- Слушай внимательно и повторяй за мной. При произнесении слов «Да-да-да», киваем головой сверху-вниз. При произнесении слов «нет-нет-нет», поворачиваем голову сначала направо, затем налево. При произнесении слов «не знаю, не знаю», поднимаем плечи вверх. Упражнение повторяется 2-3 раза.
II. Основной этап
1.Актуализация опорных знаний
Артикуляционная гимнастика.
-Раз, мы ротик открываем, будто кошечки зеваем (открывать и закрывать рот по инструкции учителя-логопеда).
-Два, подуем в дудочки, губки словно трубочки. (Тянуть губки вперед).
-Три, на губки посмотри, улыбаемся на «три». (Широко улыбаться, растягивать губы в улыбке).
-На четыре ротик шире, барабаним на «четыре». (Открыть рот и стучать язычком по внутренней поверхности верхних зубов).
-Пять, откроем рот опять, нужно губки облизать. (Рот открыт, широким языком сначала облизываем верхнюю губу, сверху-вниз, затем нижнюю).
-Шесть, язычком по зубкам постучать. (Открыть рот и постучать языком по внутренней поверхности нижних зубов).
-Восемь, дружно мы болтаем. (Широко открыть рот, проводить языком вперед-назад по верхним зубам).
Девять, ротик закрываем.
2. Формирование правильного выдоха «Теплый – холодный».
3. Игра«Поймай звук».
Посмотри накартинку. Кто на ней? Змея. Как она шипит?
Ш Ш Ш Ш Ш Ш
-Сейчас я буду издавать разные звуки. Накрой ладошкой изображение змеи когда звук будет правильным.
Соотношение звука с буквой Ш.
4. Изучение нового материала.
-Слушай внимательно, и покажи на картинке, что я назову (кофта, брюки, носки, футболка и т.д).
-Молодец, ты все правильно показал.
-Сейчас, покажи на себе, что я сейчас назову
-Давай проверим, хорошо ли ты их запомнил.
5. Закрепление нового материала.
Графическое задание
В зависимости от имеющихся возможностей, а также интересов ребенка, ему предлагают выполнить графическое задание: найти одинаковые картинки и по образцу раскрасить картинку (контур предметов одежды), заштриховать элементы рисунка, заполнить изображение точками и др. Для детей, затрудняющихся удерживать в руке инструменты, подбирают задания в нетрадиционной технике.Ребенку предлагают выбрать инструменты для рисования: карандаши, фломастеры, краски.
Физкультминутка
- Давай отдохнем, немного разомнемся.
Чтение стихотворения с выполнением движений.
Это нос, это рот,
Там спинка, тут живот.
Это ручки – хлоп, хлоп!
Это ножки – топ, топ!
Ох! Устали, вытрем лоб!
Составление предложения
- Слушай внимательно. Покажи то, о чем я говорю.
- Мальчик надевает брюки.
- Девочка надевает шапку и т.д
Физ.пауза «Самомассаж»
- Составление из полосок бумаги и лепка из пластилина буквы Ш.
III. Заключительный этап
1.Итог урока
- Убери лишнюю картинку из группы «Одежда».
- Покажи, какую букву изучали сегодня на уроке?
2. Рефлексия
Упражнение «Смайлики».
(Работа с кубиком настроений).
- Какое настроение стало? Улыбнись солнышку (и-и-и…) Покажите, где грустный смайлик, а где веселый, где сердитый? Молодец! Давай еще раз друг другу улыбнемся. Выбери нужный смайлик. Забери его с собой. Занятие закончено. Помаши рукой - «До свидания!».
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Коррекционный курс
«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Учитель Ковырзина М.В.
Дата проведения: 30.11.2020г
Класс: 4 «А»
Тема:«Одежда. Звук и буква Ш»
Задачи: Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование представлений о тематической группе «одежда», умения выделять и распознавать звук [ш] в словах.
Соотнесение изображения с названием предметов.
Уточнение, расширение, активизация и актуализация словаря по теме «одежда»
Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.
Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.
Развитие мелкой моторики и графических навыков.
Формирование фонематического восприятия;
Коррекция и развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;
Развитие моторно- слуховой памяти; межполушарного взаимодействия;
Коррекция и развитие наглядно-действенного мышления;
Материал представлен в доступной и занимательной форме. Выбрано несколько направлений коррекционной работы: познавательное развитие, развитие речи, эмоциональное развитие.
Урок имеет две четкие целевые установки: дидактическую и коррекционную. Построен на взаимодействии ребенка в процессе сопряженных с учителем-дефектологом действий, подобрана наиболее адекватная тактика коррекционной работы. Структура построена последовательно. В структуре урока несколько этапов, которые взаимосвязаны между собой.
Все время ребенок проявлял интерес и активность. Используемые игровые приемы побуждали и стимулировали желание к познавательной деятельности. Внимание удерживалось. Методический уровень организации урока, мотивационнный компонент – высокий.
Урок построен с учетом правил здоровье сбережения: использовались релаксационные упражнения, заключительный этап занятия был более легкий, чем основная часть. Охранительный режим соблюдён (физминутка, смена видов деятельности, смена учебных зон, спокойный, выдержанный тон голоса учителя, оптимальный темп ведения урока, оптимальная скорость речи учителя, предупреждение утомляемости). Для формирования чувственного опыта, межполушарного взаимодействия и развития эмоционально-волевой сферы использую кинестетические упражнения.
Поставленные цели достигнуты. Задачи решены в том числе и благодаря большой предварительной подготовке. Объём запланированного материала не перегружен, оказывалась дозированная помощь. Педагогический замысел реализован. Проведен урок с учетом всей системы коррекционного процесса и преемственно целям и задачам работы других специалистов.