Тема урока: Род имён существительных.
Тип урока: изучение нового. Урок-путешествие.
Цель урока: учить определять рода имён существительных.
Задачи:
-познакомить с приёмами распознавания рода имён существительного; закрепить умения учащихся определять род имён существительных;
- коррегировать мыслительную деятельность через выполнение заданий и упражнений на основе индивидуально-дифференцированного подхода; способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса; развитию слухового и зрительного восприятия;
- воспитывать положительную мотивацию к предмету через нестандартную форму проведения урока; воспитывать навыки дисциплины, взаимоуважения;
Оборудование: карточки с заданиями, мультимедиа, музыкальное сопровождение, наглядные пособия, бутыль с записками, канат, швабры, фрукты и овощи.
Этапы урока:
Организационный момент.
Повторение. (проверка домашнего задания)
Чистописание.
Словарная работа.
Изучение нового.
Закрепление.
Итог урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- прозвенел звонок
начинается урок.
-здравствуйте, ребята. Садитесь.
- вчера, когда я возвращалась с работы, я подумала, а не отправиться ли нам с вами в морское путешествие в страну «Имя существительное», ведь мы уже немало знаем об этой части речи.
-к тому же в этой стане спрятаны сокровища, для тех, кто пройдёт все испытания.
2. Повторение
-для начала нам надо вспомнить, что такое имя существительное.
- у вас на парте карточки. Они послужат нам пропуском на судно, на котором мы отправимся в путешествие.
-впишите в них недостающие слова.(на карточках определение имени существительного с пропущенными словами)
Имя существительное – это _______ _______, которая называет _________ и отвечает на вопросы: ______ и ______ .
Проверка на слайде.
- у всех верно?
Проверка домашнего задания.
по уровням.
Записать существительные во множ. числе.
Списать текст и выделенные существительные постваить во множ.числе.
Проверка на слайде.
-у всех верно?
-тогда мы отправляемся в путь! Звук моря
3. Чистописание.
- мы прибываем в порт «Чистописание»
- чтоб начать работать, запишите в своих судовых журналах сегодняшнюю дату.
-прочитайте слова.
Кирилл, Киров, Круглова, Константинович, Киселиха.
-к какой части речи они относятся?
- что в них особенного? (имена собственные)
- а что их ещё объединяет? (буква К)
--запишем красиво эту букву
Кк Ккк Кккк Ккккк
- и так записать до конца строчки.
Молодцы!
- Нам надо спешить, идём дальше!
Звук моря
4.Словарная работа.
- впереди остров «Словарных слов»
- но что это? Впереди рифы. Эти рифы мы обойдём, если прочитаем слово, располагая рифы от самого высокого, до самого низкого.
-прочитайте слово ещё раз по слогам
-запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
(один ученик записывает на доске)
Корабль
Индивидуальное задание.
За доской записана пословица с пропущенными буквами
Ученик 1 уровня вставляет буквы и зачитывает пословицу.
Б . льшому к . раблю – б . льшое плаван. е.
- объясните смысл пословицы.
(человеку с большими способностями и знаниями надо дать возможность , чтобы он смог развиваться дальше и смог достигнуть больших успехов.)
- наш успех впереди, в далёкой стране «Имя существительное»
И мы продолжаем двигаться вперёд.
Динамическая пауза.
Перетягивание каната. (для мальчиков)
Надравить палубу (для девочек)
Движения матросского танца «Яблочко»
- вот мы с вами проверили нашу физическую подготовку, навели чистоту на корабле, немного отдохнули , можно отправиться дальше.
Звук моря
5.Основная часть урока.
- мы приближаемся к острову «Земля знаний»
- скажите, как вы думаете, что нас ждёт на этом острове? Что нам предстоит делать? Что будем изучать? (ответы ребят)
- нам предстоит : узнать больше об имени существительном, научиться определять род имён существительных, работать активно, быстро, внимательно.(это на слайде)
1 задание.
-посмотрите, здесь постарался морской ветер и перепутал все слова.
- нам надо распределить их на два столбика, так , чтобы они подходили к словам ОН,МОЙ, ОНА, МОЯ. (слайд)
Вывод. Мы с вами сделали открытие! Ведь слова, которые относятся к словам ОН,МОЙ ,имеют мужской род, а слова, которые относятся к словам ОНА,МОЯ, имеют женский род.
Мужской род | Женский род |
Он ,мой | Она, моя |
На слайде табличка .
Проблемная ситуация.
- ребята? Остались ещё слова!
- куда их запишем? Можно ли к этим словам подставить слова-помощники женского и мужского рода? (ответы ребят)
- запишите их в третий столбик. Это имена существительные среднего рода. К ним подойдут слова-помощники ОНО, МОЁ.
Прочитаем ещё раз правило в учебнике с. 116.
Вывод: какого рода бывают имена существительные?
- сейчас немного потренируемся в определении рода имён существительных.
2 задание.
На слайде картинка .
- рассмотрите рисунок , запишите существительные в три столбика.
(ребята по очереди выходят к доске.)
Вывод: какого рода бывают имена существительные?
Физ. минутка.
1.Гимнастика для глаз.
2. закройте глаза и приоткройте рот….
Пора подкрепится…..
Повар-кок приготовил для вас продукты питания. Прожуйте и скажите, что вы съели. (учитель раздаёт учащимся кусочки фруктов и овощей: банан, огурец, яблоко, груша, орехи)
Закрепление.
- посмотрите, в большом судовом журнале морская вода размыла чернила и перепутала предложения на с.117, и с.122.
-нам надо исправить положение и выполнить эту работу.
Самостоятельная работа по учебнику.
1 вариант – упр. 185.с.117, 2 вариант –упр. 195, с.122
- внимательно прочитайте задание. Кому что не понятно?
Проверка на слайде.
- поднимите руку, кто справился с заданием. Молодцы!
Вот мы ребята и получили на этом острове новые знания!
-но нам надо спешить, ведь нас ждут сокровища!
Звук моря.
Штормы и ветры нам не страшны,
Ждут берега нас далёкой страны.
-что- то вижу по левому борту! (вылавливает бутылку)
( в бутылке послание « сокровища находятся в сундуке на острове !Имя существительное», но взять их можно только с помощь ключей. Они в бутылке для каждого)
7. Итог урока.
- а вот и остров! Наше путешествие завершилось!
Рефлексия.
С какими знаниями мы прибыли на остров?
Что нового узнали ?
Чему научились?
Вам понравилось такое путешествие?
Что больше всего понравилось? А что показалось трудным?
-А вот они и сокровища! Берите ключи. И возьмите только то, что принадлежит именно вам!
(ребята достают записочки-ключи и читают в них задание, подплыв к острову).
Например: неодуш., нариц., ж.р., ед.ч. (конфета), вкусный, сладкий, м.р., ед.ч. (банан), неодуш., ж.р., ед. ч. (груша), ср.р., круглое, сочное (яблоко).
Мелкие, твёрдые, мн.ч. (орехи). Вкусная, сочная, зелёная (груша),
мр.р., ед.я., большой, круглый (апельсин)
- всего доброго вам, ребята!
неодуш., нариц., ж.р., ед.ч.
вкусный, сладкий, м.р., ед.ч.
неодуш., ж.р., ед. ч. (груша), ср.р., круглое, сочное .
Мелкие, твёрдые, мн.ч.
Вкусная, сочная, зелёная
мр.р., ед.я.,
большой, круглый , оранжевый.