Урок. "Закрепление представлений о звуке и букве Ш"
Урок. "Закрепление представлений о звуке и букве Ш"
Урок закрепляет представления о букве ш, в игровой форме учит выделять данную букву на фоне остальных. Работа с природными материалами развивает мелкую моторику учеников. На уроке дети учатся выделять звук ш на фоне слова.
*
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок. "Закрепление представлений о звуке и букве Ш"»
Урок в 1 классе
План описания урока:
Чтение
1-б класс (группа 4 чел)
Звук и буква Ш. 1 занятие
Букварь 1 класс Воронковой В.В., Коломыткиной И.В. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 2016 г
Тип урока: обучающий
Цель урока: уточнение представлений о звуке и букве Ш.
Задачи урока
- Закрепить правильную артикуляцию звука Ш.
-Учить различать звук от буквы
-Закрепить знания о гласных и согласных звуках
-Развивать буквенный гнозис.
-Формирование и обобщение словарного запаса
- Базовые учебные действия:
Личностные:
Развивать самостоятельность в
учебных заданий
Формировать осознание себя как ученика.
Формировать заинтересованность обучением
- Коррекционные
Коррекция звукопроизношения звука Ш
Развитие фонематического слуха
Развитие зрительного и слухового внимания и памяти
Развитие мышления, умения обобщать и делать выводы
Формирование и развитие грамматического строя речи
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Формы работы учащихся на уроке: практическая работа, игра, работа в парах.
Оборудование, оформление: игрушка - мишка, разноцветные шапочки, цветные фломастеры, доска, предметные картинки, шишки, индивидуальные карточки-схемы буквы Ш и сюжетные картинки к игре «Где спряталась буква?» для каждого ученика, , разноцветные магниты, магнитные буквы на доске, ламинированные карточки-дорожки для автоматизации звука Ш, схема правильного произношения звука Ш.
Технологическая карта урока
Деятель-ность
учителя
Деятельность обучающихся
Познавательные БУД
Коммуникативные БУД
Регулятивные БУД
Осуществляемые
действия
Формируемые
БУД
Осуществляемые
действия
Формируемые
БУД
Осуществляемые
действия
Формируемые
БУД
1- й этап урока Орг. начало урока
С помощью мишки-игрушки здоровается с детьми
Называет своё имя.
Учится соотносить словесную инструкцию с действием
Называют своё имя, садятся на то место, которое показал учитель
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию
Занимают свои места
Ориентироваться в пространстве класса
Помогает детям правильно сесть за парты и выполнить упражнение на дыхание «Шарик»
Повторяют за логопедом стишок, выполняют пальчиковую и дыхательную гимнастику
Работать с информацией
Речь с движением (упражнение на формирование правильного выдоха «Шарик)
Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию
Повторяют за логопедом стишок, выполняют пальчиковую и дыхательную гимнастику
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения
2- й этап урока Постановка цели и задачи урока
Помогает детям определить план занятия при помощи игры «Слыш и Буковка в гостях у ребят»
Слушают логопеда, отвечают на вопросы.
Повторяют звук ш
(тихо-громко)
Работать с информацией.
Умение обобщать и делать выводы
Используют схему для контроля над звукопроизношением
Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию
Слушают логопеда, отвечают на вопросы.
Повторяют звук ш
(тихо-громко)
Принимают оценку деятельности
Показывает и объясняет правильную артикуляцию звука Ш
Выполняют правильную артикуляцию с использованием ладошки, как средства контроля.
Выполняют простейшее сравнение
Используют ладонь для контроля над звукопроизношением
Принимать помощь логопеда
Выполняют правильную артикуляцию с использованием ладони , как средства контроля.
Соотнося свои действия с заданным образцам, активно участвуют в деятельности.
3- й этап урока Основная часть (в зависимости от типа: объяснение, повторение, обобщение и проч.)
Просит хлопнуть в ладоши, если услышат звук Ш
Играют в игру «Внимательные ушки»
Уметь слушать и выделять заданный звук из ряда звуков
Играют в игру «Внимательные ушки»
Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию
Выделяют звук Ш из ряда звуков и хлопают в ладоши
Соотнося свои действия с заданным образцам, активно участвуют в деятельности.
Просит повторить слоги
Повторяют за логопедом слоги
Повторяют за логопедом слоги
Делают простейшее обобщение
Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию
Вступают в контакт-учитель-ученик
Соотнося свои действия с заданным образцам, активно участвуют в деятельности.
Просит ребят выбрать любую дорожку для змейки и пройти по ней, произнеся звук Ш, в конце дорожки назвать картинку
Проводят пальчиком по дорожке, проговаривая звук Ш и называют картинку
Элементы сравнения, выделение общего звука в словах
Называют цвет дорожки со словами:
«Я пойду по красной дорожке»
Активно участвуют в деятельности, работают с учебными принадлежностями
Называют цвет дорожки со словами:
«Я пойду по красной дорожке»
Активно участвуют в деятельности, работают с учебными принадлежностями
Просит ребят назвать предметы, одетые на мишке
Называют предметы одежды, выделяют 1 звук в словах
Выделяют существенные и отличительные свойства
Называют игрушки,
Рассказывают для чего нужна одежда
Активно участвуют в деятельности,
Называют игрушки.
Рассказывают для чего нужна одежда
Активно участвуют в деятельности,
Просит прочитать на доске буквы;
Выделить гласные и согласные
звуки
Читают буквы на доске , выделяютсогласные и гласные звуки
Выделяют свойства предметов , читают
Читают буквы на доске , выделяютсогласные и гласные звуки
Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию
Находят на доске согласные и гласные звуки , читают буквы
Активно участвуют в деятельности, работают с учебными принадлежностями
Просит найти и составить заданную букву из шишек по образцу
Каждый составляет букву Ш из шишек по образцу
Выделяют отличительные свойства предметов, составляют по заготовке
Каждый составляет букву Ш из шишек по образцу
Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию
Каждый составляет букву Ш из шишек по образцу
Принимают оценку деятельности
Просит найти и обвести заданную букву на карточке
(сюжетной картинке)
Находят на карточке каждый букву Ш и обводят её синим фломастером
Выделяют отличительные свойства предметов, пишут по обводке
Находят на карточке каждый букву Ш и обводят её синим фломастером
Слушают и понимают инструкцию к учебному заданию
Находят на карточке каждый букву Ш и обводят её синим фломастером
Принимают оценку деятельности
4- й этап урока Подведение итогов урока
Просит назвать звук и букву, которые проходили на занятии
Называют звук и букву Ш
Выделяют существенные и отличительные свойства
Называют звуки, отвечают на вопрос учителя
Вступают в контакт учитель-ученик
Называют звук и букву Ш
Принимают оценку деятельности
Просит выбрать шапочку, назвать цвет и отдать её любому однокласснику
Выбирают любую шапочку, называют цвет и отдают однокласснику
Выделяют существенные и отличительные свойства
Выбирают шапочку и благодарят «Спасибо»
Используют принятые ритуалы социального взаимодействия
Отдают шапочку со словами:
Я хочу отдать красную шапочку Даше
Принимают оценку деятельности
5- й этап урока Орг. окончание урока
Просим детей
прочитать пройденные буквы на бумажных шапочках и подарить шапочки гостям
Строятся по инструкции учителя
Наблюдаютвыделяют существенные и отличительные свойства предмета
Строятся и перестраиваются по инструкции учителя
Слушают понимать инструкцию к учебному заданию
Строятся и выходят строем из класса
Выходят из учебного помещения со звонком
Ход урока
Орг. Момент
Дети входят в класс, где их встречает логопед с мишкой в руках. Дети здороваются с мишкой, называя, своё имя .
Послушайте и посмотрите, кто за какую парту сядет.
-За эту парту сядет тот, чьё имя начинается на звук А.
Садится Антон.
- За эту парту сядет тот, чьё имя начинается на звук Д.
Садится Даша.
- За эту парту сядет тот, чьё имя начинается на звук Н.
Садится Наташа.
- За эту парту сядет тот, чьё имя начинается на звук М.
Садится Максим.
- Ребята, мишка никогда не был в школе. Можно ему посмотреть, как вы занимаетесь? (Да)
Покажите мишке, как правильно надо сидеть за партой. (Формирование правильной осанки.)
Упражнение на дыхание «Шарик»
-Молодцы!
Постановка цели и задачи занятия.
Ребята, нам как всегда , на занятии будут помогать наши друзья мальчик Слыш и девочка Буковка.
У Слыша большие ушки, он хорошо слышит и произносит звуки. А у девочки Буковки внимательные глазки и волшебный карандашик для записи букв.
Давайте послушаем новую историю наших друзей.
Однажды Слыш шёл по лесу. Давайте изобразим лес (Ребята пальчиками изображают деревья, грибы, зверей) с проговариванием:
Вот лес, деревья до небес.
В лесу грибы растут, звери разные живут..
И вдруг он услышал звук: Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш. Посмотрел, а в траве сидит (показ картинки) Кто? Дети отвечают :Змейки.
Одна змея большая, а другая? (Маленькая)
Большая змея:Ш-Ш-Ш (громко) , а маленькая змейка: ш-ш-ш (тихо).
Давайте все вместе произносим звук Ш, в помощь нам будет схема на доске .
Мы округлим губки и приоткроем зубки, а язычок во рту старается сделать чашечку.. в которой горячий чай. Нам надо подуть. Произносим звук Ш-ш-ш, поднесём ладошку к ротику и проверим теплый воздух. Мы можем пропеть этот звук? (Нет, нам мешает язычок, значит звук согласный)
Молодцы! Превращаемся в большую змейку. Ребята громко произносят звук Ш.
Теперь мы маленькая змейка. Ребята тихо произносят звук ш.
Ах какой интересный звук мы слышим, сказал мальчик Слыш: Ш…
-А есть ли такая буква Ш, спросил он Буковку. Да, сказала девочка Буковка и показала нам букву Ш.(Показ буквы на доске)
- Ребята, вы догадались, какой звук и букву мы будем с вами сегодня проходить на занятии?
-Звук и букву Ш.
-Давайте вспомним, чем отличается звук от буквы.
Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.
Правильно!
Основная часть занятия.
1). Работа над звуком.
*Я буду вам называть звуки, а вы хлопайте в ладоши, если услышите звук Ш.
*Логопед называет: ш, о, ш, а, р, ш, с, ш. (Ребята хлопают в ладоши, если услышат звук ш)
*А теперь, повторите за мной слоги:
Аш, Ош, уш, иш, ша, шу, ши.
Я вам дам картинки-дорожки, которые приготовила для вас змейка. Выберите любую дорожку, назовите её цвет и пройдите по дорожке.
Дети по очереди, называю цвет дорожки, проводят по ней пальчиком, произнося звук Ш… и называют картинку(шар, машина, шапка)
Что-то мишка загрустил.
- Посмотрите и назовите, что надето на мишке?
Ребята называют: шапка, шарф, шубка. А как мы можем это всё назвать одним словом? (одежда)
Для чего же нам нужна одежда?
Дети отвечают.
Повторите за мной:
Шапка, да шубка – вот и наш мишутка!
Дети повторяют за логопедом. Имитируя движения мишки.
Молодцы!
Какой первый звук в словах : шарф, шуба, шапка (Звук Ш)
2)Работа над буквой.
Но, что-то наша девочка Буковка загрустила. Давайте её развеселим. Я вам буду показывать буквы, а вы называйте
Логопед показывает буквы, а дети называют:
А О У Х М С
Давайте споём песенку: А….О…..У… Звуки А, О, У мы можем пропеть, нет преграды, только голос. Это гласные звуки и обозначаем их каким цветом? (Красным)
А звуки: Х, М, С мы можем пропеть? (НЕТ). Нам мешают язычок, губы и зубы. Это согласные звуки. Их мы обозначаем каким цветом? ( Синим цветом).
А какую букву нам принесла сегодня Буковка ? ( Ш)
А на что же похожа буква Ш?
Ребята рассматривают картинку.
-Шпалы и рельс. А сколько всего палочек нам нужно , чтобы построить букву Ш (4)
Мишка принёс нам в корзинке что? (шишки)
Мы с вами составим букву Ш из шишек по нарисованным палочкам.
Дети составляют букву из шишек.
Какую букву мы составили? (Букву Ш)
А какой 1 звук в слове шишки? (Ш)
А есть ли ещё звук Ш в слове шишки (Да)
В слове шишки 2 звука Ш.
Молодцы, составили хорошо. А найти заколдованную букву Ш сможете?(Да)
Я дам вам рисунок.
-Кого вы видите на рисунке? (Мальчика)
- Посмотрите, и скажите, где спряталась буква ш?».
Ребята находят букву в «шапке», обводят её пальчиком.
Теперь вам надо обвести синим фломастером букву Ш.
Ребята выполняют задания.
Молодцы! Какую букву мы обвели?
-Букву Ш.
Подведение итогов занятия.
-Вспомните, какой звук и букву мы проходили сегодня
на занятии ?
-Звук и букву Ш.
-Вы сегодня очень хорошо работали. Мишке очень понравилось, и он приготовил для вас подарок. Что это?
-Это шапки. На какой звук начинается это слово?
-На звук Ш.
-А для чего нам нужны шапки? (Ответы детей)
Теперь выберите шапку, которую хотели бы подарить своему однокласснику, чтобы у него не мёрзли ушки.
Дети выбирают шапку.
-Даша, какого цвета у тебя шапка? (У меня синяя шапка)
-Кому ты хочешь дать шапочку?
-Я хочу дать синюю шапку Максиму.
(Аналогично выполняют задания другие дети)
Организационное окончание занятия.
Но и для наших гостей мы приготовили подарки. Это аппликация шапочки, на которых ребята написали пройденные буквы.