kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Правописание приставок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок может быть использован во время  изучения темы «Состав слова - правописание приставок» в 9 классе 8 вида коррекции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Правописание приставок"»





Урок письма и развития речи



Правописание

приставок



9 класс





Федотова Светлана Викторовна

МБОУ «Калининская СОШ Имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова»

учитель коррекционных классов





Тема: Буквы - З - С- на конце приставок.

Урок-путешествие по родному краю.

Цель: обобщение и систематизации знаний по правописанию приставок на - з - с.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания учащихся о правописании приставок, оканчивающихся на -з-с; формировать умения объяснять и применять свой выбор орфограммы; отрабатывать знания на практике.

Коррекционно - развивающие: корректировать и развивать произвольное внимание при выполнении заданий, коммуникативные качества обучающихся; работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения изученного материала; концентрировать внимание на материале урока; развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: формировать аккуратность при выполнении письменных работ, прививать интерес обучающихся к изучению предмета и процессу обучения, воспитывать чувство любви к Родине, ответственность за окружающую среду.

Оборудование: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (авторы Н.Г. Галунчикова Э.В. Якубовская, Москва «Просвещение» 2014год), «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, тетради, карточки, сигнальные карточки, тексты, презентация.

Тип урока: 

Урок обобщения и систематизации знаний

Вид:  урок-путешествие.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение пройденного материала

  1. Работа в парах

  2. Подбор однокоренных слов

  3. Составление кластера

  1. Сообщение темы урока

  2. Работа по теме урока

  1. Индивидуальная работа (Работа с текстом на карточках)

  2. Физминутка

  3. Словарная работа

  4. Работа с учебником

  5. Коллективная работа по тексту «Письмо к молодёжи писателя Л.Леонова»


  1. Закрепление

  1. Работа с сигнальными карточками

  2. Групповая работа

  1. Итог.

Рефлексия

  1. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организация класса.

Проверка готовности учащегося к уроку.

Учитель:

Здравствуйте, друзья!

Прозвенел звонок.

Садитесь удобнее –

И начнём урок.

Проверим принадлежности,

Тетради, дневники.

И смело в путь за знаниями

Можно нам идти.

Запись числа в тетрадь

  1. Повторение.

Учитель:

Урок хочу начать с пословицы,

Да только - вот беда,

Рассыпалась пословица,

Пока я шла сюда.

  1. Работа в парах.

Соберите пословицу, запишите в тетрадь.

Слайд 1. Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.

Учитель:

- Объясните смысл этой пословицы.

- Как вы думаете, какое слово в этой пословице будет значимым, важным, главным?

(ответы обучающихся)

Учитель:

-Воздух, которым мы дышим, земля, на которой мы живём, солнце, дарящее тепло, мать, подарившая жизнь… Для всех эти вещи важны. Но среди самого заветного у человека есть Родина. Родина – это и страна, и город, и деревня, где ты родился и живёшь, твои друзья, соседи.

Ученик:

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду – смородина,

Жёлтый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый узор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной и милый дом.

Учитель:

-Да, каждому сейчас вспомнилось родное, милое сердцу место, где родились, т.е. наша малая родина.

  1. Подбор однокоренных слов

Учитель:

- Ребята, а что для вас означает понятие Родины?

(ответы обучающихся)

- Спасибо, все вы правы. Мы убедились, что это понятие очень широкое, а слово Родина многозначное. Заглянем в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова и найдём в словаре толкование этого слова.

(Ответ обучающихся) Слайд 2.

Учитель:

- Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом Родина.

(ответы обучающихся)

- Давайте все вместе подберём однокоренные слова к слову Родина и запишем их на карточки.

(ответы обучающихся)

  1. Составление кластера из однокоренных слов на доске.

Слайд 3.

- А как по-другому ещё мы называем однокоренные слова?

(ответы обучающихся)

- В пословице найдите орфограмму, которая подчиняется правилу, изученному на прошлом уроке.

- Назовите орфограмму, расскажите правило.

(ответы обучающихся)

III. Сообщение темы урока.

Учитель:

- Кто может сказать, о чём мы сегодня будем говорить?

(ответы обучающихся)

- Для всех нас малой родиной является Кунгурский район, т.к. мы его жители. Кунгурскому району в 2019 году исполнилось 95 лет, и мы совершим путешествие по кунгурской земле, а помогать нам будет правило правописания приставок.

Слайд 4.

IV. Работа по теме урока

Презентация «Кунгурский край»

Учитель:

- Кунгурскому району исполнилось только 90 лет, но история этих земель насчитывает более четырёх столетий.

Слайды 5 – 28.

  1. Индивидуальная работа (Работа с текстом на карточках)

  • Прочитать

  • Вставить пропущенные буквы, выделить приставки.

Приложение 1.

- Что нового узнали о нашем районе?

- Какое правило использовали при выполнении работы? Расскажите это правило.

  • Взаимопроверка

Слайд 29.

  • Самооценка. Поставьте себе оценку в оценочный лист за 1 задание.


  1. Физминутка.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну а если надоест.

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес.


  1. Словарная работа. Русь. Слайд 30.

Учитель:

- Мы являемся жителями Кунгурского района, назовите край, в состав которого входит Кунгурский район?

(ответы обучающихся)

- Как называется наша страна?

(ответы обучающихся)

- Кто знает, как наша страна называлась в древности? (ответы обучающихся)

- А знаете ли вы, почему она так называлась?

  • Историческая справка. Ученик рассказывает заранее подготовленный текст.

Приложение 2.

  • Запись слова в словарик.


  1. Работа с учебником. (Упр. 51 стр.36. – устно).

- Как вы уже поняли, слово «Русь» имеет ни одно значение, такие слова, как вы помните, называются многозначными словами. Из упражнения 51 мы узнаем ещё одно значение этого слова. Слайд 31.

  • Чтение диалога:

  1. Про себя;

  2. По ролям.

Приложение 3.

  1. Коллективная работа по тексту «Письмо к молодёжи писателя Л.Леонова»

Приложение 4.

  • Текст читает ученик

  • Беседа по вопросам

Учитель:

- О чём пишет писатель в этом письме? В каком предложении заключается основная мысль этого текста?

(ответы обучающихся)

-Как вы понимаете это предложение?

(ответы обучающихся)

- Что значит «надо возмещать каждую копейку, без расписки взятую у природы?

(ответы обучающихся)

- В прямом или переносном значении употреблено предложение?

(ответы обучающихся)

- Согласны ли вы с мнением писателя?

(ответы обучающихся)

  • Списать, вставить пропущенные буквы

  • Проверка. Ребята по цепочке комментируют выбор вставленной орфограммы.

Учитель:

Самооценка. Поставьте себе оценку в оценочный лист за 2 задание.


V. Закрепление

1. Работа с сигнальными карточками

- В заключение, давайте ещё раз вспомним правило, которое помогло нам во время путешествия.

- Возьмите в руки сигнальные карточки с буквами «З-С». Я вам буду диктовать слова, а вы на слух должны определить, какая буква пишется в приставке этого слова, и поднять карточку с нужной буквой.

  • Работа с сигнальными карточками. Слайд 32.

Приложение 5.

  • Самооценка. Поставьте себе оценку в оценочный лист за 3 задание.

  1. Групповая работа

  • Разгадать поговорку по рисункам, в которой присутствует изученная орфограмма.

Бездонную бочку водой не наполнишь.

  • Самооценка. Поставьте себе оценку в оценочный лист за 4 задание.

VI. Итог. Слайд 33.

Рефлексия

-Какому правилу подчиняется правописание приставок на – з-с-?

-Что нового узнали о нашей малой Родине?

-Как вы сегодня поработали?

  • Оцените свою работу и поставьте себе итоговую оценку за урок в оценочный лист.

