kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по чтению и развитию речи в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по чтению и развитию речи в 8 классе для детей с ОВЗ  "Отговорила роща золотая" по творчеству С.А.Есенина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по чтению и развитию речи в 8 классе»

Открытый урок по чтению и развитию речи в 8 классе

Тема урока: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: Совершенствование навыка осознанного, выразительного чтения.

Задачи урока:

Обучающие:

-учить анализировать и выразительно читать данное произведение;

-формировать навык работы над образными средствами языка.

Коррекционно-развивающие:

-развивать память учащихся, внимание, мышление, воображение, мыслительные навыки на основе операций анализа, сравнения;

-развивать связную устную речь учащихся;

-развивать эмоциональную сферу учащихся;

-активизировать и пополнять словарный запас учащихся.

Воспитывающие:

-прививать интерес к творчеству С.А. Есенина;

-пробуждать интерес к предмету;

-воспитывать любовь к Родине, к родной природе.

Оборудование урока


1.Портрет С.А. Есенина.

2.Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.

3.ТСО (компьютер, музыкальный центр, диск с записью классической музыки,  диск с записью стихотворения, романса).

4.Таблицы со словарными словами.

5.Учебник чтения для 8 класса. Под ред. З.Ф. Малышевой.

Ход урока.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Я очень рада нашей встречи, хорошей погоде.

-Начинаем наш урок. Мне хочется, чтобы он получился интересным, увлекательным, красивым. В этом поможете  мне вы. Поэтому, настройтесь на работу.

II. Подготовка к восприятию темы.

-Сегодня, мы отправимся в мир поэзии.

-Что такое поэзия?

Ответ детей:( стихи, произведения написанные стихами)

-Прочитайте предложения, данные на доске.

Поэзия весеннего утра.(Сл.1)

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

-Сколько же значений слова поэзия выяснили? (два)

-Назовите их.(стихи и произведения написанные стихами)

-Обратимся за более точным определением слова к словарю С.И. Ожегова.( Сл.2)

( учитель зачитывает значение слова)

-Ребята, в этом словаре собрано и объяснено более 70 тысяч слов. В мире поэзии эти слова встают в определенный строй,  и мы слышим прекрасные поэтические творения.

III. Речевая разминка.

-Проведем речевую разминку.

-Читаем вслух по моей указке.

  Шум, блеск, всплеск, гам.

               Гром, треск, плеск, гам. (Сл.3)

- Похожи эти слова на стихотворение?

-Почему? (произносятся складно)

-Совершенно верно. Это один из признаков стихотворения, называемый рифмой.

-Все ли слова мы произносим при чтении стихотворений одинаково? (одни - тише, другие – громче)

-Правильно. Это называется интонацией.

-Прочитаем эти слова еще раз, выделяя голосом первое слово. Попытаемся прочитать с чувством радости.

-Хорошо!

-Теперь прочитаем с интонацией удивления, спрашиваем , выделяя голосом четвертое слово, соблюдаем паузы.

-Что мы сейчас повторили?

(правила выразительного чтения)

-Перечислите их.

(-читать не торопясь,

-выделять голосом отдельные слова

-останавливаться на знаках препинания)(Сл.4)

IV.Сообщение цели и темы урока.

1.Вводная беседа.

-Сегодня, ребята, мы начинаем изучать жизнь и творчество замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.( Сл.6)

Есенин - нежное имя,

Соловьиный звон.

Кудрями золотыми

Звенел веселый клен.

Из солнечного ливня

Весеннее лицо

Овеял ветер нивный(Сл.6)

Цветочною пыльцой.(Нивный- словарное слово обьяснить от слова нива, поле нивный- полевой)- написать на доске.(Сл.7)

-Поэт прожил на земле до обидного мало - всего три десятилетия. Он писал, зная, что его творения отзовутся и останутся в людских сердцах. На уроках, посвященных его творчеству, мы постараемся увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

-Вглядитесь внимательно  в портрет Есенина.( Сл.8)

-Что вы можете сказать об этом человеке?

-О его жизни нам расскажут…Опережающее задание

(учащиеся рассказывают краткую биографию поэта, на экране демонстрируются картины родного края Есенина.

2.Рассказ учителя

Сергей Есенин - исконно русский, глубоко национальный поэт. «Какой русский и какой чистый поэт», - говорил о нем Максим Горький. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности.

Чарующую синеву глаз у бездонных озер и голубых небес;  Мягкие кудри- у крон родных берез; золото волос- у российских нив:

«Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь на палец вяжи-

Я нисколько не чувствую боли…»

А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу:

Душа моя - поле безбрежное…»

Сергей Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называют певцом русской природы.

V. Изучение нового материала. Работа над  стихотворением.

1.Вводная беседа. Тема нашего урока (Сл.9)

-Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Сергея Есенина « Отговорила роща золотая…», в котором поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. И эпиграфом к уроку возьмем слова. В. Ходасевича об этом произведении:

«Это…яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…» ( Сл.10)


2/Чтение стихотворения учителем.

-Ребята, это стихотворение относится к такому жанру, как пейзажная лирика.

Лирика- выражение чувств поэта.

-Я прочитаю вам его.

(учитель читает стихотворение наизусть)

-Ребята, что увидели, что услышали, что представили, слушая стихотворение?

-Какое время года описано? Почему?

3.Словарная работа.

-Я бы хотела выяснить, как вы понимаете значение следующих слов?

  • Журавли - большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.

  • Равнина  - ровная, без холмов земная поверхность

  • юность-возраст, промежуточный между детством и зрелостью (Сл.11)

(На экране демонстрируется толкование слов после высказываний учащихся)

4.Чтение стихотворения учащимся «про себя».

