Коммуникативная компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и выборе психологических позиций, развитиых коммуникативных способностей, умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коммуникативная компетентность руководителя»
Коммуникативная компетентность руководителя.
Компетентность – то, что человек умеет, знает. Компетенция – круг прав и полномочий, в рамках которых человек должен уметь и знать то, что требуется. То есть понятие компетенции включает в себя понятие компетентности, но не тождественно ему. Можно сказать, что в границах компетенции нужно обладать компетентностью.
Для достижения почетного звания Великого коммуникатора руководителю желательно развить в себе следующие умения.
Умение легко вступать в контакт и удерживать его.
Умение воспринимать и производить коммуникативные сигналы (вербальные, невербальные, паралингвистические).
Умение воспринимать сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть.
Умение задавать вопросы и стимулировать партнера к прояснению его позиций, предложений.
Владение навыком активного слушания (умение слышать и понимать, что имеет в виду партнер).
Владение навыком обратной связи, чтобы передать партнеру, что его услышали и поняли правильно.
Языковая гибкость, т. е. умение понимать смысловой и контекстный ряд речи разных людей и умение говорить доступно и понятно на языках других.
Сбалансированный объем речи (когда человек слишком мало или слишком много говорит, это означает, что навык развит недостаточно).
Умение подобрать тему для беседы и подходящую для нее интонацию и стилистику (умение вести «малые разговоры»).
Умение использовать в речи образы, метафоры, сравнения.
Умение вести дискуссию и диалог.
Умение выравнивать эмоциональное напряжение, как свое, так и партнера.
Владение навыками аргументации и убеждения, необходимыми для того, чтобы не ломать людей и не прибегать к административному ресурсу.
Коммуникативная компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности.
В общении с подчиненными руководителю необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную «пристройку» к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигло необходимой цели. Это предполагает, прежде всего, возможность для управленца дать точный социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации. Такой прогноз формируется в процессе анализа ситуации, в которой предстоит организовать общение, на уровнях: а) коммуникативных установок партнеров (т. е. программы поведения личности в процессе общения); б) включенности партнеров в систему межличностного взаимодействия; в) эмоциональных оценок форм общения.
Коммуникативная компетентность руководителя предполагает развитие у него определенных умений:
1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
2) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3) «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;
4) осуществлять социально-психологическое управление коммуникативными процессами.
Коммуникативная компетентность представляет из себя следующие умения и навыки: - инициировать и вступать в контакт; - формировать благоприятное первое впечатление; - задавать вопросы и отвечать на них; - вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли; - стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний; - слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник; - осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли; - выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии; - считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы); - управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения; - эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество: - владеть моделями общения; - использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения; - понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.
Немаловажное значение в современной практике общения имеют также навыки отношений, или интерактивные навыки. Они чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями и тактиками взаимодействия, индивидуальным и групповым стилями общения.
Литература:
Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник – М.: ИНФА-М, 2006. – 294 с. – (Высшее образование).
Макарова Л.В. Развитие профессиональной компетентности руководителя в управлении ДОУ//Практика управления ДОУ. – 2011 - № 2. – С. 39 – 42.