VII. Домашнее задание.

Домашнее задание будет интересным. Вам нужно подготовить материал к проекту «Село Калинино – моя родина».

Этапы проекта:

  1. Сходить в сельский краеведческий музей и подобрать материал по своей улице

  2. Оформить свой материал

  3. Подготовить защиту


Слайд 34.



Литература

  1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания., М.: «Просвещение», 2004.

  2. Александрова З. Моя страна ., М.: «Малыш», 1987 г.- с.11.

  3. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 9 кл., М.: «Просвещение», 2013.

  4. Ладыженская Т. А., Никольская Р. И. Речевые уроки, М.: «Просвещение», 1995.

  5. Семёнова Е. Е. Занимательная грамматика. «Омега» Москва 1996.

  6. Словарь русского языка. С.И.Ожегов. М. «Русский язык», 1989;

  7. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением!, «АРД» Екатеринбург 1997.



Приложение 1.

Кунгурский край славился выплавкой меди, и...готовлением кричного железа, посуды и литьём колоколов. Кроме кустарного прои...водства, на кунгурских землях бурно ра...вивалось сельское хозяйство. Знаменитые кунгурские ярмарки собирали купцов со всей России.

Славен кунгурский край бе...ценными природными богатствами. Реликтовая Кунгурская лесостепь – «изюминка» современной флоры Урала. Здесь прои...растает множество лекарственных, высоко-декоративных, а также редких и...чезающих видов растений, занесённых в Красные книги Среднего Урала и России.


Приложение 2.

Учёные до сих пор спорят над значением слова и над его происхождением.

Русы – в источниках 8-10вв. обозначает название народа, участвовавшие в образовании Древнего государства.

Русь – русская земля – название объединения земель восточных славян с центром в Киеве. В 11-12 веке Русью стали называть все земли, объединённые в единую территорию. А на славянском языке обозначает – светлый, белый, царственный.

Приложение 3.

Русь! Короткое, а какое загадочное слово. Ученые много рассуждают о его значении. Но есть у слова «русь» значение, которое я услышал в глухой деревушке.

Моя хозяйка Анна Ивановна внесла в избу горшок с цветком. — Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и расцвёл.

- На русь!

- На русь, соколик, на русь.

- Анна Ивановна, а что такое русь?

- Русью светлое место зовем, где солнышко. Русый парень - русая девушка. Не слыхал, что ли, никогда?

- Значит, Русь — светлое место, страна света

- Конечно. А чему улыбаешься?

- Я рад, что разгадал загадку! Спасибо вам!

Приложение 4.

Дорогие юные друзья! Мы бе…платно пользуемся бе…ценными богатствами земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать каждую копейку, без расписки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга!



Приложение 5.

Бе…рукавка – бе…крайний,

в…дутый – в…плеск,

во…горание – во…певание,

ра…жечь – ра…качать,

бе…культурный – бе…рассудный,

бе…действенный – бе…контрольный

Приложение 6.

Лист самооценки

Фамилия/Имя

Оценка за 1 задание

Оценка за 2 задание

Оценка за 3 задание

Оценка за 4 задание

Итоговая оценка за урок










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Правописание приставок"

Автор: Светлана Викторовна Федотова

Дата: 19.10.2020

Номер свидетельства: 560500

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "конспект  урока языка Правописание приставок пре- и при-"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "252716"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447431138"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Тема урока: «Правописание приставок на з- (с-)»                                            по учебнику Быстровой Л.В"
    ["seo_title"] => string(70) "tiema-uroka-pravopisaniie-pristavok-na-z-s-po-uchiebniku-bystrovoi-l-v"
    ["file_id"] => string(6) "283202"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453803818"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок. Зима в природе" (3 класс УМК "Школа России") "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie-3-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "244134"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445879251"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Правописание приставок на з/с"
    ["seo_title"] => string(26) "pravopisaniiepristavoknazs"
    ["file_id"] => string(6) "272245"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451924376"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства