План - конспект открытого урока в 1 классе по теме «Сказочная страна Музыкальный спектакль - Колобок».
Планируемые достижения:
Предметные: Учащиеся получат представление о жанре – музыкальный спектакль.
Научаться сопоставлять голос героя с его образом , получат возможность выражать голосом различные оттенки человеческих настроений.
Метапредметные: Получат возможность проявить творческие способности композиторского характера при сочинении песни на данные слова;
выразить характеры героев в инсценировке.
Задачи урока:
Познакомить с жанром музыкальный спектакль на примере сказки «Колобок» композитора В. Герчика.
Определить тембровое значение голоса персонажей как неотъемлемой части их характера.
Разучить и исполнить песню «Колобок» Г. Струве.
Ход урока:
- Мотивация (самоопределение) учебной деятельности.
На прошлом уроке мы слушали с вами музыкальную сказку «Курочка Ряба». Почему эта сказка называется музыкальной?
(потому, что каждого героя в ней изображал какой-то музыкальный инструмент)
У кого был ворчливый голос?
( у дедушки)
У кого был веселый и отрывистый голос?
(у курочки).
Правильно.
2. Актуализация.
А хотели бы вы сегодня услышать еще одну сказку?
(да)
Тогда отгадайте загадку:
На тарелочке лежал
Как остыл и убежал,
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою – лису.
И пропал румяный бок.
Кто был съеден? (колобок)
3.Объяснение нового материала.
И сегодня мы с вами вспомним сказку «Колобок».
Кто нам ее расскажет?
(выбираются ученики для инсценировки: бабка, дед, колобок, волк, медведь, лиса)
1. Поскребла и помела-
Колобочка испекла.
(бабушка)
2. Он был молод да удал
Много в жизни повидал.
И теперь, вот чудеса,
Снег не тает на усах.
(дед)
3. Как у этого героя
шубка модного покроя-
Серебристый серый тон,
Сзади беленький помпон.
(Заяц)
4. Никого он не боится,
По кусточкам не таится,
И на нем зимой и летом
Шуба серая надета.
(волк)
5. Ходит лесом без опаски,
Любит пореветь с душой.
Он из всех героев сказки
Самый толстый и большой.(медведь)
6. В сказке этот зверь плохой
Притворился, что глухой.(лиса)
7.Голова без ума
В поле катится сама
Вкусная и сдобная
Для зверей съедобная
(колобок)
Ученики разыгрывают сказку.
4.Выявление места и причины затруднения
Мы знаем сказку «Колобок», Мы сегодня отгадывали загадки о героях этой сказки, вы смотрели мультфильмы о Колобке. А что вы еще знаете о колобке? А как вы думаете, могли уже композиторы придумать песни и другие произведения о колобке.
Вот сегодня мы и узнаем это.
5.Построение проекта выхода из затруднений:
Послушаем музыкальную сказку В. Герчика «Колобок».
6.Реализация построенного проекта:
- Представим, что колобок катится по лесной тропинке. Какие звуки природы он слышит?
- Какие голоса у персонажей сказки?
- Чей голос выше?
- Чей голос громче?
- У кого голос ласковый, а кого сердитый?
- У кого голос нежный, а кого резкий?
7. Первичное закрепление:
1.А чем, ребята эта сказка отличается от сыгранной нами в начале урока.
Да, теперь появилась музыка, кого озвучивает музыка?
(колобка, когда он поет про себя)
2. Какой показывает он характер в своей песенке?
(Хвастливый, беспечный)
3. Какая музыка?, послушайте еще раз.
(Музыка показывает, как колобок двигается, то ускоряется, то замедляет движение)
Значит, в музыкальном спектакле обязательно присутствует музыка для характеристики образа главного героя.
8.Включение в систему знаний и повторение:
Изобразим движения под музыку, как прыгает заяц. Если бы мы были композиторами, то какими музыкальными красками мы пользовались, чтобы изобразить зайчика.
(стаккато, пиано, темп быстрый, голос добрый, высокий)
как крадется по лесу волк,
(нон-легатто, форте, темп средний, голос грубый, злой)
как идет косолапый мишка,
(нон-легатто, форте, темп медленный, голос низкий, грубый)
как бежит хитрая лиса
(стаккато, пиано, темп быстрый, голос ласковый)
Споем беззаботно и весело песенку Г. Сруве «Колобок».
9. Рефлексия учебной деятельности:
Выполните задание –подберите к музыке персонажи, согласно их образам.
Презентация
10. Рефлексия на уроке.
Что нового про колобка мы сегодня узнали.
Что такое музыкальный спектакль.
Зависит ли голос персонажа от его характера.
Оценка ответов.