Тема: Изготовление фартука.
пословица "Семь раз отмерь, один раз отрежь"
Цель: Закрепление знаний и умения по теме «Изготовление фартука»
Задачи:
- познакомить уч-ся с историей фартука.
закреплять навыки выполнения макетирования фартука из хлопчатобумажного
лоскута;
- закреплять теоретические знания по теме;
- развивать пространственное воображение, творческое мышление,
эстетический вкус;
- воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при выполнении
практической работы;
- формировать знания о профессии художника – модельера, конструктора-модельера, закройщика.
Ход урока
Орг. момент
Здравствуйте, девочки и гости. Сегодня я хочу наш урок начать с загадки. Угадав ее, вы узнаете, о чем пойдет речь.
От грязи и от пятен
Защищает платье Кати.
Правильно, сегодня наш урок о фартуке. Мы закрепим знания и умения по теме
« Изготовление фартука», заглянем в историю и узнаем, откуда произошел фартук, вы сможете сами выступить в роли художника – модельера, модельера - конструктора, закройщика.
Повторение изученного материала
Давайте вспомним, какие бывают фартуки по крою и для чего предназначен фартук?
Ответы детей: Фартук служит для защиты одежды человека от загрязнения. Их относят к специальной одежде. По назначению фартуки бывают: домашние, нарядные, рабочие или специальные, школьные, национальные и детские.
Домашние фартуки надевают при выполнении домашних работ по уборке квартиры, при приготовлении пищи, стирке белья, работе в саду.
Нарядные фартуки надевают при выполнении работ по сервировке стола, при обслуживании гостей.
Фартук может быть частью национального костюма.
Фартук можно использовать как элемент школьной формы.
Для детей веселые детские фартуки с героями любимых сказок и мультфильмов.
Рабочий или специальный фартук является частью униформы парикмахеров, продавцов, поваров.
По покрою фартуки бывают – цельнокроеные, на поясе и с грудкой.
Рассказ детей сопровождается демонстрацией фартуков.
А сейчас мы заглянем в историю и посмотрим откуда появился фартук. (Презентация «История фартука»).
История фартука
Нельзя найти более старинного предмета одежды, чем фартук – ведь фиговый листок, прикрывавший Адама и Еву – по сути, является первым фартуком. (Слайд 2)
Изначально функция фартука – прикрыть обнаженное тело. Чуть позже она стала шире – не только скрыть наготу, но и определить статус человека, который его носит. С этой целью его надевали в Древнем Египте фараоны и мужчины, состоящие на государственной службе. (Слайд 3, 4)
Изначально фартук считался элементом сугубо мужского гардероба.
С течением времени фартук стал принадлежностью женского туалета. (Слайд 5)
Жены именитых горожан носили фартуки белые и цветные, а из двух передников получалась юбка.
Крестьянки, трактирщицы, поварихи и многие другие женщины низкого сословия использовали фартук чтобы защитить им свою одежду.
Шили их из простых, доступных им тканей – льна, отбеленного полотна. (Слайд 6)
Богатые дамы лишь изображали из себя прелестных пастушек. (Слайд 7)
Поэтому их фартуки были сшиты из дорогих, изящных тканей. Часто - украшенные вышивкой и дорогими кружевами. Дамы в 18 веке особенно любили надевать фартучек, отправляясь на прогулку. (Слайд 8)Одной из самых популярных тканей для фартучков был нежнейший муслин, вышитый в тон белым хлопком. (Слайд 9, 10, 11)
Специальный фартук должна была повязывать приличная европейская женщина, выходя к столу. (Слайд 12) Так появился специальный передник – таблье (от французского слова «стол»). Это был богато декорированный съемный передник из кружев, который прикалывали булавками к верхней юбке. (Слайд 13)
С приходом 19 века мода на фартуки не прошла. (Слайд 14) Носили их дома и на улице. По-прежнему были популярны воздушные передники из муслина, сетки и кисеи.
Классический русский фартук шили из домотканой ткани в клетку, а края его мастерицы украшали различной отделкой.
Различие между простыми и цветными передниками было особенно важно в конце 19-ого столетия, когда многие начали нанимать слуг. (Слайд 15) Чтобы обеспечить визуальное отличие между нанятыми слугами и хозяйкой дома, горничные всегда надевали белые передники, когда приходили гости. Хотя цветные передники не были строго необходимы, предполагалось, что в гардеробе каждой дамы есть обязательно несколько фартучков к повседневному платью.
