Просмотр содержимого документа
«Русский народный костюм»
Русский народный костюм
Занятие кружка
Цель занятия: познакомить детей с особенностями южнорусского и северорусского костюмов, показать его символичность, дать представление, что костюм отражал тесную связь человека с природой, показать уровень высокого мастерства предков, развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к истории, народному творчеству, литературе, воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за золотые руки русских мастеров.
Оборудование: иллюстрации женских костюмов, мужской русской одежды, головных уборов, образцы орнаментов, костюмы крестьянок различных губерний и т.д.
Ход занятия:
В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько труда и времени на свою одежду? Почему они делали ее такой нарядной? Как в курной избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное» - народный костюм?
Это была не просто одежда, а сказка.
Еле заметный свет мерцает в маленьком окошечке. Среди полной темноты и тишины он извещает о событии важном и таинственном – родился человек. Ласковые женские руки омывают его и завертывают беззащитное тельце в первый покров, первый вид его одежды. Теперь малыш будет неразрывно связан с землей, будет на ней работать, отдавать ей свою силу, а она растить для него пищу и все то, без чего он не сможет существовать.
Первое чувство любви у матери появляется в желании защитить свое дитя. Сколько сердечного тепла вкладывала молодая мама в создании первой детской рубашки, выбирала тонкий хороший холст и начинала вышивать на нем узоры. Узоры на рубашке были простые, как жизнь ребенка. Тонкие цветные полоски символизировали прямые и удачливые дороги его жизни. Волнообразные линии и различные зигзаги – изображали воду, легкие перекрещивающиеся под углом стежки – ряд маленьких елочек. Неслучайно заботливая мать нанесла их на детскую рубашку. Ель дерево жизни и добра, оно всегда должно охранять человека, помогать ему на жизненном пути.
Рубаха была основной частью костюма на Руси. Ее носили и дети, и женщины, и мужчины. Женскую рубаху крестьянки шили из белого домотканого полотна. Она была длинной до ступней, с длинными, собранными внизу рукавами. На рукавах вышивали замысловатые, необыкновенной красоты узоры.
- Как вы думаете, с какой целью их вышивали?
Рассмотрим иллюстрации и изделия женских рубашек. Где выполнены узоры? Что старались защитить женщины от злых духов?
- Узоры «ограждали» ворот, т.к. он примыкает к шее, а шея держит голову. Оберегали руки, они были главными работниками в крестьянском быту. Поэтому вышивался низ рукава, оплечье, ластовицы (подмышки). Подол рубахи расшивался, чтобы оградить ноги от зла и неудачи.
Узоры имели глубокий смысл:
- ромбы и квадраты с точками по середине – символы засеянного поля;
- невиданные цветы и диковинные деревья – символы плодоносящей почвы;
- птицы и животные – символы тепла и солнца.
Главной фигурой вышитых узоров является изображение женщины с поднятыми к небу руками. Это жест обращения к небу и солнцу.
Слова старинной песни рассказывают, что изображала рукодельница на своей рубахе:
В первый раз вышивала
Красно солнце с маревами
Во второй раз вышивала
Сине небо с облаками,
В третий раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами…
В старину существовал обряд «чтения узоров». В одно из сел собирались из ближних и дальних мест девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах с затейливыми узорами. Пришедшие на празднество парни выбирали себе в провожатые старую женщину, которая поясняла им значение изображенных узоров на девичьей одежде. По вышивке парни судили о трудолюбии и способностях девушек и выбирали себе невесту.
- Чем же украшены рубахи? (орнаментом)
- Какой цвет преобладал в орнаменте? Почему? (на Руси красный означал красивый)
Народ связывал с рубахой немало различных поверий. Считалось, что продавать ее нельзя – потеряешь счастье. А свадебная рубаха якобы обладала целебной силой.
- Как вы думаете какие рубахи были наряднее? Будничные и праздничные? (Показать сенокосную рубаху).
К праздничной одежде относились очень бережно. В самых лучших нарядах крестьяне даже не присаживались на лавку, боясь испачкать их или помять. Русская народная одежда различалась не только по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), но и по возрасту, семейному положению, месту жительства.
В каждом уезде (районе), в каждом селе были свои особенности в одежде.
Для русского костюма характерны два основных типа: южный и северный. Это связано с разным экономическим развитием южной и северной территорий России. Особенно заметны различия в женском костюме.
Женский костюм южного типа.
В южном костюме самой главной деталью была понёва. Понёва – это прабабушка современной юбки. Она надевалась поверх рубахи. Понёва шилась глухой или распашной. Во время работы крестьянки подворачивали полы распашной понёвы за пояс.
- Почему? Как вы думаете?
Понёву носили замужние женщины. Существовал обряд – когда в праздник при всех родных подруги надевали на девушку понёву. Теперь эту девушку можно было сватать.
Дополнял одежду крестьянки передник (запона, завеса, нагрудник – так по разному называли в разных регионах России).
Женский костюм северного типа (сарафанный комплект).
