kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практико-ориентированный проект "Чем пахнут ремесла?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико-ориентированный проект «Чем пахнут ремесла?»

Аннотация

Актуальность

         Проблема приобщения к социальному миру является одной из актуальных  в процессе становления личности ребёнка-дошкольника, особенно у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Одна из основных задач, которую определяет Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – социально-коммуникативное развитие ребенка и формирование у него этой базовой компетентности. 

                Социально-личностное развитие понимается как процесс формирования у ребенка различных социальных умений, способствующих личностному росту ребенка. Одним из направлений этой работы является расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «социального туризма». Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.

         Уже в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей представление о многообразии профессий, социальных ролей человека, познакомить с правилами и нормами жизни в обществе, дать возможность «примерить» на себя модели поведения, социальные и профессиональные роли, которые помогут им адекватно реагировать в конкретных жизненных ситуациях.

         Для игровой деятельности наших воспитанников - детей с ограниченными возможностями здоровья характерно неумение без помощи взрослого придумать и развернуть сюжетно-ролевую игру. Игра отличается скудостью развития сюжета, диалогов, шаблонностью действий. Дети не всегда спо­собны контролировать свое поведение, демонстрируя при этом невысокую познавательную и коммуникативную активность.

                Цель: Развитие  познавательно-речевой активности ребенка на основе ознакомления с профессиями и объектами ближайшего социума и получения социального опыта.

         Мы постарались Проблему формирования познавательной, а так же социально-коммуникативной компетентностей дошкольников мы попробовали решить в рамках проекта «Чем пахнут ремесла?»

Задачи:

  1. Воспитывать уважительноеотношение к труду и желание помогать.
  2. Развивать связную речь детей.

  3. Развивать творческие способности детей.

  4. Способствовать переживанию положительных эмоций в совместных играх.
  5. Паспорт проекта

    Название проекта: «Чем пахнут ремесла?»

    Объект проектной деятельности: социально-коммуникативное и познавательное развитие

    Предмет: профессиональная деятельность взрослых

    Участники проекта: группа детей  компенсирующей направленности  6-7 лет (дети с ОВЗ),  педагоги группы, музыкальный руководитель ДОУ.

    Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный

    Срок реализации проекта:  сентябрь - май 2016г.

    Конечный продукт проекта: игра-викторина «У каждого дела
    запах особый».

    Гипотеза. создание доступных условий и организация практического знакомства с социумом позволяет  детям с ОВЗ усвоить социальный опыт гораздо быстрее и прочнее.

    Планирование деятельности педагогов

    Определение цели и задач проекта.

    Разработка алгоритма деятельности по проекту;

    Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

    Выставка детских книг о профессиях.

    Подбор литературного, музыкального материала.

    Планирование деятельности с детьми

    Рассматривание иллюстраций и фотографий, семейных фотографий взрослых, связанных с их трудовой деятельностью.

    Разучивание стихов, песен с детьми.

    Организация игровой деятельности.

    Организация продуктивной деятельности.

    НОД по плану.

    Режимные моменты - интеграция разных видов деятельности.

    Обязательным элементом воспитания и развития детей являются беседы о труде и трудовое воспитание. Это ежедневная практическая помощь взрослым в детском саду, дома, на улице, в общественных местах и транспорте.

    Планирование деятельности совместно с родителями

    Консультация «Воспитание у детей любви и уважения к труду родителей, членов семьи»

    Обсуждение с родителями плана работы над проектом

    Оформление фотогазеты «Профессии наших мам и пап»

    Подведение итогов.

      В ходе работы над проектом

    - Оформлены тематические выставки в книжном уголке, подготовлена атрибуты к сюжетно-ролевым играм (в сотрудничестве с членами семьи, родителями).

    - Дети познакомились с местами ближайшего социального окружения, в которых никогда прежде не бывали и профессиями, о которых ранее только слышали.

    -  Словарь воспитанников пополнился новыми словами, смысл которых им стал понятен.