Интересно, что долгое время полноценный передник был частью детского костюма. (Слайд 16) Девочки одевались как маленькие женщины: юбка, платье и фартук. Разница заключалась только в минимальном количестве отделок. Маленьких мальчиков одевали в XVI и XVIII веках как девочек. (Слайд 17, 18)
Из детской повседневной одежды переднички плавно перекочевали в гимназическую (Слайд 19) и школьную форму. (Слайд 20)
Передники были также неотъемлемой частью униформы сестер милосердия начала ХХ века. (Слайд 21)
Своего рода кружевной фартук носят католические епископы во время Мессы. (Слайд 22, 23)
Фартук стал и дополнением праздничного народного костюма (Слайд 24)
Нагрудники имеют очень красивую вышивку. Вы наверняка знаете, что основное значение вышивки на Руси - охранительное. Наши предки считали, что если вышить ворот, манжеты, подол, разрез горловины заклинательными символами, то это не позволит проникнуть злым духам в тело человека.
А с 1920-х годов, когда многие женщины стали сами выполнять работу по дому(Слайд 25), в каждом доме снова появился фартук. Теперь такой фартук называется кухонным.
В наши дни фартук остается элементом гардероба домохозяек и является частью униформы парикмахеров, официантов, продавцов, поваров. Также у фартука появилось новое направление – использование промо - фартуков в рекламных целях (Слайд 26). Яркое изображение и логотип компании привлекают внимание окружающих. Кроме того, в наше время можно подобрать передники для подарка мужчинам и женщинам(Слайд 27), веселые детские фартуки с героями любимых сказок и мультфильмов(Слайд 28).
Вот такая интересная история у столь прозаического предмета одежды, как фартук. Его надевали королевы для своих парадных портретов, его носили дети и кокетливые дамы, школьницы и сестры милосердия, священники и фараоны... Да всех не перечесть! Думаю, при желании, он может найти место и в вашем гардеробе.
Физминутка
Давайте прервемся ненадолго, чтобы дать нашим глазам немного отдохнуть. Поднимите голову.
В кабинете по буквам разбросано слово «ФАРТУК». Найдите каждую букву по порядку только глазами и зафиксируйте взгляд на этой букве. Молодцы. Продолжаем работать.
Мы с вами завершили изучение раздела «Изготовление фартука». Это значит, что вы умеете снимать мерки для построения чертежа фартука, умеете моделировать фартук различных фасонов и его изготавливать.
И сейчас вы представьте, что работаете в ателье по пошиву одежды. Я вам предлагаю попробовать себя в роли художника – модельера, модельера - конструктора, и закройщика.
Работа художника – модельера заключается в составлении эскиза одежды.
Выполните эскиз фартука по описанию. Подсказка на столе. Выполняют на индивидуальных карточках.
модельер - конструктор воплощает идеи художника в чертежах и выкройках. Он составляет базовый чертеж изделия и производит моделирование на основе базового чертежа.
1. Подписать название деталей и контурных срезов чертежа: линию середины, боковую срез, нижний срез, верхний срез.
2. Выполните моделирование фартука. Внесите изменения цветным карандашом.
Работа закройщика включает в себя снятие мерок с заказчика, по готовым выкройкам производят раскрой изделия.
1.Назовите основные конструктивные линии фигуры человека.
2.Какие мерки необходимо снять для построения основы чертежа фартука с нагрудником?
Молодцы девочки, все успешно справились со своими заданиями.
Физминутка
А сейчас я хочу вам рассказать историю про девочку Машу, послушайте ее внимательно и скажите
Какие ошибки допустила Маша?
В тот день стояла прекрасная погода, и настроение было великолепным. В шестом классе, где училась Маша, был урок технологии, на котором девочки строили выкройку фартука на свой размер.
По дороге домой Маша просто сгорала от нетерпения поскорее примерить на себя, сделанный своими руками, фартук.
Родителей не было дома. По быстрому сбросив одежду и портфель, Маша отыскала в мамином шкафу ткань. Расстелила ее на полу, лицевой стороной к себе, достала выкройку и наложила ее на ткань по середине.
«Чем бы ее обвести? – подумала она. И первое, на что упал ее взгляд, была шариковая ручка. «Замечательно! Линии будут яркими, и я все ровненько вырежу».
