Логопед: «Назовите первый звук в словах «сок, санки, сорока».
Ученики: «Звук С».
Логопед: «Посмотрите на карточку — символ звука. Как мы называем эту букву?»
Ученики: «Буква С».
Логопед: «Звук С мы слышим и произносим, а букву С мы видим и пишем. Букву С мы можем писать, а звук С мы должны научиться правильно произносить».
II. Основная часть.
1. Ознакомление со звуком С.
Логопед дает характеристику звука С (согласный, твердый), показывает правильную артикуляцию звука С и просит повторить учеников.
2. Логопед показывает подготовительные упражнения для правильной артикуляции звука С.
Упражнение №1.
Логопед: «Откроем рот, как можно шире и удерживаем его в таком положении
на счёт от одного до десяти, потом закроем рот. Повторить три-четыре раза».
Ученики подражают.
Упражнение №2.
Логопед: «На счёт «раз» улыбнитесь, покажите сомкнутые зубы и удерживайте губы в улыбке. На счёт «два»- вытягивайте сомкнутые губки вперёд и держите их в таком положении. Чередуйте эти движения «улыбка=трубочка».
Ученики повторяют.
Упражнение №3.
Логопед показывает эти упражнения и ученики повторяют.
Логопед: слегка приоткрывает рот, кладет язык на нижнюю губу и производит им движения вперед-назад. Затем язык убирает назад в рот. Далее кладет язык на верхнюю губу и производит те же движения вперед-назад. Затем язык убирает назад в рот. Каждое упражнение повторяется 5-7 раз.
Эти упражнения развивают мышцы языка и развивают его подвижность.
Упражнение №4.
Логопед: «Улыбнитесь, откройте рот, кончик языка уприте за нижние зубы, «спинку» выгните, а боковые края языка прижмите к верхним коренным зубам. Удерживайте язык в таком положении под счёт до десяти.
Затем в таком положении прижмите язык к верхним зубам и «почешите» язык зубами от корня языка к кончику. Повторите 5-6 раз».
Ученики повторяют под контролем логопеда.
Упражнение №5
Логопед: « Улыбнитесь, открывая рот, покусывайте язык, продвигая его между
зубами вперёд-назад. Повторите 5-6 раз».
Упражнение №6
Логопед просит учеников подуть на бумажные полоски/снежинки. Это упражнение направлено на выработку дыхания.
Логопед: «Вытяните губы вперёд трубочкой, наберите воздух и с силой дуйте на
бумажные полоски и снежинки. Повторите 5-6 раз».
III. Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика(по выбору логопеда).
IV. Закрепление связи звука и буквы С.
Логопед просит учеников сложить из палочек букву С.
Логопед: «Итак, букву С мы можем писать и читать, а звук С мы произносим. Для того, чтобы правильно произносить звук С, мы проделали упражнения на укрепление мышц языка и выработку дыхания».
V. Итог занятия.
Чем мы сегодня занимались? Как произносится звук С ?
Ученики показывают правильную артикуляцию звука С.
При правильной артикуляции звука С, логопед отмечает каждого ученика