Просмотр содержимого документа
«Урок письма в 3 классе. Тема. Выделение гласных и согласных букв и звуков.»
Урок письма в 3 классе.
Тема. Выделение гласных и согласных звуков и букв.
Учитель. Егорова Г.Н.
Задачи:
образовательные: повторить понятия «звук», «буква»; закрепить умения учащихся называть отличия между гласными и согласными звуками, выделять гласные и согласные звуки в словах;
воспитывающие: формирование самостоятельности, положительной мотивации.
Оборудование: учебник русского языка под ред. А.К. Аксёновой, Э.В. Якубовской; сигнальные флажки (красные и синие), полотно с набором букв, карточки с цифрами и буквами для словарной работы, карточки для самостоятельной работы, цветные карандаши.
Ход урока.
Организационный момент.
У: - Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
На вопросы отвечать
И пятёрки получать.
Актуализация опорных знаний.
1.Вопрос. Что это за звуки?
- Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается … (гласный).
- Эти звуки согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Задание. Назвать согласные звуки.
2. Игра на развитие фонематического восприятия.
(У учащихся в руках синие и красные флажки: красные для гласных звуков, синие для согласных. Дети отгадывают загадку, выделяют звук в начале слова и сигнализируют нужным флажком).
- Сладкое, румяное,
С дерева упало,
Любе в рот попало. (Яблоко).
- Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи,
Меня в них поищи. (Капуста).
- Полосатое ядро,
Кумачовое нутро,
Хвостик, как у хрюшки,
В виде завитушки. (Арбуз).
- В будке спит,
Дом сторожит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака).
- Под берёзой иль под ёлкой
Бродит кто-то весь в иголках.
Берегитесь ночью, мыши!
Он всё видит, он всё слышит. (Ёжик).
Вывод. Что такое звук?
Какие бывают звуки?
Чем обозначаются звуки на бумаге?
Оценки.
Изучение нового материала.
Сообщение темы урока.
У: -Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о гласных и согласных звуках и буквах, выделять их в записанных словах.
Минутка чистописания.
Задание. Внимательно посмотрите на полотно с набором букв. Определите, какую букву будем писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строке данного набора:
а о и ы
ю е у о
ё э о я
(Дети выбирают нужную букву. Это буква «о»).
У: - Приготовьтесь писать букву «о» строчную с верхним соединением (показ учителем на доске). Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, ведём линию влево, вверх, соединяем, пишем линию для верхнего соединения.
- Красиво и правильно допишите до середины строки. Следующую половину строки пишем строчную букву «о» с нижним соединением. Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, соединяем, пишем линию для нижнего соединения. Дописать строчку до конца.
Задание. Определить порядок следования букв на второй строке:
об ов ог од ож оз …
Написать данные буквы в предложенной последовательности по алфавиту. Прочитать.
Словарная работа.
Игра «Шифровка».
Загадка. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили?
(На доске карточки с буквами. Из карточек по шифровке составляют слово и записывают в тетрадь).
абв
где
ийк
лмн
опр
сту
фхц
зыь
1
2
4
5
6
7
8
10
4
1
6
7
6
8
2
5
10
- Сколько слогов в слове «картофель»?
- Как определили?
- Прочитайте слово по слогам. На какой слог падает ударение?
- Выделите ударную гласную, подчеркните гласные, которые надо запомнить.
Оценки.
Работа с учебником.
- Открыть учебник на странице 39, упражнение 15.
- Прочитать задание, разобрать его, составить план выполнения.
- Выполнение задания. Ученики записывают слова, выделяют в них цветными карандашами гласные и согласные буквы.
Оценки.
Физминутка.
Я нашёл себе жука
На большой ромашке,
Не хочу держать в руках –
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук.
Нос испачкан пылью
Улетел зелёный жук,
Улетел на крыльях.
Продолжение изучения нового материала.
Самостоятельная работа.
Работа по карточкам.
- Прочитайте предложения:
У лисы нора. У совы гнездо. У аиста большое гнездо.
- Спишите предложения. Подчеркните в словах гласные красным карандашом, согласные – синим.
(Ученики списывают предложения, выделяют гласные буквы. Слабые ученики выбирают гласные и согласные буквы по памятке).
Проверка выполненной работы.
- Какому предложению соответствует это количество гласных и согласных букв.
….. ….. ………
…. …… ………
Оценки.
Дача домашнего задания.
Выполнить задание на странице 39, упражнение 14 (1, 2 столбик).
Разбор задания, запись его в дневнике. Для слабых – индивидуальная дозировка задания..
Итог урока.
- О каких звуках мы говорили?
- Какие звуки называются гласными?
- Назовите буквы, которыми обозначают гласные звуки на письме.
- Какие звуки называются согласными?
- Назовите буквы, которыми обозначают согласные звуки на письме.