Конспект комплексного занятия в старшей группе: "Прилет грачей"
Конспект комплексного занятия в старшей группе: "Прилет грачей"
Беседа на тему «Перелётные птицы», загадывание загадок, наблюдения на прогулках за изменениями в природе весной, за птицами, просушивание голосов птиц, рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», изготовление родителями скворечников, подготовка гнёзд для аппликации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект комплексного занятия в старшей группе: "Прилет грачей"»
Конспект комплексного занятия в старшей группе
на тему: «Прилёт грачей»
Цель: Систематизировать знания о птицах ( название птиц, особенности их внешнего вида, условия обитания). Учить детей составлять образ птицы из геометрических фигур. Закрепить умение преобразовывать одни геометрические фигуры в другие ( квадрат – в круг, прямоугольник – в овал, квадрат – в треугольник), разрезать прямоугольник на полоски, правильно размещать изображение на листе. Повторить правила работы с ножницами. Развивать речь, мышление, активность, творчество, моторику пальцев рук, аккуратность в работе с клеем, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать воспитателя, выполнять работу последовательно; бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Предварительная работа: беседа на тему «Перелётные птицы», загадывание загадок, наблюдения на прогулках за изменениями в природе весной, за птицами, просушивание голосов птиц, рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», изготовление родителями скворечников, подготовка гнёзд для аппликации.
Ход занятия.
(Дети заходят и становятся полукругом.)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Подарите им свои улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее. А теперь, повернитесь ко мне. Ребята, давайте представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе. Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка поднимает настроение.
Воспитатель:
- Ребята, а любите загадки?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
-Тогда сядьте рядышком друг с другом,
Словно месяц полукругом,
И послушайте загадку,
Дайте правильно отгадку:
Из далёких жарких стран
Гости к нам весной спешат. Кто же это?
Дети:
- Птицы.
Воспитатель:
- Сегодня наше занятие посвящено птицам. 22 марта наши предки отмечали праздник «Жаворонки». Хозяйки пекли постные булочки - «жаворонков», раздавали их детям, а те с шумом и гамом мчались закликать весну. Ребята, это необычный день, его называли «Птичьим днём». Что же происходит в этот день?
Дети:
- В этот день из жарких стран прилетают сорок различных птиц, и первая из них – жаворонок.
Воспитатель:
- Как называются птицы, которые прилетают к нам весной?
Дети:
- Птицы, которые прилетают к нам весной называются перелётные.
- Птицы уничтожают насекомых, переносят семена растений, поют песни.
Воспитатель:
- Поэтому о птицах нужно заботиться и помогать им.
Ребята, на прошлой неделе мы с вами сделали полезное дело для птиц. Что мы сделали и для кого?
Дети:
- Мы развесили скворечники для скворцов.
Воспитатель:
- А сегодня я предлагаю помочь ещё одной птице. Вы готовы помочь?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Присаживайтесь на стулья.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель:
- Какой птице мы будем помогать, вы узнаете, отгадав загадку. Но сначала скажите, что такое пашня?
Дети:
- Пашня – это вспаханное поле.
Воспитатель:
- А теперь загадка:
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…
Дети:
- Грач.
Показать картинку с изображением грача.
Воспитатель:
- Грачи прилетают во второй половине марта и приступают к ремонту и строительству гнёзд. На одном дереве может быть от нескольких гнёзд до нескольких десятков.
Ребята, посмотрите внимательно вот на это дерево. Что вы видите?
Дети:
- Я вижу на дереве много пустых гнёзд и одно гнездо с птицами.
Воспитатель:
- Это грачи, которым мы будем помогать. Может кто – то уже догадался, чем мы можем им помочь?
Дети:
- Мы можем сделать им друзей - птиц и поселить их в пустые гнёзда.
Воспитатель:
- А как мы можем сделать птиц?
Дети:
- Птиц можно вылепить из пластилина, сделать из бумаги, нарисовать.
Воспитатель:
- Я предлагаю сделать птиц из бумаги, таких, как на образце. Давайте внимательно их рассмотрим через подзорную трубу.
- Назовите и покажите части тела птицы.
Дети:
- Туловище, голова, крылья, хвост, клюв, глаза.
Воспитатель:
- Но у птиц есть ещё и лапки. Почему у нашей птицы их нет?
Дети:
- Потому, что птица летит, а в полёте она прижимает лапки к туловищу и их не видно.
Воспитатель:
- Прежде чем приступить к работе, давайте разберёмся: как сделать птицу, а в этом поможет нам схема.
Вывесить схему.
Воспитатель:
- Кто хочет рассказать, какое туловище у грача и как нам его вырезать?
