Просмотр содержимого документа
«Азбука здоровья (группа раннего возраста)»
Эффективные формы и методы здоровьесбережения детей раннего возраста.
МБДОУ №85 «Малиновка»
Группа №7 «Сказка»
Восп.: Горбачева Наталья Юрьевна
Немова Юлия Александровна
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Этот комплекс мер направлен на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Педагог ДОУ является ключевой фигурой воспитательно-образовательного процесса, эффективность которого определяется не только его профессиональной компетентностью, но во многом зависит от его психологического и физического благополучия, отношения к своему здоровью и здоровью детей. Педагог по своему положению, по своей профессиональной и социальной роли является не только носителем знаний, организатором физкультурно-оздоровительной работы, но и воплощением нравственных норм, образом поведения, здорового стиля жизни и адекватного отношения к здоровью.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из ведущих задач образовательных учреждений. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков количество детей с хронической патологией, за последние два года, увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза. Из общей заболеваемости детей дошкольного возраста 75% приходится на ОРВИ и грипп.
Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни привела к необходимости определения комплекса мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.
Перед образовательными учреждениями стоят следующие задачи:
-Создать здоровьесберегающую среду – пространство самореализации.
-Помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы.
-Сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям.
-Стимулировать дошкольника к включению в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности.
-Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка.
-Формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление здоровья.
Основными составляющими здорового образа жизни являются:
- оптимальный режим дня,
- рациональное сбалансированное питание,
- закаливающие процедуры в режиме дня,
- личная гигиена,
- превалирование положительных эмоций.
Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование эффективных педагогических технологий. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это технологии, направленные на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей-педагогов-родителей.
Здоровьесберегающая деятельность ДОУ осуществляется в различных направлениях:
- Медико-профилактическое обеспечивает сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала.
- Физкультурно-оздоровительное – направлено на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, реализуется в основном руководителями физического воспитания.
-Социально-психологическое – на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка, реализуется в основном психологом.
- Спортивно-досуговое – на развитие физических качеств.
- Образовательное – на обучение здоровому образу жизни.
- Информационно-просветительное - на приобщение семьи к здоровому образу жизни и взаимодействие с дошкольным учреждением по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Содержанием всех направлений деятельности являются различные методы и технологии здоровьесбережения, разнообразие которых должно максимально быстро и эффективно приблизить всех субъектов здоровьесберегающей деятельности к конечному желаемому результату – модели “идеально здорового ребенка”.
В нашей группе созданы педагогические условия для обеспечения здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:
-организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
-оснащение группы оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями
Вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников .
Физкультурно-оздоровительные мероприятия :
Подвижные и спортивные игры проводятсякак часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно.
Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются элементы спортивных игр.
Бодрящая гимнастика -после сна в группе каждый день. В работе используется
комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений.
Динамические паузы -во время занятий по 2-5 мин. по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы.
Пальчиковая гимнастика –с младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Дорожки здоровья – после сна ежедневно, как профилактика плоскостопия, выработка правильной осанки.
Дыхательная гимнастика- в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, с младшей группы.
Прогулки на свежем воздухе - проводятся ежедневно, в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий ( до –15 градусов зимой). Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже –15 и скорости ветра более 15 м./сек
Технология обучения здоровому образу жизни:
Физкультурные занятия. Проводятся три раза в неделю в помещении группы, на улице, начиная с раннего дошкольного возраста.
Занятия проводятся в соответствии с программой под ред. Н.Е.Вераксы «От рождения до школы».
Утренняя гимнастика проводится ежедневно, в помещении группы. Комплексы подбираются в соответствии с возрастом детей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
-Воспитание привычки ухаживать за чистотой своего тела, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом; самостоятельно одеваться, следить за своим внешним видом.
-Формирование навыков культурного приёма пищи .
Консультативно-информационная работа с родителями:
В группе мы стараемся создать благоприятные условия для физического развития и снижения заболеваемости:
-соблюдение санитарных и гигиенических требований (подбор мебели в соответствии с ростом детей);
-сквозное проветривание (3 – 5 раз в день в отсутствии детей);
-обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
-кварцевание групповых помещений для детей раннего возраста в период эпидемии гриппа и ОРВИ.
Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности воспитательной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка, на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.