Практико-ориентированный проект «Чем пахнут ремесла?»
Аннотация
Актуальность
Проблема приобщения к социальному миру является одной из актуальных в процессе становления личности ребёнка-дошкольника, особенно у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Одна из основных задач, которую определяет Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – социально-коммуникативное развитие ребенка и формирование у него этой базовой компетентности.
Социально-личностное развитие понимается как процесс формирования у ребенка различных социальных умений, способствующих личностному росту ребенка. Одним из направлений этой работы является расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «социального туризма». Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.
Уже в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей представление о многообразии профессий, социальных ролей человека, познакомить с правилами и нормами жизни в обществе, дать возможность «примерить» на себя модели поведения, социальные и профессиональные роли, которые помогут им адекватно реагировать в конкретных жизненных ситуациях.
Для игровой деятельности наших воспитанников - детей с ограниченными возможностями здоровья характерно неумение без помощи взрослого придумать и развернуть сюжетно-ролевую игру. Игра отличается скудостью развития сюжета, диалогов, шаблонностью действий. Дети не всегда способны контролировать свое поведение, демонстрируя при этом невысокую познавательную и коммуникативную активность.
Цель: Развитие познавательно-речевой активности ребенка на основе ознакомления с профессиями и объектами ближайшего социума и получения социального опыта.
Мы постарались Проблему формирования познавательной, а так же социально-коммуникативной компетентностей дошкольников мы попробовали решить в рамках проекта «Чем пахнут ремесла?»
Задачи:
- Воспитывать уважительноеотношение к труду и желание помогать.
-
Развивать связную речь детей.
-
Развивать творческие способности детей.
- Способствовать переживанию положительных эмоций в совместных играх.
- Паспорт проекта
Название проекта: «Чем пахнут ремесла?»
Объект проектной деятельности: социально-коммуникативное и познавательное развитие
Предмет: профессиональная деятельность взрослых
Участники проекта: группа детей компенсирующей направленности 6-7 лет (дети с ОВЗ), педагоги группы, музыкальный руководитель ДОУ.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный
Срок реализации проекта: сентябрь - май 2016г.
Конечный продукт проекта: игра-викторина «У каждого дела
запах особый».Гипотеза. создание доступных условий и организация практического знакомства с социумом позволяет детям с ОВЗ усвоить социальный опыт гораздо быстрее и прочнее.
Планирование деятельности педагогов
Определение цели и задач проекта.
Разработка алгоритма деятельности по проекту;
Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
Выставка детских книг о профессиях.
Подбор литературного, музыкального материала.
Планирование деятельности с детьми
Рассматривание иллюстраций и фотографий, семейных фотографий взрослых, связанных с их трудовой деятельностью.
Разучивание стихов, песен с детьми.
Организация игровой деятельности.
Организация продуктивной деятельности.
НОД по плану.
Режимные моменты - интеграция разных видов деятельности.
Обязательным элементом воспитания и развития детей являются беседы о труде и трудовое воспитание. Это ежедневная практическая помощь взрослым в детском саду, дома, на улице, в общественных местах и транспорте.
Планирование деятельности совместно с родителями
Консультация «Воспитание у детей любви и уважения к труду родителей, членов семьи»
Обсуждение с родителями плана работы над проектом
Оформление фотогазеты «Профессии наших мам и пап»
Подведение итогов.
В ходе работы над проектом
- Оформлены тематические выставки в книжном уголке, подготовлена атрибуты к сюжетно-ролевым играм (в сотрудничестве с членами семьи, родителями).
- Дети познакомились с местами ближайшего социального окружения, в которых никогда прежде не бывали и профессиями, о которых ранее только слышали.
- Словарь воспитанников пополнился новыми словами, смысл которых им стал понятен.
Проект включает три этапа: подготовительный, этап реализации, этап подведения итогов. -
Результаты
Заключительная игра-викторина, проведенная в рамках проекта «Чем пахнут ремесла?» позволила нам сделать следующие выводы:
У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья подготовительной группы на достаточном уровне сформированы компоненты социальной, коммуникативной и профессиональной компетентностей, а именно:
- появились устойчивые представления о профессиях и занятиях взрослых, о необходимости уважать труд взрослых.
- повысился уровень познавательной активности, многие термины и явления окружающего мира стали ближе и доступнее.
У детей сформировались:
- представления о правилах поведения в общественных местах
- понимание детьми настроения партнера на вербальном и невербальном уровне; понимание ребенком последствия своих и чужих поступков в играх и бытовых ситуациях
- отношение толерантности, соучастия
- умение находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях
- умение принимать участие в коллективных делах, выполнять трудовые поручения.
Фактически, задачу социализации на данном этапе можно считать выполненной, так как у детей группы наблюдается интерес, наличие внутренней мотивации и собственного желания вести себя социально приемлемым образом.
По результатам наблюдений также мы отметили, что родители с интересом приняли участие в проекте, пополняя развивающую среду группы. Родители беседовали с детьми, задавали им вопросы, побуждая их к размышлению и рассуждению, способствуя развитию их познавательных навыков.
Литература
-
Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников /авт.-сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. -223 с.
-
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп.М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 368 с.
-
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 384 с.