Мои вопросы будут о пользе деревьев для лесных жителей и людей.
1. Какое дерево щедро поит людей и насекомых соком? (Береза.)
2. Какие лесные жители едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка.)
3. Какой гриб любит жить под березой? (Подберезовик.)
4. А под осиной? (Подосиновик.)
5. Кто из обитателей леса любит лакомиться семенами шишек? (Медведь, лось, белка, дятел, клёст.)
6. Какие деревья являются замечательными медоносами? (Липа, рябина, клен, яблоня.)
7. Кто любит полакомиться корой осины, яблони и некоторых других деревьев? (Заяц.)
8. Кому по нраву в лесу ягоды рябины? (Снегирь, свиристель, лось, белка, медведь.)
Танец «зайки».
Воспитатель
Дорогие мои, какие вы молодцы, настоящие знатоки природы, послушайте, сова вам напоминает о 3-х правилах, которые надо знать:
«Не сори, не шуми, не губи! »
На память вам сова – дарит, ребята, семена красивых цветов. Просит посадить их, ухаживайте за ними, чтобы ещё краше, наряднее становилась наша земля и ваш детский сад.
Воспитатель
Все вы, ребята – молодцы! Вы доказали, что являетесь истинными знатоками и друзьями природы. Не важно, кто победил, кто проиграл, а важно, чтобы каждый из вас любил и старался оберегать свой Дом и жить в ладу с природой. Деревья, травы, леса, луга, поля – это всё часть огромного мира под названием Природа, которая даёт нам здоровье, пищу, хорошее настроение, так давайте же её любить и охранять, и она ответит нам тем же.
(Звучит вальс Г. Свиридова «Метель».)
Ребенок
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Воспитатель
Ну а теперь, за то, что вы, ребята, оказались истинными знатоками природы, вы все награждаетесь Почётными грамотами (Торжественное награждение детей).