-О каком времени года говорится в этом стихотворении? А какое время года сейчас? Давайте вспомним, как начинается весна. Начинает ярко светить солнышко. И что происходит с природой? Снег начинает таять, текут ручьи, на деревьях набухаю почки, затем появятся первые листочки. Возвращаются из тёплых краёв птицы.
-Каких перелётных птиц вы знаете?( соловей, ласточка, перепел, чиж, дрозд, жаворонок, чайка, стриж, зяблик, журавль грачи и др.)
-Почему мы называем этих птиц перелётными? Когда и почему они улетают в тёплые края? Когда птицы возвращаются на родину?
Зимой птицам очень сложно отыскать себе еду, ведь насекомых, ягод и зерен становится мало, а когда выпадает снег, то их вообще почти невозможно найти. И разные виды пернатых решают эту проблему по-разному: перелетные птицы пролетают сотни и даже тысячи километров до более теплых стран, а оседлые — приспосабливаются к нашим суровым зимам. Возвращаются они весной, когда становится тепло.
3. Основная часть.
-Я предлагаю вам рассмотреть картину художника Саврасова.
-Скажите, какое время года изображено на картине?
Д: Весна.
-Весна ранняя или поздняя?
Д: Ранняя весна
-Посмотрим на эту картину. Как художник показал в своей картине раннюю весну?
Д: Снег лежит грязный, проталины, грачи прилетели.
-Да. грачи прилетают 17 марта. Грачи всегда были символом начала весны. Как художник нарисовал грачей, что они делают?
Д: Грачи чинят свои старые гнезда и строят новые На каких деревьях любят вить гнезда грачи?
Д: Больше всего на березах
-Верно. Художник нарисовал группу берез. На их верхушках- грачиные гнезда. -А какое небо нарисовал художник?
Д: Голубое и немного желтоватое.
-Есть такая пословица – « Грач на горе …весна на дворе» /показ иллюстрации грача/ Белый клюв – примета взрослого грача, а у молодого он черный. Птица много работает своим клювом, добывая из почвы личинок насекомых и червей. При этом перышки вокруг клюва стираются и он белеет.
4. Самостоятельная работа
- А теперь нам с вами пора создать свою весну и грачей. Но сегодня мы будем делать это необычным способом. Для начала мы с вами разделимся на ...(2 или 3 группы). Каждая группа получает рабочие материалы, чтобы создать аппликацию «Грачи прилетели» Выдается ватман на команду, карандаши, бумага цветная, трафареты грачей (чуть позднее)
Этапы:
1. Выбирается главный человек в команде
2. Задача команды: создать газету на тему «Грачи прилетели», можно опираться на картины, которые мы рассмотрели. Фантазируйте, но помните что вы должны не забывать все признаки ранней весны, которые мы обсудили.
3. Рассматриваем что получилось работая в группе
4. Подводим итоги:
Было ли трудно работать в группе?
Понравилась ли вам такая работа?
Что вы узнали нового на уроке?
Чему вы научились на уроке?
Хотели бы вы ещё поработать в группе?
5. Подведение итогов
-Что мы с вами сегодня делали на уроке? Что было трудно? Что понравилось?