Сарафан является самой главной частью северорусского костюма. Его носили на Руси с XIV века. Наиболее распространенным был сарафан из однотонной ткани со швом посередине переда, отделанный узорными лентами, кружевом, медными и оловянными пуговицами.
Другой вид сарафана получил название москвич. Его шили из пестрой ткани, которая вверху собиралась мелкими складочками. Еще в костюм входили душегреи – коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики. В ненастную погоду деревенские модницы надевали телогреи – кофты с воротником и длинными рукавами. По силуэту они напоминали маленькие шубки.
Душегрея, телогрея
- Как в русском языке называются такие слова? (сложные)
(греть душу, греть тело)
Девочки посмотрите на сарафан. Почему на одних ленты на голове, а на других «кички»?
Замужние женщины прятали волосы, заплетенные в две косы, от «дурного глаза» и от позора. Им нельзя было показаться на улице с непокрытой головой. До нас дошло слово опростоволосилась. Что это значит? (Попала впросак, в нелепую ситуацию)
Молодые девушки оставляли головы непокрытые. Есть пословица: «Девичья коса – всему миру краса». В связи с этим головные уборы делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.
Кокошники носили в основном в северных регионах России. Их богато украшали жемчугом, перламутром, бисером, серебряной и золотой нитью. На головные уборы часто наносились солнце, звезды, композиции, связанные с небесным «ярусом» мира. Многие наименования головных уборов восходят к названиям птиц – существ как бы связывающих землю и небо: сорока, кичка (утка), кокошник (от кокошь – курица).
Итак головные уборы связывают с образами неба.
Узоры на рубахе, поневе выражали идею земли.
Пояса символизировали подземно – подводный мир.
Таким образом, одетая в праздничный наряд крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной. Это говорит о том, что русский человек ощущал себя необходимой частью мироздания.
Несмотря на многообразие женского народного костюма в нем есть много общего – величавость, пластичность, завершенность.
Вспомним эпитеты, которыми русский народ награждал женщин: лебедушка, лебедь белая, пава, утушка, голубка.
И это не случайно, ведь птицы – древнейший символ добра и благополучия.
Красна девица идет,
Словно павушка плывет
А сама то величава
Выплывает, будто пава
А как речь то говорит,
Словно реченька журчит.
Это строки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Мужской крестьянский костюм не имел значительных отличий. Он состоял из рубах и портков (штанов). Рубаха шилась длиною до колен и подпоясывалась кушаком, к которому подвешивали все необходимые в быту личные предметы: кошелек, кисет, гребешок.
- Почему так делали? (не было карманов)
Праздничную рубаху ярко украшали. Порты шили из темной ткани, иногда в полоску.
Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна. Зимой носили одежду из овчины мехом внутрь с большим воротником и длинными рукавами. (чтобы согреть шею, голову и руки). Такую одежду называли тулупом. Носили ее и мужчины и женщины.
На голове мужчины носили войлочный колпак с отворотом и без отворота. Позже появился картуз – фуражка с козырьком.
Что вы знаете о старинной русской обуви?
Веками самой обычной обувью на Руси были лапти. Лапти плели из лыка (подкорка липы). Чтобы сплести одну пару лаптей надо было содрать кору трех – четырех деревьев. Подошвы лаптей для крепости прошивали толстой веревкой. Внутрь для тепла и мягкости клали солому, а ноги обматывали онучами (портянки, куски ткани). А держались лапти с помощью кожаных ремешков или веревок, обмотанных вокруг ноги. Всем хороши были лапти, только изнашивались быстро. Зимой одна пара лаптей служила десять дней, а летом 3…4 дня. Поэтому отправляясь в дальний путь, надо было брать 3…4 пары.
Валенки появились на Руси намного позже. Стоили дорого, поэтому в бедных крестьянских семьях на всех детей могли быть одни валенки. Их надевали по очереди. И лапти и валенки на Руси любили. Не зря о них сложили песни. (Валенки – валенки не подшиты стареньки; Ах лапти мои лапти новые…)
Шили на Руси и кожаную обувь: различные сапоги, чеботы, коты (женские туфли). Первую кожаную обувь делали одинаковой для обеих ног. Только в процессе ношения она приобретала форму каждой ноги. Сегодня нам кажется, что народный костюм и современная одежда – совершенно противоположные вещи. Ведь старинная одежда тесно связана с обычаями и образом жизни старой деревни, а современные костюм привлекает своей новизной, отражает нашу шумную и стремительную жизнь.
Но все чаще и чаще мы перенимаем то оборочку, то поясок, или даже фасон старинного платья. Это мы отразили в своих коллекциях.
«Ах, сарафан, мой сарафан» и «Яблочко наливное».
Закончу наше занятие словами, смысл которых я думаю теперь понятен вам: «Слава и низкий поклон безымянным русским женщинам, которые из поколения в поколение, из века в век, шлифовали и несли в будущее свое искусство, название которому «русский народный костюм». Он является сегодня гордостью национальной культуры» (Ф.М. Пармон)