Воспитывать толерантность, самостоятельность, формировать музыкальные вкусы детей.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, сундучок, сладкие призы, кроссворд на ватмане, костюмы для героев сказок.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Дети входят под музыкальный клип «Приходи сказка».
Приветствие учителя и детей в музыкальной форме:
-Здравствуйте, ребята!(учитель)
-Здравствуйте!(учащиеся)
2. Объявление темы и целей урока.
Я сегодня приготовила вам сюрприз, а он был в сундучке, но кто-то украл его и я предлагаю вам отправиться в путешествие на его поиски, побывать в гостях у сказки и встретиться со сказочными героями. Тема нашего урока так и называется: «Сказочные герои в музыке».
Ну что навстречу приключениям? Тогда вперед, друзья!
3.Игра – путешествие.
1) Встреча со Снегурочкой.
- Ой, ребята! Слышите, кто-то идет к нам навстречу, послушайте внимательно, чей же это голос?
(Слушание арии Снегурочки из оперы Римского-Корсакова)
(выходит Снегурочка)
Снегурочка:
- Здравствуйте, ребята!
- Скажите, из какого музыкального произведения я к вам пришла? (из оперы «Снегурочка»)
- Кто её сочинил? (Николай Андреевич Римский-Корсаков)
- Что такое опера? (музыкальный жанр, сочетающий в себе разные виды искусств (театр, музыка, живопись), где герои не говорят, а поют)
- Молодцы!
Учитель: Снегурочка, мы ищем волшебный сундучок, не скажешь на правильном ли мы пути?
Снегурочка: А вы выполните мое необычное задание и тогда я вам скажу. Внимание на экран!
«Великие композиторы России»
На экране портреты композиторов. Вы их узнали? Ответы детей. (С.С. Прокофьев, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков)
Сейчас мы покажем всем отрывки из известных произведений, которые экранизированы. Задача команды назвать:
Композитора, жанр произведения, его название.
Фрагмент фильма «Александр Невский» музыка С.С.Прокофьева.
Мультфильм «Снегурочка» музыка Н.А. Римского - Корсакова
Мультфильм «Щелкунчик». Музыка П.И.Чайковского.
(дети выполняют задание)
- Молодцы! Вы идете верной дорогой, ну а мне пора. До встречи, ребята!
2) Встреча с Кощеем.
Звучит пьеса И. Стравинского «Заколдованный сад Кощея»
-Ребята, что это за музыка? Куда мы с вами попали? Верно, это «Заколдованный сад Кощея» музыка И. Стравинского. Сюда кто-то идет!
(Выходит Кощей)
Кощей: Тааааак! Ну и куда это вы, ребятушки собрались?
Дети: Ищем волшебный сундучок с сюрпризом!
Кощей: Но я вас так просто не пропущу через свои владения! Вот отгадайте мой кроссвордик, а там и поглядим – пропускать вас или нет!
Дети разгадывают кроссворд.
По вертикали
1.Русский струнный щипковый инструмент с корпусом треугольной формы и тремя струнами.
2.Большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного состава произведения.
3.Одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемых слухом как звуковое единство.
4.Немецкий композитор, сочинивший "Лунную сонату".
5.Вид концертно-эстрадного коллектива.
6.Струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.
7.Музыкальная группа из четырёх исполнителей.
8.Высокий мужской певческий голос.
9.Русский композитор, автор романсов "Соловей", "Я вас любил".
10.Деревянная трость с натянутым пучком конских волос, служащая для извлечения звука.
11.Духовой музыкальный инструмент.
12.Композитор, основоположник русской классической музыки, автор оперы "Руслан и Людмила".
13.Человек, занимающийся творчеством в какой-либо области искусства.
Если все слова будут вписаны правильно, то буквы в выделенной горизонтальной строке образуют слово, которое означает "музыкальное сопровождение".
Кощей: Ну ладно, так и быть, проходите! Счастливой дорожки и больше, чтоб я вас здесь не видел! Ууух!
3) Встреча с Бабой Ягой.
(На слайде дремучий лес)
Звучит музыка М.П. Мусоргский «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки»
Учитель: Музыка какая-то страшная! Как вы думаете, кого сейчас мы встретим? Почему вы так думаете? (ответы детей)
(выбегает Баба Яга)
Баба Яга: О! Детишки! Что вы ищете в моем лесу или заблудились?
Учитель: Мы ищем волшебный сундучок, в нем сюрприз и мы хотим его найти. Баба Яга, укажи нам дорогу, а то боимся, что заблудимся в твоем лесу.
Баба Яга: Ой, а я так рада, так рада, чтобы хоть кто- то заблудится! А то мне так скучно здесь, ни танцев, ни музыки, ни песен – Скукотища одна!
Учитель: А если мы тебе песню споем, покажешь дорогу?
Баба Яга: Ну, так и быть! Давайте свою песню! Заодно и косточки разомну.
Учитель: Нам тоже уже пора немного подвигаться, а заодно и тебя повеселим.
Физминутка и исполнение песни:
Баба Яга: Ну, спасибо, ребятушки, потешили вы меня! Так и быть, идите дальше этой дорогой и счастливого вам пути!
4) Встреча с Золушкой.
Учитель: Какой красивый замок! (слайд) Посмотрите, ребята, здесь слово какое-то необычное, зашифрованное, наверное – это имя следующей героини, как вы думаете - кто это? (УШКОЗАЛ – Золушка)
Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев по этой сказке сочинил балет «Золушка». А что такое балет? (Балет – это музыкальный жанр, сочетающий разные виды искусств (театр, музыку, живопись), где герои выражают свои чувства, мысли, переживания при помощи танцев).
Под музыку из балета «Золушка» С.С. Прокофьев выходит Золушка.
Золушка: Добрый день, дорогие гости! Рада встрече с вами. Я так торопилась на бал, но оказывается, в дворцовом оркестре злые сестры спрятали все инструменты. Вы должны мне помочь – отгадайте загадки о музыкальных инструментах, а я помогу вам.
(на слайдах показываются отгадки)
1.У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак , а не буян Голосистый мой …(баян)
2. Первые марши играют военные, Дяденьки дуют лишь в них здоровенные. А вот вторые на крышах стоят, Дружно зимою все сильно дымят. (трубы)
3. Треугольная доска, А на ней три волоска. Волосок - тонкий, Голосок - звонкий. ( балалайка)
4. В лесу вырезана,
Гладко вытесана, Поёт-заливается.
Как называется?
(скрипка)
Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?(рояль)
В руки ты её возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь. Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (гармонь)
7.Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый ... (барабан)
Золушка: Спасибо, вам, ребята! Теперь бал состоится и мне нужно торопиться, чтобы не опоздать, да и вам пора. Ваш сундучок находится в руках Бармалея и поспешите, а то его корабль скоро отправится в плавание. Всего доброго вам, ребята! До встречи в сказке!
5) Встреча с Бармалеем.
Звучит шум моря.
Учитель: Что это за шум, ребята? Значит , мы с вами на верном пути, а вот и корабль Бармалея!
Звучит песня Бармалея из мультфильма «Айболит» музыка Б.Чайковского, слова В. Коростылева.
Появляется Бармалей.
Бармалей: Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Что это вы тут делаете?
Учитель: Бармалей, мы ищем волшебный сундучок, который у нас украли и нам подсказали, что он находится у тебя.
Бармалей: Это мой сундучок и я не собираюсь его отдавать! Ну, разве, что за выкуп…
Учитель: Какой выкуп?
Бармалей: Я же вредный?(Вредный- учитель отвечает) Я же жадный?(жадный) Я ужасный Бармалей, но я очень люблю музыку! Выполните мое музыкальное задание – отдам сундучок, а нет - тогда идите по добру- поздорову!
Учитель: Выполним? Давай свое задание!
Бармалей: Мы споем, а детишки простучат ритм песни!
Исполнение русской народной песни «Тюря», дети простукивают ритм.
Подведение итога урока.
Бармалей: Молодцы! Но мне кажется, что-то мало испытаний сегодня вам выпало?
Учитель: Как мало?! Ребята сегодня столько заданий выполнили!
Ну, хочешь, мы тебе еще покажем наши рисунки о сказочных героях? Вот посмотри, какую выставку ребята приготовили к сегодняшнему уроку! Ребята, давайте расскажем Бармалею о своих рисунках (дети выходят и рассказывают о своих нарисованных сказочных персонажах и почему они нарисовали именно этого героя, чем он их привлекает).
Учитель: Что объединяет ваши рисунки? Их объединяет, в первую очередь, музыка – о каждом герое есть музыкальное произведение, есть мультфильмы и кинофильмы, в которых либо звучит музыка, либо сами сказочные герои исполняют что-то. Кроме музыки, их объединяет изобразительное искусство - нарисовано огромное количество картин и рисунков. Ну, и, конечно, литература, поскольку, все эти герои пришли к нам из сказки.
Бармалей: Молодцы! Очень красивые рисунки! Но сундучок мне жалко отдавать… (говорит уже сомневаясь)
Учитель: А давайте расскажем Бармалею, ребята, чем мы сегодня занимались во время путешествия, какие задания выполняли, с кем повстречались на своем пути, может тогда он все-таки станет добрым и отдаст сундучок! (ответы детей)
Бармалей: Ладно, уговорили, забирайте свой сундучок! Интересно, что там за сюрприз?
Учитель открывает сундучок: А здесь сладкий сюрприз и конечно, пятерки нашим ребятам за работу на уроке и тебя, Бармалей ,и гостей всех наших, мы тоже угостим, мы не жадные!(раздача сладких призов).
Учитель: А домашним заданием вам будет сочинить четверостишье о своем любимом сказочном герое.