воспитание эмоциональной адекватности отношения к окружающему миру.
1) Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе.
2) Развивать интерес к познанию природы родного края, зрительное внимание, творческое воображение, умение взаимодействовать при групповой работе.
3) Воспитание бережного отношения к окружающей среде через эстетические чувства.
Тип урока: урок «Открытия» нового знания
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, интерактивная доска, мультипроектор, карточки с пословицами и поговорками об осени, картины с изображением природы осенью и летом.
Ход урока:
l. Мотивация учебной деятельности.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
– Ребята, какому времени года посвящены эти строки? (Осени)
– Почему вы так решили?
– Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?
– Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени.
Работа по теме урока.
Актуализация знаний.
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске появляется надпись
Облака Осадки Небо Ветер
Солнце Вода в водоемах Воздух
Звёзды Горы Камни Почва
– Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске) Как она изменилась с приходом осени? (слайд 10, презентация)
Делаются выводы:
– Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
– Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
– Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
2. Работа с демонстрационным материалом.
Презентация «Осень»
После просмотра презентации делаются выводы по материалам презентации.
– О каких осенних явлениях природы вы узнали по материалу, который мы просмотрели?
Многие птицы улетели в южные страны. (отлёт птиц в тёплые края)
Мелкий осенний дождь непрерывно стучит по крыше. (затяжные дожди)
Падают листья.
Деревья стоят нарядные — в жёлтом, красном. Но скоро начнется листопад… (листопад) Не все деревья сбрасывают листья осенью. Сосны и ели по-прежнему зелёные. Они меняют свои листья-иголочки постепенно, не сбрасывая их сразу. Холодное, но солнечное утро. Трава украшена серебряным инеем. (появление инея, заморозки)
Пожухла и выцвела трава.
Ночи становятся всё холоднее. Поэтому с утра от тёплой ещё воды поднимается пар. (густые туманы)
Рано наступают сумерки. Темны осенние вечера.
Дни становятся короче.
Лужи по утрам замерзают, покрываясь тонкой корочкой льда. (ледостав)
По мере того, как делаются выводы, на доске появляется надпись:
Отлёт птиц в тёплые края, листопад, затяжные дожди, заморозки, появление инея, густые туманы, ледостав.
3. Работа с демонстрационным материалом.
Зачитывается текст «Послушаем листопад»
– Представьте, что мы остановились на поляне среди дубов и берёз и долго, тихо, внимательно слушаем осенний лес… Шорох кругом, иногда такой громкий, что кажется – кто-то идёт. А это падают большие дубовые листья. Слышно, как они ударяются о ветки, как приземляются на такие же шумные листья. Ведь земля вся уже покрыта жёлто-бурым хрустящим ковром. Берёзовые же листья падают почти бесшумно… Но вдруг – порыв ветра. И сразу много – много листьев срывается с деревьев. А те, что пока ещё держатся, вздрагивают. И громкая волна сухого шелеста прокатывается по веткам… Очень, очень интересно не только смотреть, но и слушать листопад!
Просмотр видеофрагмента «Листопад»
4. Физкультминутка.
Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снов набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.
5. Работа по теме урока ( Продолжение).
1. Работа в парах. Учащиеся первого ряда выполняют интерактивное задание «Окраска листьев», учащиеся второго – задание «Окрашенность листьев».
2. Работа с текстом в учебнике. Учитель читает вслух текст «Неживая природа осенью». После чтения ещё раз выделяются осенние явления в неживой природе, о которых не говорилось ранее (заморозки, иней, туман, листопад, ледостав)
3. Работа в парах. Работа с иллюстрацией в учебнике на сравнение.
– На каком рисунке показана ранняя осень, а на каком – поздняя? Объясни, почему так думаешь.
4. Групповая работа.
Дети должны ознакомиться с пословицами про осень и выбрать:
1-я группа – пословицы о ранней осени;
2-я группа – пословицы о поздней осени;
Поговорки и пословицы про осень (Раздаются на листочках).
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.