Так обведя выкройку, Маша взяла ножницы и вырезала деталь по нанесенным линиям.
Затем, взяв в руки получившийся «фартук», она поспешила к зеркалу, чтобы взглянуть на себя в обновке, но обнаружила, что у нее в руках только половина фартука…
Вопросы:
1. Какие ошибки допустила Маша на различных этапах работы? Почему?
А теперь я предлагаю вам выкроить макет фартука. Обратите внимание на пословицу «Семь раз отмерь, один раз отрежь», о чем говорит эта пословица?
Прежде чем приступить к работе нам необходимо повторить правила техники безопасности. Я буду в роли ученицы, а вы все учителя.
1. учитель: Я хотела взять иголку
Оказалась она колкой.
Учащиеся говорят , показывая игольницу. Иголка не игрушечка
Вам нужна подушечка.
2. учитель: Выключить утюг спешила,
За шнур дернуть я решила.
Учащиеся вместе: Утюг нужно выключать
В руках вилочку держать.
3. учитель: Я сломала вдруг иглу,
Может бросить на полу?
Учащиеся вместе: Иглы на пол не бросайте,
Их учителю отдайте.
4. учитель: Если ножницы даешь,
Помни четко правило.
Ученицы, показывая кольца ножниц: Два колечка другу дай.
Это будет правильно.
5. учитель: Хочешь стать фотомоделью,
Ровно спину ты держи,
Ученицы выпрямившись: И хорошую осанку
Всем ребятам покажи.
Практическая работа.
А теперь приступим к работе. Перед вами условные модели, на которые необходимо выполнить макеты фартуков.
Учащиеся выполняют практическую работу, согласно инструкционной карте.
Инструкционная карта. «Раскрой фартука»
Раскрой выполняют в определенной последовательности.
По ходу объяснения задать вопросы:
1. Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани?
2. Как определить долевую нить?
1. Подготовка ткани к раскрою:
- Определить лицевую сторону ткани; проверить качество ткани (пятна, дырки, зацепы и т.п. Пометить мелом на изнаночной стороне ткани); определить длину и ширину ткани,
- определить направление долевой нити,
- определить характер рисунка;.
2. Настелить ткань на рабочем столе в сгиб лицевой стороной во внутрь.
3. Разложить выкройки на ткани с учетом направления долевой нити, характера рисунка, обнаруженных дефектов, величины припусков на обработку срезов. Сначала раскладывают крупные детали, между которыми размещают мелкие детали (карманы, пояса, обтачки).
4. Приколоть выкройки к ткани; обвести контуры деталей выкройки швейным мелом (мылом) с учетом припусков на обработку (2см); проверить правильность раскладки; выкроить детали кроя по линиям припуска на обработку, отметить середину изделия и положение карманов.
5. Окончание работы: снять со стола детали выкройки; сколоть детали кроя.
Самоконтроль: проверить равномерность ширины припусков, аккуратность выполнения обводки, ровность срезов, наличие необходимых меловых линий. Итак, записываем в тетрадь определения.
Раскрой – вырезание деталей изделия.
Выкройка – вырезанные детали чертежа.
Детали кроя – вырезанные детали из ткани
Вырезать детали фартука и наклеить на лист А 4.
Целевые обходы рабочих мест учащихся:
- Обход с целью проверки начала выполнения работ;
- Обход с целью проверки умений учащихся пользоваться инструкционными картами;
- Обход с целью проверки правильности выполняемой работы;
- Обход с целью индивидуального инструктажа с отстающими учениками – разъяснение учебного материала, показ выполнения приёмов работы.
Давайте подведем итог урока.
Чем вы сегодня занимались на уроке? Какая профессия вам понравилась?
Были ли трудности? Где вам это может пригодиться?
Мне очень понравилось как вы сегодня все работали, я вам всем ставлю 5. Молодцы!
Д/З:
Интернет –источники:
https://la-gatta-ciara.livejournal.com/22386.html - История Фартука. Часть 2: От Детского Костюма До Масонского
https://la-gatta-ciara.livejournal.com/22043.html - История Фартука. Часть 1 : Модный Аксессуар
https://botana.cc/prepod/tehnologiya/opcob1ta.html - Конспект урока. Раскрой фартука (5 класс)
https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2011/07/14/ - Фартук как элемент русского национального костюма