             Проект включает три этапа: подготовительный, этап реализации, этап подведения итогов.
  6. Результаты

    Заключительная игра-викторина, проведенная в рамках проекта «Чем пахнут ремесла?»  позволила нам сделать следующие выводы:

    У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья подготовительной группы на достаточном уровне сформированы компоненты социальной, коммуникативной и профессиональной компетентностей, а именно:

     - появились устойчивые представления о профессиях и занятиях взрослых, о необходимости уважать труд взрослых.

    - повысился уровень познавательной активности, многие термины и явления окружающего мира стали ближе и доступнее.

    У детей сформировались:

    - представления о правилах поведения в общественных местах

    - понимание детьми настроения партнера на вербальном и невербальном уровне; понимание ребенком последствия своих и чужих поступков в играх и бытовых ситуациях

    - отношение толерантности, соучастия

    - умение находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях

    - умение принимать участие в коллективных делах, выполнять трудовые поручения.

    Фактически, задачу социализации на данном этапе можно считать выполненной, так как у детей группы наблюдается интерес, наличие внутренней мотивации и собственного желания вести себя социально приемлемым образом.

    По результатам наблюдений также мы отметили, что родители с интересом приняли участие в проекте, пополняя развивающую среду группы. Родители беседовали с детьми, задавали им вопросы, побуждая их к размышлению и рассуждению, способствуя развитию их познавательных навыков.

    Литература

  7. Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников /авт.-сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. -223 с.

  8. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп.М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 368 с.

  9. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 384 с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный проект "Чем пахнут ремесла?"»

Практико-ориентированный проект

«Чем пахнут ремесла?»


Аннотация


Актуальность

Проблема приобщения к социальному миру является одной из актуальных в процессе становления личности ребёнка-дошкольника, особенно у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Одна из основных задач, которую определяет Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – социально-коммуникативное развитие ребенка и формирование у него этой базовой компетентности.

Социально-личностное развитие понимается как процесс формирования у ребенка различных социальных умений, способствующих личностному росту ребенка. Одним из направлений этой работы является расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «социального туризма». Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.

Уже в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей представление о многообразии профессий, социальных ролей человека, познакомить с правилами и нормами жизни в обществе, дать возможность «примерить» на себя модели поведения, социальные и профессиональные роли, которые помогут им адекватно реагировать в конкретных жизненных ситуациях.

Для игровой деятельности наших воспитанников - детей с ограниченными возможностями здоровья характерно неумение без помощи взрослого придумать и развернуть сюжетно-ролевую игру. Игра отличается скудостью развития сюжета, диалогов, шаблонностью действий. Дети не всегда спо­собны контролировать свое поведение, демонстрируя при этом невысокую познавательную и коммуникативную активность.

Цель: Развитие познавательно-речевой активности ребенка на основе ознакомления с профессиями и объектами ближайшего социума и получения социального опыта.

Мы постарались Проблему формирования познавательной, а так же социально-коммуникативной компетентностей дошкольников мы попробовали решить в рамках проекта «Чем пахнут ремесла?»

Задачи:

  1. Формировать у ребёнка представления о профессиях.

  2. Воспитывать уважительное отношение к труду и желание помогать.

  3. Развивать связную речь детей.

  4. Развивать творческие способности детей.

  5. Создавать условия для активного участия в сюжетно-ролевых играх, способствовать переживанию положительных эмоций в совместных играх.

Адресат: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Новизна

Реализация ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу совершенствования содержания воспитания и обучения детей, в том числе, детей с нарушениями в развитии. В соответствии с ФГОС ДО новой формой, актуализирующей сотрудничество детей и взрослых, является проектная деятельность в детском саду.

Социальный туризм как вид деятельности недостаточно разработан в работе с детьми с ОВЗ, так как имеет некоторые нюансы. Так, например, до недавнего времени наши воспитанники не имели возможности посещать музеи, цирк и театр, артисты всегда приходили с выступлениями в детский сад. Большой процент семей имеет статус «неблагополучных», поэтому вряд ли стоит рассчитывать на то, что родители познакомят детей с социальным окружением в достаточной мере.