-Сейчас прочитайте стихотворение «про себя».

(учащиеся читают вполголоса)

-Я за вами наблюдала и видела, что вам было интересно читать. Интерес к стихотворению поможет понять его и выразительно прочитать вслух.

-Послушайте, ребята, еще раз это стихотворение в исполнении профессионального чтеца. Внимательно слушайте и следите за его интонацией (звучит запись стихотворения).(Сл.12)

Физкультминутка.

VI.Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.

-Понравилось вам исполнение актера?

-Сегодня, мы будем учиться выразительно читать это стихотворение.

-Как вы думаете, ребята, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

(тоска, одиночество, сожаление)

-Каким настроением оно проникнуто? (грустью)

-В каких строчках поэт сравнивает, природу с живым существом? Зачитайте эти строки.

-Ребята, а с чем сравнивает поэт себя? (с деревом)

-Зачитайте эти строки.

-Кем чувствует себя поэт?

(осенней рощей)

-Да, ребята. Поэт и роща - двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты. Этот прием называется олицетворением.(Сл.13) Олицетворение- очеловечивание окружающего мира. А Сергей Есенин ощущал «себя» деревом, травой, рощей. Это как бы «олицетворение наоборот».

-Ребята, вы уже говорили, что это стихотворение грустное, печальное.

-А о чем печалится поэт?

(о прошедшей юности, об ушедшем лете)

-Но несмотря на свою тоску, печаль, грусть, какое это стихотворение?

( красивое,  пронизано любовью к родной земле).

*Выразительное чтение.

-Теперь, я думаю, вам не составит труда прочитать это стихотворение выразительно.

-Вспомним еще раз правила выразительного чтения.

-Попробуем вместе прочитать стихотворение, выделяя голосом все смысловые слова и паузы. При чтении нужно постараться передать настроение поэта.

-Я даю вам минуту на тренировочное чтение.

-Прочитай стихотворение…(Дети читают стихотворение по куплетам).

-Очень хорошо!

VI. Закрепление знаний учащихся.

-Ребята, а это стихотворение напоминает вам песню?

-«К стихам расположили песни», - отмечал Есенин в автобиографических набросках. И многие стихи поэта, в свою очередь, стали известными песнями. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» не могло

не стать песней. Композитор Г. Пономаренко переложил его на музыку и получился прекрасный романс. Я предлагаю вам его послушать

(звучит романс; на экране демонстрируются картины золотой осени)( Сл.14)

-Понравилось вам это произведение?

-Какие чувства оно вызывает?

(волнение, любовь к природе)

-Да. Оно волнует, завораживает, озаряет душу каким – то таинственным, тихим светом.

VII. Домашнее задание.

-Стр.175,научиться выразительно читать стихотворение, по желанию выучить наизусть. И еще одно задание запомнить словарные слова и раскрасить берёзу как душа пожелает, осеннюю, зимнюю, летнюю. весеннюю

VIII. Подведение итогов урока.

         Оценивание.

-Ребята, что на ваш взгляд, отличает поэзию Есенина?

(любовь к Родине, к природе, к родным местам)

-В стихах Есенина мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта. Поэта можно понять только по хорошим  настоящим стихам. Когда их читаешь, будто слышишь его голос.

Наш урок подошел к концу. Но на этом уроке мы не закончили изучать творчество С. А. Есенина. В этом разделе учебника только два произведения поэта, но я думаю, что вы еще не раз в течение своей жизни  откроете томик стихов Есенина.

 Поэтому, мне хочется вам пожелать: читайте, любите,  наслаждайтесь поэзией Сергея Есенина.

-Вы сегодня показали хорошие знания по данной теме.

-За активную работу…

-За красивое, выразительное чтение…

-Хорошо работали…

-Вам, ребята, понравился урок?

-Что нового узнали?

-Что было наиболее увлекательным?

-Что вызвало затруднения?

-Значит, наш урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.

-Спасибо всем за работу.





























Поэзия - это стихи, произведения написанные стихами.

Журавли - большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.

Равнина  - ровная, без холмов земная поверхность

Юность-возраст, промежуточный между детством и зрелостью

Олицетворение- очеловечивание окружающего мира.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый урок по чтению и развитию речи в 8 классе

Автор: Попенко Т.А.

Дата: 28.05.2024

Номер свидетельства: 651592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Открытый урок по развитию речи "Лесной доктор" "
    ["seo_title"] => string(48) "otkrytyi-urok-po-razvitiiu-riechi-liesnoi-doktor"
    ["file_id"] => string(6) "151133"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420638961"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Открытый урок предмета «Письмо, чтения, развития речи» во 2 классе по вспомогательной программе второго типа "
    ["seo_title"] => string(118) "otkrytyi-urok-priedmieta-pis-mo-chtieniia-razvitiia-riechi-vo-2-klassie-po-vspomoghatiel-noi-proghrammie-vtorogho-tipa"
    ["file_id"] => string(6) "246002"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446278529"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по чтению в 4 классе. Тема: «В. Голявкин. Птичка»."
    ["seo_title"] => string(62) "konspekt_uroka_po_chteniiu_v_4_klasse_tema_v_goliavkin_ptichka"
    ["file_id"] => string(6) "620704"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1671338711"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Открытый урок по развитию речи во 2 классе для обучающихся с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyi-urok-po-razvitiiu-riechi-vo-2-klassie-dlia-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "290185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454930304"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Открытый урок в 3 «а» классе на тему:  « Домашние животные и птицы» "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-v-3-a-klassie-na-tiemu-domashniie-zhivotnyie-i-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "142495"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418307540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства