РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
В настоящее время перед системой начального и среднего профессионального образования поставлена задача существенной актуализации содержания и повышения качества профессиональной подготовки с ориентацией ее на международные стандарты качества и в соответствии с потребностями региональных рынков труда.
Одним из механизмов решения данной задачи является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, построенных на основе модульно-компетентностного подхода.
B условиях реализации ФГОС нового поколения методическая служба играет немаловажную роль в оперативном информировании педагогов, динамичном реагировании на изменение ситуации в образовании, так она является частью системы непрерывного последипломного образования педагогов, которая носит практикоориентированный, индивидуализированный характер, строится на диагностической основе, гибко реагирует на запросы педагогов и обеспечивает профессиональное совершенствование.
Взаимодействие методиста и педагога - самый эффективный способ оказания профессиональной помощи и создания условий для совершенствования, профессионального и личностного роста педагога на этапе введения ФГОС. Педагоги колледжа должны быть готовы к восприятию новизны ФГОС, овладеть методами формирования и развития универсальных учебных действий, методическим алгоритмом ФГОС, модульно-компетентностным подходом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Бухтиярова Ангелина Александровна, методист
Осадчая Любовь Ивановна, методист
БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж»
В настоящее время перед системой начального и среднего профессионального образования поставлена задача существенной актуализации содержания и повышения качества профессиональной подготовки с ориентацией ее на международные стандарты качества и в соответствии с потребностями региональных рынков труда.
Одним из механизмов решения данной задачи является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, построенных на основе модульно-компетентностного подхода.
Введение ФГОС не может быть полноценно осуществимо без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. На данном этапе можно выделить основные затруднения:
упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно - деятельностного подхода;
отсутствие готовности к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности педагога;
принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального и среднего профессионального образования.
B условиях реализации ФГОС нового поколения методическая служба играет немаловажную роль в оперативном информировании педагогов, динамичном реагировании на изменение ситуации в образовании, так она является частью системы непрерывного последипломного образования педагогов, которая носит практикоориентированный, индивидуализированный характер, строится на диагностической основе, гибко реагирует на запросы педагогов и обеспечивает профессиональное совершенствование.
Взаимодействие методиста и педагога - самый эффективный способ оказания профессиональной помощи и создания условий для совершенствования, профессионального и личностного роста педагога на этапе введения ФГОС. Педагоги колледжа должны быть готовы к восприятию новизны ФГОС, овладеть методами формирования и развития универсальных учебных действий, методическим алгоритмом ФГОС, модульно-компетентностным подходом.
Для этого методической службой в колледже запланировано:
Инновационное использование информационных технологий и современных средств коммуникации для создания медиасреды колледжа;
Построение обобщенной модели эффективной образовательной деятельности колледжа.
Создание системы нормативно-методического сопровождения введения ФГОС по направлениям:
- Нормативное (структура ОПОП; модель: системы оценки результатов ОПОП; требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса; мониторинга ресурсного обеспечения образовательного процесса);
- Инструментальное (учебные программы; процедуры оценки; примеры учебно-тематических планов, программ МДК, ПМ; анализ учебников; учебное оборудование);
- Технологическое и информационно методическое (педагогические технологии; учебные модули; портфолио педагогов; рекомендации по проектированию учебного процесса).
Реализация ОПОП по профессиям и специальностям должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее и высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, имеющими опыт деятельности в организации соответствующей профессиональной сфере, и проходящими стажировку в профильной организации согласно графику (не реже одного раза в 3 года). Для этого по мере реализации ФГОС нового поколения необходимо поэтапно осуществлять повышение квалификации всех педагогов и, следовательно:
увеличить время для формирования готовности значительного контингента работников к введению ФГОС;
планировать и организовывать повышение квалификации большого объема работников образования (персонификация);
синхронизировать подготовку всех субъектов образовательного процесса к введению ФГОС (педагог, психолог, руководитель ОУ и т.д.) в процессе повышения квалификации;
организовывать информационно-методического и нормативно методического обеспечение педагога к введению в ФГОС.
разрабатывать и реализовывать системы нормативно-методического сопровождения введения ФГОС;
усилить роль мониторинга эффективности повышения квалификации педагогов.
Наиболее оптимальным в решении этого является: повышение квалификации на дистанционной основе; комбинированное повышение квалификации на модульно - компетентностной основе; стажировка. Все это позволит сформировать слагаемые профессиональной готовности, обусловленные требованиями ФГОС нового поколения, и будет способствовать формированию компетентностей, с учетом требований к результатам освоения, структуре и условиям реализации ОПОП.
В колледже ведется активная работа по переходу на ФГОС нового поколения и есть первые положительные результаты. Для подготовки реализации требований новых стандартов к организации учебного процесса, проектированию учебных планов и программ по ФГОС НПО и СПО методической службой колледжа созданы условия по разработке основных профессиональных образовательных программ. На заседаниях методического совета, предметно- цикловых комиссиях рассмотрены вопросы разработки профессиональных модулей и программ.
Руководство колледжа обеспечивает условия для внедрения ФГОС, управляет данным процессом на своем уровне, включая создание систем контроля качества реализации ФГОС. Так же очень важен процесс организации овладения новым содержанием и требований ФГОС всеми субъектами образовательного процесса (педагогическими работниками, студентами и работодателями).
Произведенная инвентаризация образовательных программ и методического обеспечения, позволила нам осуществить «отработку» устаревшего учебного материала и методического обеспечения и разработать положение о проведения мониторинга обеспеченности дисциплин и специальностей учебно-методическими комплексами, включающее в себя (общие положения, нормативы обеспеченности элементами УМК, порядок проведения мониторинга). Так же осуществляется составление учебно-методического комплекса по учебной дисциплине на основе разработанных рекомендаций, состоящих из нескольких модульных блоков:
Ожидаемый результат повышения методического сопровождения – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:
обеспечение оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного образования;
принятие идеологии ФГОС профессионального образования;
освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности студентов;
овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Деятельность методической службы по вопросам организации, планирования, контроля и дальнейшей реализации ФОГС нового поколения систематически отражается на Сайте колледжа.
В настоящее время деятельность методической службы колледжа способствует повышению профессиональной компетентности педагогов, имеющих достаточный уровень профессиональной мобильности и удовлетворяющих потенциальным запросам современного образования, и повышает имидж колледжа, делая его конкурентоспособным учебным заведением, дающим возможность готовить квалифицированных специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный законопроект «Об образовании в Российской Федерации», http://mon.gov.ru/dok/proj/7786/
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Р.Ф. М., 2008.
Государственная программа "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 гг."
Янушевская Т.Ф. Образовательный стандарт нового поколения. Расширение свобод и повышение ответственности образовательного учреждения при формировании и реализации ОПОП – Приложение к журналу СПО №12 2010 год.
Федоров, В. Д.. Планирование и организация методической работы в учебных заведениях СПО. – М., «Профессионал-Ф»,2005.