Понятия об окружающем мире у детей с ОВЗ ограничены, многие термины непонятны. Рассказы о профессиях сводятся к элементарному знакомству с профессиями взрослых в детском саду: повар, врач, воспитатель, помощник воспитателя.

Учитывая новизну решения этой проблемы именно для нашей категории участников, мы определили последовательность ознакомления дошкольников с социумом и профессиями взрослых – разработали маршрут «социального туризма» ближайшего окружения.

Паспорт проекта

Название проекта: «Чем пахнут ремесла?»

Объект проектной деятельности: социально-коммуникативное и познавательное развитие

Предмет: профессиональная деятельность взрослых

Участники проекта: группа детей компенсирующей направленности 6-7 лет (дети с ОВЗ), педагоги группы, музыкальный руководитель ДОУ.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный

Срок реализации проекта: сентябрь - май 2016г.

Конечный продукт проекта: игра-викторина «У каждого дела
запах особый».

Гипотеза. создание доступных условий и организация практического знакомства с социумом позволяет детям с ОВЗ усвоить социальный опыт гораздо быстрее и прочнее.

Планирование деятельности педагогов

Определение цели и задач проекта.

Разработка алгоритма деятельности по проекту;

Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

Выставка детских книг о профессиях.

Подбор литературного, музыкального материала.


Планирование деятельности с детьми

Рассматривание иллюстраций и фотографий, семейных фотографий взрослых, связанных с их трудовой деятельностью.

Разучивание стихов, песен с детьми.

Организация игровой деятельности.

Организация продуктивной деятельности.

НОД по плану.

Режимные моменты - интеграция разных видов деятельности.

Обязательным элементом воспитания и развития детей являются беседы о труде и трудовое воспитание. Это ежедневная практическая помощь взрослым в детском саду, дома, на улице, в общественных местах и транспорте.

Планирование деятельности совместно с родителями

Консультация «Воспитание у детей любви и уважения к труду родителей, членов семьи»

Обсуждение с родителями плана работы над проектом

Оформление фотогазеты «Профессии наших мам и пап»

Подведение итогов.

В ходе работы над проектом

- Оформлены тематические выставки в книжном уголке, подготовлена атрибуты к сюжетно-ролевым играм (в сотрудничестве с членами семьи, родителями).

- Дети познакомились с местами ближайшего социального окружения, в которых никогда прежде не бывали и профессиями, о которых ранее только слышали.

- Словарь воспитанников пополнился новыми словами, смысл которых им стал понятен.

Проект включает три этапа: подготовительный, этап реализации, этап подведения итогов (см. табл. 1).

Таблица 1

Этапы работы над проектом

Этапы

работы

Формы

работы

Сроки

выполнения

Содержание

работы

Практический

выход этапа

Подгото

вительный

этап












Совместная деятельность педагогов с детьми




Деятельность педагогов



Взаимодей-

ствие с родителями


сентябрь

Беседа с детьми опрофессиях.

Обозначение проблемы: «Чем пахнут ремесла?»

Планирование деятельности с детьми

Подбор методической и художественной литературы, музыкального материала по теме проекта

Обсуждение с родителями их участия в проекте

Формулирование цели, задач проекта


Алгоритм деятельности в рамках проекта

План работы по проекту с семьей

Этап реализации

Деятельность педагогов


Совместная педагогов деятельность с детьми

Взаимодей-

ствие с родителями

Совместная деятельность детей и

родителей

Посещения интересных мест ближайшего социума, знакомство с профессиями взрослых



в течение года


См. «Системную паутинку» (Табл. 2)

Подбор фотографий и оформление фотогазеты

Чтение художественной литературы

Создание картотеки стихов о профессиях

Подбор книг о профессиях

Изготовление атрибутов к играм

Совместный просмотр тематических мультфильмов

Создание и просмотр презентаций о профессиях

Заучивание стихов и песенок

Разработка сценария игры-викторины

Фотогазета «Профессии наших мам и пап»


Посещение детьми мест работы родителей и членов семей (по возможности)


Встречи с родителями в ДОУ и беседа/ рассказ о их профессиях (мама-врач, мама – военная, мама – кулинар)


Этап

подведения

итогов



Совместная деятельность

педагогов, детей и родителей

Совместная деятельность

педагогов с детьми


май

Совместное обсуждение результата, участия каждого ребенка.