Дети:
- Туловище у грача овальное, поэтому нам нужно вырезать овал. Мы возьмём прямоугольник, закругляя срежем углы. У нас получится овал.
Воспитатель:
- Голова у грача по форме какая?
Дети:
- Голова круглая.
Воспитатель:
- И какую геометрическую фигуру нужно вырезать?
Дети:
- Нужно вырезать круг.
Воспитатель:
- Как вырезать круг?
Дети:
- Если мы возьмём квадрат, срежем углы закругляя, то получится круг.
Воспитатель:
- Из каких геометрических фигур мы будем делать крылья, хвост и клюв?
Дети:
- Из треугольников.
Воспитатель:
- Сколько треугольников нам понадобится?
Дети:
- Нам понадобится четыре треугольника.
Воспитатель:
- Нам нужны одинаковы треугольники?
Дети:
- Нет, разные.
Воспитатель:
- Из каких геометрических фигур можно сделать треугольники?
Дети:
- Треугольники можно сделать из квадрата и прямоугольника.
Воспитатель:
- Как вы думаете, для изготовления крыльев, что нужно взять: квадрат или прямоугольник?
Дети:
- Я думаю, что для изготовления крыльев нужно взять квадрат.
- Как из квадрата сделать треугольники?
Дети:
- Если квадрат разрезать по диагонали, от уголка к уголку, то получится два треугольника.
Воспитатель:
- А как будем делать хвост?
Дети:
- Возьмём прямоугольник. Разрежем его от угла к углу, по диагонали. Получится два треугольника. Возьмём один треугольник – это и будет хвост для птицы.
Воспитатель:
- После того, как все детали у вас будут готовы, вам нужно выложить птицу над гнездом так, чтобы поместилась птица и вашего товарища, так как сегодня вы будете работать в парах. Обязательно проверьте, правильно ли вы все сделали и только потом начинайте клеить.
Ребята, вы будете работать с ножницами, поэтому давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами.
Я предлагаю поиграть . Становитесь в круг.
Дети становятся в круг.
Воспитатель:
- Ребята, я буду вам задавать вопросы , если ответ «да», то вы делаете шаг вперёд, а если ответ «нет» - шаг назад. Слушайте внимательно:
1. С ножницами можно играть? (нет)
2. Ножницы – это режущий предмет? (да)
3. При работе ножницами нужно следить за направлением резания? (да)
4. Ножницы можно оставлять в любом месте? (нет)
5. Ножницами нужно пользоваться аккуратно? (да)
6. Можно бегать с ножницами? (нет)
7. Ножницы нужно хранить в указанном месте с закрытыми лезвиями? (да)
8. Можно резать на ходу? (нет)
9. Ножницы – это игрушка? (нет)
10. Вы знаете правила безопасности при работе с ножницами? (да)
Воспитатель:
- А сейчас объединитесь в пары: кто с кем сидит за столом и подойдите возьмите гнездо для ваших птиц.
Дети берут гнёзда и садятся за столы.
Воспитатель:
- Прежде, чем приступить к работе, надо пальчики подготовить.
Пальчиковая гимнастика.
В гости к нашей сестричке
Весной прилетели птички:
Эта птичка – совушка,
Ну, а эта – скворушка,
Эта птичка – воробей,
Ну, а эта – соловей.
Эта – дятел, эта – стриж,
Эта же – поющий чиж.
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – свиристель,
Ну, а эта издалека
Прилетела к нам сорока.
(Помахать пальцами, разминать пальцы.)
- Ребята, ещё раз внимательно посмотрите на образец и приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей. (Звучат голоса птиц.)
По окончанию работы убирают рабочие места.
Итог.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вернём гнёзда с птицами на дерево.
(Дети развешивают гнёзда с птицами.)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите сколько друзей появилось у грачей: теперь им не будет скучно и одиноко. Сегодня вы сделали ещё одно хорошее дело для птиц.
Ребята, я вот смотрю на нашу коллективную работу, она мне напоминает какую – то картину. А какую не помню. Может вы мне напомните, что это за картина?
Дети:
- Картина Саврасова «Грачи прилетели».
Воспитатель:
- Давайте придумаем название для нашей коллективной работы. Как бы вы хотели её назвать?
Дети:
- «Грачи в гнёздах», «Грачи строят гнёзда», «Прилетели грачи».
Воспитатель:
- Молодцы! Сколько красивых названий вы придумали, поработали хорошо. И наш «волшебный мешочек» сегодня не пустой. Посмотрим, что там?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда доставайте. Что это?
Дети:
- Зерно.
Воспитатель:
- Как вы думаете, зачем нам зерно?
Дети:
- Чтобы покормить птиц.
Воспитатель:
- Да. Сегодня на прогулке мы будем кормить птиц. А наше занятие на этом закончено.