Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучение грамоте " Звук и буква И,и.»
Тема: Звук и буква И,и. Чтение слогов и слов с буквой И.
Задачи урока:
формировать умение выделять в словах звуки, давать им характеристику;
формировать навык чтения слогов с буквой И;
развивать фонетико - фонематичекое восприятие слов со звуком «и»;
развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении;
воспитывать умение у детей слушать учителя, выполнять инструкции;
формировать положительную мотивацию к обучению.
Организация учащихся
1.Проверка готовности к уроку. 2. Рефлексия. Проговаривают хором слова стихотворения :
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Сядьте, пожалуйста, девочки.
Сядьте, мальчики.
3. Сюрпризный момент «Подарок от куклы Иры»
Конверт с картинками
Назовите их.
Какой новый звук вы слышите?
Подумайте звук [и] гласный или согласный?
Давайте произнесем его.
Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте?
Актуализация опорных знаний и умений
Анализ звука [и]
Рассмотрим в зеркало артикуляцию гласного звука «И». Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Горло дрожит, голос есть. - Произнесите звук «И». - Есть ли преграда, когда мы произносим звук «И»? - Значит, какой звук «И» – гласный или согласный? - Дрожит ли горло при произношении звука «И»? Запомните: звук «И» - гласный.
2. Артикуляционное упражнение (дети повторяют за учителем)
Ит-ит-ит, ит-ит-ит –
добрый доктор Айболит.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил –
Крокодил солнце в небе проглотил.
Ин –ин - ин – иду в магазин.
Ир –ир- ир – мы пьем кефир.
Ис –ис-ис –я ем вкусный рис.
Иш –иш-иш – у меня малыш.
3. Определить звук по артикуляции. (Посмотрите на губы девочек. Какие звуки они произносят? Кто из них произносит звук [а] [о] [у] [ы] [и]). Артикуляционная таблица.
4. Игра «Буква сломалась». (складывание буквы И из трех частей).
5. Упражнение «Найди и зачеркни все буквы И» Карточка «Найди и зачеркни все буквы и»
Сообщение темы и задач урока:
- работа с конвертом, который принесла кукла Ирина (в конверте набор картинок, дети выбирают только те, в которых есть звук [и] ) Конверт с картинками
ил, ли, ин, ни, им, ми, ис, си, ир, ри, ип, пи, ит, ти
2. Работа с Букварем.
( От первой буквы ко второй. Читайте первую букву протяжно, потом буквы вместе.)
3. Работа с картинками «Сам», «Сама»
- покажите на рисунке малыша, который пьет сам, прочтите слово сам;
- покажите на рисунке малышку, которая пьет сама, прочтите слово сама;
- определите количество букв в словах пил, пи-ла;
Карточки «пил», «пи-ла»
- разделите слова пил, пи-ла на слоги;
- определите место расположения звука [и] в словах пил, пи-ла;
- покажите место расположения звука на карточке-схеме «Начало, середина, конец».
Закрепление знаний
Сюрпризный момент «Подарок от куклы Иры». Кукла Ира приглашает вас поиграть.
1.Проговаривание слова игрушки. Определение места звука [и] в слове игрушки.
2.Пальчиковое упражнение «Игрушки» Карточка «Поиграем с пальчиками». Упражнение
На столе моем игрушки Притаились в тишине.
Пять подарков в день рожденья Принесли ребята мне.
(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)
Раз - мохнатый, мягкий мишка, Два - зеленый крокодил. Три - зайчишка-шалунишка, А четыре - конь один, Пять - огромная машина С желтым кузовом большим. (Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику)
Я в него свои подарки Утром рано положил. (Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)
Вам понравилась игра?
Давайте хором проговорим имя куклы.
Проговаривание слова Ира. Определение места звука [и] в слове Ира. Выкладывание слова Ира из разрезной азбуки. Определение количества букв в слове.
Физминутка .
Проговаривают хором слова стихотворения и выполняют называемые движения:
- Раз: подняться, потянуться.
- Два: согнуться, разогнуться.
- Три: в ладоши три хлопка, головою три кивка.
- На четыре: руки шире.
- Пять: руками помахать.
- Шесть: на место тихо сесть.
3. Работа с потешкой. Играй, играй, да дело знай.
Подведение итога урока
Молодцы! Вы все правильно делали. Кукла Ира с хорошим настроением уходит с урока.
А вам понравился урок? Эмоциональное оценивание учащихся.