в проекте.


Игра-викторина «У каждого дела
запах особый».

Рефлексия

Перспектива: создание книжки-малышки о профессиях.



Интеграция образовательных областей по проекту представлена ниже.

Таблица 2

Системная паутинка к проекту

Образовательные области

(в интеграции)

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное

развитие

Речевое

развитие

Художественно - эстетическое

развитие

Физическое

развитие

Игры сюжетно-ролевые:

«Дочки-матери»,

«Большая стирка», «Обед для гостей»,

«Наведем порядок»,

«В аптеке, магазине, больнице и т.д.», « Маша заболела», «Новое платье для Кати», «Стройка» и др.

Трудовое воспитание:

«Накроем стол к обеду»,

«Каждой вещи – свое место»

Формирование основ безопасности Беседы о бытовых приборах и правилах безопасности

НОД по плану

Учителя-дефектолога


Беседы: «Советы Доктора Пилюлькина», «Специальные машины и кто на них работает», «Кому и как мы можем помогать…»

Дидактические игры:

«Что я подарю?»

«Кто это?» «Накроем стол к обеду», «Поможем разобрать крупу»,

«Назови 5 предметов для…», «Передай настроение» «Чиним-починяем (одеж-ду, мебель, игрушку)» и др.




Знакомство с детской литературой


Б. Емельянов «Мамины руки»

С. Михалков «А что у вас?»

В.Орлов «Кому что снится?»

Стихи О.Емельяновой

Заучивание стихов

Изобразительная деятельность:

  • рисование

  • аппликация

Конструктивно-модельная деятельность:

Приобщение к народному искусству:

чтение потешек, сказок

Музыкальное развитие

Прослушивание песен

Пение песен


Игра на детских музыкальных инструментах




Физическая культура

Подвижные игры по теме

Пальчиковые

игры по теме

Физминутки

Результаты

Заключительная игра-викторина, проведенная в рамках проекта «Чем пахнут ремесла?» позволила нам сделать следующие выводы:

У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья подготовительной группы на достаточном уровне сформированы компоненты социальной, коммуникативной и профессиональной компетентностей, а именно:

- появились устойчивые представления о профессиях и занятиях взрослых, о необходимости уважать труд взрослых.

- повысился уровень познавательной активности, многие термины и явления окружающего мира стали ближе и доступнее.

У детей сформировались:

- представления о правилах поведения в общественных местах

- понимание детьми настроения партнера на вербальном и невербальном уровне; понимание ребенком последствия своих и чужих поступков в играх и бытовых ситуациях

- отношение толерантности, соучастия

- умение находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях

- умение принимать участие в коллективных делах, выполнять трудовые поручения.

Фактически, задачу социализации на данном этапе можно считать выполненной, так как у детей группы наблюдается интерес, наличие внутренней мотивации и собственного желания вести себя социально приемлемым образом.

По результатам наблюдений также мы отметили, что родители с интересом приняли участие в проекте, пополняя развивающую среду группы. Родители беседовали с детьми, задавали им вопросы, побуждая их к размышлению и рассуждению, способствуя развитию их познавательных навыков.


Литература


  1. Мазнин, И.А. 500 стихов-загадок для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2015.- 96 с.

  2. Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников /авт.-сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. -223 с.

  3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 368 с.

  4. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 384 с.


Интернет - ресурсы

  1. http://xn----htbdalkp7av.xn--d1acj3b/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/scenarios-and-holidays/surprizi-k-prazdnikam-stihyi/3167-stikhi-pro-professii.html#архитектор-картинка-нажмите-чтобы-развернуть

  2. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki14_1_1.htm

  3. http://ljubimyj-detskij.ru/stikhi/537-detyam-veselye-stikhi-o-professiyakh.htm






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практико-ориентированный проект "Чем пахнут ремесла?"

Автор: Толовенкова Лариса Сергеевна

Дата: 13.06.2017

Номер свидетельства: 421625


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства