Просмотр содержимого документа
«"Правописание приставок"»
Урок письма и развития речи
Правописание
приставок
9 класс
Федотова Светлана Викторовна
МБОУ «Калининская СОШ Имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова»
учитель коррекционных классов
Тема:Буквы - З - С- на конце приставок.
Урок-путешествие по родному краю.
Цель: обобщение и систематизации знаний по правописанию приставок на - з - с.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания учащихся о правописании приставок, оканчивающихся на -з-с; формировать умения объяснять и применять свой выбор орфограммы; отрабатывать знания на практике.
Коррекционно - развивающие: корректировать и развивать произвольное внимание при выполнении заданий, коммуникативные качества обучающихся; работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения изученного материала; концентрировать внимание на материале урока; развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные: формировать аккуратность при выполнении письменных работ, прививать интерес обучающихся к изучению предмета и процессу обучения, воспитывать чувство любви к Родине, ответственность за окружающую среду.
Оборудование: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (авторы Н.Г. Галунчикова Э.В. Якубовская, Москва «Просвещение» 2014год), «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, тетради, карточки, сигнальные карточки, тексты, презентация.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Вид: урок-путешествие.
План урока:
Организационный момент
Повторение пройденного материала
Работа в парах
Подбор однокоренных слов
Составление кластера
Сообщение темы урока
Работа по теме урока
Индивидуальная работа (Работа с текстом на карточках)
Физминутка
Словарная работа
Работа с учебником
Коллективная работа по тексту «Письмо к молодёжи писателя Л.Леонова»
Закрепление
Работа с сигнальными карточками
Групповая работа
Итог.
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
Организация класса.
Проверка готовности учащегося к уроку.
Учитель:
Здравствуйте, друзья!
Прозвенел звонок.
Садитесь удобнее –
И начнём урок.
Проверим принадлежности,
Тетради, дневники.
И смело в путь за знаниями
Можно нам идти.
Запись числа в тетрадь
Повторение.
Учитель:
Урок хочу начать с пословицы,
Да только - вот беда,
Рассыпалась пословица,
Пока я шла сюда.
Работа в парах.
Соберите пословицу, запишите в тетрадь.
Слайд 1. Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.
Учитель:
- Объясните смысл этой пословицы.
- Как вы думаете, какое слово в этой пословице будет значимым, важным, главным?
(ответы обучающихся)
Учитель:
-Воздух, которым мы дышим, земля, на которой мы живём, солнце, дарящее тепло, мать, подарившая жизнь… Для всех эти вещи важны. Но среди самого заветного у человека есть Родина. Родина – это и страна, и город, и деревня, где ты родился и живёшь, твои друзья, соседи.
Ученик:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду – смородина,
Жёлтый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый узор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной и милый дом.
Учитель:
-Да, каждому сейчас вспомнилось родное, милое сердцу место, где родились, т.е. наша малая родина.
Подбор однокоренных слов
Учитель:
- Ребята, а что для вас означает понятие Родины?
(ответы обучающихся)
- Спасибо, все вы правы. Мы убедились, что это понятие очень широкое, а слово Родина многозначное. Заглянем в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова и найдём в словаре толкование этого слова.
(Ответ обучающихся) Слайд 2.
Учитель:
- Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со словом Родина.
(ответы обучающихся)
- Давайте все вместе подберём однокоренные слова к слову Родина и запишем их на карточки.
(ответы обучающихся)
Составление кластера из однокоренных слов на доске.
Слайд 3.
- А как по-другому ещё мы называем однокоренные слова?
(ответы обучающихся)
- В пословице найдите орфограмму, которая подчиняется правилу, изученному на прошлом уроке.
- Назовите орфограмму, расскажите правило.
(ответы обучающихся)
III. Сообщение темы урока.
Учитель:
- Кто может сказать, о чём мы сегодня будем говорить?
(ответы обучающихся)
- Для всех нас малой родиной является Кунгурский район, т.к. мы его жители. Кунгурскому району в 2019 году исполнилось 95 лет, и мы совершим путешествие по кунгурской земле, а помогать нам будет правило правописания приставок.
Слайд 4.
IV. Работа по теме урока
Презентация «Кунгурский край»
Учитель:
- Кунгурскому району исполнилось только 90 лет, но история этих земель насчитывает более четырёх столетий.
Слайды 5 – 28.
Индивидуальная работа (Работа с текстом на карточках)
Прочитать
Вставить пропущенные буквы, выделить приставки.
Приложение 1.
- Что нового узнали о нашем районе?
- Какое правило использовали при выполнении работы? Расскажите это правило.
Взаимопроверка
Слайд 29.
Самооценка. Поставьте себе оценку в оценочный лист за 1 задание.
Физминутка.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
Словарная работа. Русь. Слайд 30.
Учитель:
- Мы являемся жителями Кунгурского района, назовите край, в состав которого входит Кунгурский район?
(ответы обучающихся)
- Как называется наша страна?
(ответы обучающихся)
- Кто знает, как наша страна называлась в древности? (ответы обучающихся)
- А знаете ли вы, почему она так называлась?
Историческая справка. Ученик рассказывает заранее подготовленный текст.
Приложение 2.
Запись слова в словарик.
Работа с учебником. (Упр. 51 стр.36. – устно).
- Как вы уже поняли, слово «Русь» имеет ни одно значение, такие слова, как вы помните, называются многозначными словами. Из упражнения 51 мы узнаем ещё одно значение этого слова. Слайд 31.
Чтение диалога:
Про себя;
По ролям.
Приложение 3.
Коллективная работа по тексту «Письмо к молодёжи писателя Л.Леонова»
Приложение 4.
Текст читает ученик
Беседа по вопросам
Учитель:
- О чём пишет писатель в этом письме? В каком предложении заключается основная мысль этого текста?
(ответы обучающихся)
-Как вы понимаете это предложение?
(ответы обучающихся)
- Что значит «надо возмещать каждую копейку, без расписки взятую у природы?
(ответы обучающихся)
- В прямом или переносном значении употреблено предложение?
(ответы обучающихся)
- Согласны ли вы с мнением писателя?
(ответы обучающихся)
Списать, вставить пропущенные буквы
Проверка. Ребята по цепочке комментируют выбор вставленной орфограммы.
Учитель:
Самооценка. Поставьте себе оценку в оценочный лист за 2 задание.
V. Закрепление
1. Работа с сигнальными карточками
- В заключение, давайте ещё раз вспомним правило, которое помогло нам во время путешествия.
- Возьмите в руки сигнальные карточки с буквами «З-С». Я вам буду диктовать слова, а вы на слух должны определить, какая буква пишется в приставке этого слова, и поднять карточку с нужной буквой.
Работа с сигнальными карточками. Слайд 32.
Приложение 5.
Самооценка. Поставьте себе оценку в оценочный лист за 3 задание.
Групповая работа
Разгадать поговорку по рисункам, в которой присутствует изученная орфограмма.
Бездонную бочку водой не наполнишь.
Самооценка. Поставьте себе оценку в оценочный лист за 4 задание.
VI. Итог. Слайд 33.
Рефлексия
-Какому правилу подчиняется правописание приставок на – з-с-?
-Что нового узнали о нашей малой Родине?
-Как вы сегодня поработали?
Оцените свою работу и поставьте себе итоговую оценку за урок в оценочный лист.
VII. Домашнее задание.
Домашнее задание будет интересным. Вам нужно подготовить материал к проекту «Село Калинино – моя родина».
Этапы проекта:
Сходить в сельский краеведческий музей и подобрать материал по своей улице
Оформить свой материал
Подготовить защиту
Слайд 34.
Литература
Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания., М.: «Просвещение», 2004.
Александрова З. Моя страна ., М.: «Малыш», 1987 г.- с.11.
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 9 кл., М.: «Просвещение», 2013.
Ладыженская Т. А., Никольская Р. И. Речевые уроки, М.: «Просвещение», 1995.
Семёнова Е. Е. Занимательная грамматика. «Омега» Москва 1996.
Словарь русского языка. С.И.Ожегов. М. «Русский язык», 1989;
Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением!, «АРД» Екатеринбург 1997.
Приложение 1.
Кунгурский край славился выплавкой меди, и...готовлением кричного железа, посуды и литьём колоколов. Кроме кустарного прои...водства, на кунгурских землях бурно ра...вивалось сельское хозяйство. Знаменитые кунгурские ярмарки собирали купцов со всей России.
Славен кунгурский край бе...ценными природными богатствами. Реликтовая Кунгурская лесостепь – «изюминка» современной флоры Урала. Здесь прои...растает множество лекарственных, высоко-декоративных, а также редких и...чезающих видов растений, занесённых в Красные книги Среднего Урала и России.
Приложение 2.
Учёные до сих пор спорят над значением слова и над его происхождением.
Русы – в источниках 8-10вв. обозначает название народа, участвовавшие в образовании Древнего государства.
Русь – русская земля – название объединения земель восточных славян с центром в Киеве. В 11-12 веке Русью стали называть все земли, объединённые в единую территорию. А на славянском языке обозначает – светлый, белый, царственный.
Приложение 3.
Русь! Короткое, а какое загадочное слово. Ученые много рассуждают о его значении. Но есть у слова «русь» значение, которое я услышал в глухой деревушке.
Моя хозяйка Анна Ивановна внесла в избу горшок с цветком. — Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и расцвёл.
- На русь!
- На русь, соколик, на русь.
- Анна Ивановна, а что такое русь?
- Русью светлое место зовем, где солнышко. Русый парень - русая девушка. Не слыхал, что ли, никогда?
- Значит, Русь — светлое место, страна света
- Конечно. А чему улыбаешься?
- Я рад, что разгадал загадку! Спасибо вам!
Приложение 4.
Дорогие юные друзья! Мы бе…платно пользуемся бе…ценными богатствами земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать каждую копейку, без расписки взятую у природы.
Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга!