Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [п], [п'], буква П, п"
Тихонова Ольга Ивановна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (620,3 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Планируемые результаты:
Предметные:
формировать умение выделять звуки [п], [п'], находить слова с заданными звуками;
развивать фонематический слух, умение делать звуко-буквенный анализ слов;
развивать умение строить причинно-следственные связи.
Метапредметные:
Личностные:
формировать умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;
прививать интерес к чтению;
проявлять интерес к изучаемому предмету;
развивать мотивы учебной деятельности.
Регулятивные:
принимать и сохранить учебную задачу;
формировать умение оценивать уровень овладения тем или иным учебным действием;
осуществлять контроль за действиями и результатами.
Коммуникативные:
развивать умение грамотно строить устный ответ в соответствии с поставленными задачами;
развивать умение слушать собеседника и вести диалог;
формировать умение работать в парах.
Оборудование: карточки со схемами звуков и слогов, карточки со слогами, учебник “Азбука” В.Г. Горецкого.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Слайд 1.
2. Включение в учебную деятельность.
К нам на урок пришел гость. Отгадайте, кто это?
3. Мотивация учебной деятельности.
В темной уголке живет, Шелковую нить плетет. Он тайком сюда забрался, Строить новый дом собрался. (Паук) Слайд 2.
4. Актуализация знаний.
Пауки плетут красивую узорчатую паутину. Слайд 3.
Посчитаем, сколько слогов в слове “паук”: па-ук, па-ук. (2 слога)
Какой слог первый? (Па)
Какой первый звук в слоге “па”? (Звук [п])
Дайте характеристику звуку [п]. (Этот звук согласный, твердый, глухой)
Какой буквой мы обозначим звук [п]? (Буквой “П”)
Паучок отправился в далекое путешествие и встретил птицу в черном фраке, которая живет на Южном полюсе.
На полюсе южном Морозном и вьюжном Родился у мамы детёныш один. Он в море ныряет, Простуды не знает, Ведь он настоящий. (Пингвин) Слайд 4.
Посчитаем, сколько слогов в слове “пингвин”: пинг-вин, пинг-вин. (В слове “пингвин” 2 слога)
Назовите первый слог. (Пинг)
Какой второй слог? (Вин)
С какого звука начинается слово “пингвин”? (Со звука [п'])
Какой буквой обозначается на письме звук [п']? (Буквой “П”)
5. Постановка цели урока.
Определите тему сегодняшнего урока. (“Буква “П”)
Какова цель нашего урока? (Закрепление знаний о букве “П” и звуках [п] и [п'])
6. Звуко-буквенный анализ слов.
Составьте схемы слов “паук” и “пингвин”.
7. Физ. минутка.
Мы хорошо поработали, теперь настало время отдохнуть. Мы немного поиграем.
Правила игры такие: я буду называть слова. Если вы услышите в словах звук [п], ты вы хлопаете в ладоши. Если не услышали, то не хлопаете.
Первый раз мы просто потренируемся, а потом будем играть.
Паучок приехал на базар. Мухам паучок привез товар. Он его развесил на осинке: “Кто из вас желает паутинки?”
8. Работа со слогами.
Паучок долго трудился и соткал необычную паутину со слогами. Прочитаем эти слоги.
Разделите паутинки на 2 группы. По какому признаку мы сможем это сделать? (В одну группу слоги со звуком [п], в другую – со звуком [п'])
У паучка есть паутинки с другими слогами. Составьте из слогов слова.
Какие слова у нас получились?
ПА|УК
ПИ|ОН
ПУ|ГА|ЛО
ПО|ЛЕ
ПЫ|ЛЕ|СОС
9. Работа в парах.
Мы будем работать в парах. Со свои партнером подберите другие товары, в названии которых содержаться звуки [п] и [п']. (Апельсин, хлеб, рыбка, шпроты)
10. Работа по учебнику.
Паучок много путешествовал и попал к нам в учебник на страницу 83.
Поможем паучку разобраться в картинке, изображенной в учебнике.
Кого мы видим? (Повара)
Что на нем одето? (Фартук или передник)
Что у него в руках? (Половник)
На чем стоят кастрюли и сковородки?
На чем стоят кастрюли? (На полочке)
Что висит на левой полочке? (Полотенце, половник, лопатка)
Что стоит на правой полочке? (Приправы)
Прочитаем текст под картинкой.
О ком говорится в тексте? (О поваре)
Как зовут повара? (Елена Петровна)
Почему слова “Елена” “Петровна” написаны с заглавной буквы? (Это имя и отчество, имена собственные)
Какие овощи кладут в суп?
11. Работа над ребусом.
Для своих самых лучших друзей сплел самую красивую паутину и написал на ней слова. Прочитаем их. Слайд 5.
Что означают эти слова? (Грибы)
Они съедобны?
Посмотрите, как они выглядят. Свое название эти грибы получили от деревьев, рядом с которыми они растут. Слайд 6.
12. Итог урока.
Наш урок заканчивается, но мы не прощаемся с нашим другом паучком. Мы продолжим путешествие на уроке русского языка (письма).
О какой букве мы сегодня говорили?
Какие звуки обозначает буква “П”?
13. Рефлексия учебной деятельности.
Закончите высказывание. Слайд 7.
Мне понравилось.
Мне лучше всего удалось.
Мне нужно поработать над.
Слайд 8.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гласный звук [и], буква Ии»
Тема: Звук [и]. Буквы И, и.
Тип урока:
Урок овладения новыми знаниями.
Цель:
Познакомить с новым звуком [и] и буквами И, и.
Формируемые на уроке метапредметные УУД:
Личностные:
1.Формирование понимания важности нового социального статуса «ученик»;
2.Формирование адекватного восприятия содержательной оценки своей работы учителем;
3.Формирование положительного отношения к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий.
4. Формирование умения принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучаемым предметам.
5.Формирование понимания здоровьесберегающих аспектов жизни.
Регулятивные:
1.Формирование умения осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.
2.Формирование умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
3.Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные:
1.Формирование умения ориентироваться в учебнике;
2.Формирование умения использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) на языковом материале.
3. Формирование умения выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные:
1.Формирование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнение непонятного;.
2.Формирование умение выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
3.Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Предметные умения:
Знать, что буквы И, и обозначают гласный звук [и].
Уметь сравнивать записи одинаковых слов; сравнивать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы.
Применять эти знания на практике при чтении текста.
Форма: урок - игра.
Оборудование: иллюстрации: аиста, азбуки, кота, мамы, дома, волка, звуков [а], [о], осла, маршрутный лист с заданиями, индивидуальные сигнальные карточки, разрезные схемы для фонетического анализа слова, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение к уроку, проектор, экран.
Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещеие, 2011.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практический;
- частично-поисковый.
Технологии:
- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);
- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);
- проблемное обучение (частично поисковый метод);
- игровые (весь урок построен в форме игры).
Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация к деятельности
-Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Проверяют готовность к уроку
Актуализация знаний
С какими гласными звуками мы знакомились на прошлых уроках?
Игра «Соотнеси картинку и звук»
Рассмотрите внимательно картинки на доске. В каких словах есть звуки [а],[о].(на доске висят картинки : аиста, азбуки, кота, мамы, дома, волка, звуков [а],[о]).Соотнесите картинку и звук.
Ребята, скажите, какой звук [а],[о]? Как определить, что звук гласный?
Звуками [а] ,[о]
Задание выполняют 2 учащихся у доски, осуществляется взаимопроверка.
Звуки гласные, так как их можно пропеть, при произношении рот широко открыт, нет преград.
Речевая разминка
Сегодня на уроке вам будут помогать получать новые знания не только учебник , но и маршрутный лист с заданиями, он у каждого лежит на парте. (Показать лист) Посмотрите внимательно на задание под цифрой один. Давайте пропоем гласные, которые там написаны. Поставьте пальчик где написаны эти слова(показать). Молодцы!
Учащиеся рассматривают маршрутный лист, знакомятся с первым заданием.
Поют гласные
АО,ОА,АОА,ОАО,ОО,АА.
Постановка цели и задач урока
Ребята, послушайте внимательно загадку.
Родственник он лошади, маленького роста, Заупрямиться когда, сдвинуть, ох, не просто!
Какой звук в слове «осел» вы слышите первым? Он гласный или согласный? Ударный или безударный?
А как кричит осел?
Какой новый звук вы слышите?
Подумайте звук [и] гласный или согласный?
Давайте произнесем его.
Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте?
Осёл
Звук[о], гласный, безударный.
ИА-ИА-ИА
[и]
Гласный
[И] [ и ] [и]
Познакомимся со звуком [и] и буквой И и.
Работа по теме урока
Знакомство с буквой И
Каждый звук на письме обозначается буквой, а наш звук [и] на письме обозначается буквой И. Давайте узнаем, как выглядит буква И, откройте страницу 29 учебника «Азбуки» и посмотрите в правый верхний угол. Что нарисовано в красном квадрате.
Какая это буква? Гласная или согласная? На что похожа буква И?
Загадка :
Ждёт меня подружка – На макушке – ушко. Если танцевать пойдёт, Всё заштопает, зашьёт.
Сколько слогов в слове И-ГОЛ-КА
Какой первый слог?
Какой звук в первом слоге -и?
Он согласный или гласный? Ударный или безударный?
Беседа :
Человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно. Укол иголкой очень болезнен.
У каких растений есть колючие иголки?
У какого животного есть иголки?
А у какого дерева есть иголки? Молодцы!
Учащиеся открывают учебник и рассматривают как выглядит печатная буква И заглавная и строчная.
Печатная заглавная и строчная буква Ии
Гласная буква
Ответы учащихся
Иголка
Три слога.
Слог –И
Звук [и]
Гласный звук, безударный, так как на него не падает ударение.
Кактус, роза, шиповник, малина .
Ежик .
Ель ,сосна.
Физкультминутка
Лисёнок проснулся
(Потянулись.)
И вышел умыться.
(Ходьба на месте.)
Вдруг видит, а в луже
Другая лисица
(Наклоны туловища вперёд.)
Он вежливым был.
Извинился к тому же.
(Повороты туловища)
- Пойду, поищу-ка
Свободные лужи!
(Ходьба на месте.)
Учащиеся выполняют соответствующие действия
Закрепление изученного материала
Работа по маршрутному листу
Ребята, а теперь посмотрите еще раз в свои маршрутные листы- помощники. Найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик, чтобы знать, где начать работать. Прочитайте стихотворение Валентина Берестова Ивы. А теперь возьмите в руки простой карандаш и подчеркните в стихотворении все буквы И, которые найдете. Сколько всего букв И вы нашли? В каких словах? Прочитайте. Молодцы!
Игра «Угадайте звук [и]»
А сейчас поиграем в игру. Я вам буду называть слова и если вы услышите звук [и], то хлопаете, а если звука [и] нет, то топаете.
Посмотрите еще раз в свои маршрутные листы. Найдите задание под цифрой 3. Поставьте пальчик.
Давайте все вместе прочитаем буквы И с различной интонацией.
Учащиеся ставят палец, где задание номер 2.
Читает читающий ученик, остальные слушают.
Учащиеся ищут буквы и, подчеркивают их.
Всего 6 букв и. Читают слова с буквой И: ивы(2 раза), красивы, шепнули, стоим, красивою.
Учащиеся выполняют действия в соответствии с заданием.
Читают:
И.И.И
И! И! И!
И? И? И?
Рефлексия
Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились? А с какою буквой? Буква И ,гласная или согласная? Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если вам урок понравился и вам было легко работать, то возьмите в правую руку солнышко, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать , то возьмите в правую руку тучку.
Гласный звук[и].
Гласной буквой И.
Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу на уроке.