3. «Сказка» ( Л. Дюсс) Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье. С казка «Птенец». Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей. В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую. Что делать птенцу? Нормальные ответы («типичные нормальные ответы») | Настораживающие ответы («типичные патологические ответы») | Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку. Полетит к маме, потому что испугался. Полетит к папе, потому что он сильней. Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать На помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его. | Не умеет летать, потому останется на земле. Попытается лететь, но не сумеет. Умрет во время падения. Умрет от голода, дождя, холода. О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит. | Сказка «Страх». Цель: определить наличие страха, тревоги. Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится? Нормальные ответы | Настораживающие ответы | Вел себя плохо и теперь боится наказания. Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать. Боится темноты. Боится какого – то животного. Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы. | Боится, что его украдут. Чудовище хочет украсть его и съесть. Боится остаться один. Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать. Боится, что придет вор и ударит его ножом. Боится, что умрет папа, мама. Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию. | С казка «Новость». Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий. Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама? Нормальные ответы | Настораживающие ответы | К обеду придет гость. Придут гости. Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление). Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное. | Кто – то в семье умер. Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день. Мама хочет что – то запретить мальчику. Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу. | Сказка «Дурной сон». Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими ответами. Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик? Нормальные ответы | Настораживающие ответы | Я не знаю. Ничего на ум не приходит. Ему приснился страшный фильм. Ему приснилось плохое животное. Ему приснилось, что он заблудился. | Ему приснилось, что мама, (папа), умерла (умер). Ему приснилось, что он умер. Ему приснилось, что пришли его забрать. Ему приснилось, что его хотели бросить под машину. | Протокол тестирования теста «Сказка» Фамилия, имя, дата_____________________________________________________ _____________________________________________________________________ № | Наименование | Параметры | Ответ ребенка | норма | патология | 1. | «Птенец» | Степень зависимости от родителей | | | | 2. | «Страх» | Скрытая агрессивность (к родителям) чувство вины | | | | 3. | «Новость» | Тревожность, страх, невысказанные желания, ожидания | | | | 4. | «Дурной сон» | Страшные сны в контексте с другими текстами | | | | 4.Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС). Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений Э тот вариант методики разработан Р.Бернсом и С. Кауфманом в1972 году. Эта методика доступна детям с 5 лет. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу и страх рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье. Тест состоит из двух частей: рисования ребенком своей семьи и беседы после выполнения рисунка. Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы её члены были чем – либо заняты». Во время рисования следует записывать все высказывания ребенка. Отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по схеме: - кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи; - где работают или учатся члены семьи; - как в семье распределяются домашние обязанности; - каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи. Обработка результатов. Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными признаками рисунка считаются: - расположение рисунка на листе бумаги, - пропорции отдельных частей рисунка, - его величина, - стиль раскрашивания, - сила нажима карандаша, - стирание рисунка и его отдельных частей, - выделение отдельных деталей. Для анализа рисунка используется 3 аспекта оценки – детали рисунка, их пропорции и перспектива. Детали рисунка отражают значимые аспекты каждодневных житейских ситуаций. Пропорции рисунка отражают психологическую значимость и ценность вещей, ситуаций. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги, как отношение одной части к другой. Содержательными характеристиками рисунка являются вид изображаемой деятельности, в которую включены представленные на рисунке члены семьи, их взаимодействие и расположение. Для теста разработана система количественных оценок. Выделено 5 симптомо-комплексов: Благоприятная семейная ситуация; Тревожность; Конфликтность в семье; Чувство неполноценности; Враждебность в семейной ситуации. Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов. Симптомо-комплексы кинетического рисунка семьи. 1.Благоприятная семейная ситуация | 1. Общая деятельность всех членов семьи 2. Преобладание людей на рисунке 3.Изображение всех членов семьи 4.Отсутствие изолированных членов семьи 5.Отсутствие штриховки 6. Хорошее качество линий 7. Отсутствие показателей враждебности 8. Адекватное распределение людей на листе 9.Другие возможные признаки | 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 - | 2.Страх, тревожность | 1.Штриховка 2.Линия основания – пол 3.Линия над рисунком 4. Линия с сильным нажимом 5. Стирание 6.Приувеличенное внимание к детям 7. Преобладание вещей 8.Подчеркивание отдельных деталей 9.Двойные или прерывистые линии 10. Другие возможные признаки | 0,1,2,3 0,1 0,1 0,1.2 0,1,2 0,1 0,1 0,1 0,1 - | 3.Конфликтность | 1.Барьеры между фигурами 2. Стирание отдельных фигур 3.Отсутствие основных частей тела 4.Выделение отдельных фигур 5.Неадекватная величина отдельных фигур 6.Изоляция отдельных фигур 7. Несоответствие вербального описания рисунку 8.Преобладание вещей 9.Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 10.Член семьи, стоящий спиной 11.Другие возможные признаки | 0,2 0,1,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 - | 4.Чувство неполноценности | 1.Автор рисунка непропорционально маленький 2.Расположение фигур на нижней части листа 3. Линия слабая, прерывистая 4. Изоляция автора от других 5.Маленькие фигуры 6. Неподвижная по сравнению с другими фигурами фигура автора 7. Отсутствие автора рисунка 8.Автор стоит спиной 9. Другие возможные признаки | 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 - | 5.Враждебность семейной ситуации | 1. Одна фигура на другом листе 2.Агрессивная позиция фигуры 3.Заркнутая фигура 4.Деформированная фигура 5.Обратный профиль 6. Руки раскинуты в стороны 7. Пальцы длинные подчеркнутые 8. Другие возможные признаки | 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 - | 5.Опросник для родителей и педагогов (Лаврентьева Г.П., ТитаренкоТ.М.,) Цель: выявление признаков тревоги. 1.Испытывающий страхи, тревожный ребенок не может долго работать, не уставая. 2 .Ему трудно сосредоточиться на чем – то. 3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4.Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован. 5.Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8.Жалуется, что ему снятся страшные сны. 9.У него обычно холодные и влажные руки. 10.У него нередко бывает расстройство стула. 11.Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15.Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями. 6. Тест на тревожность детей 3,5 - 7 лет. (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) Цель: определение тревожности у детей в возрасте 3,5 – 7 лет. Стимульный материал: 14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное. Процедура проведения: Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию. Инструкция: 1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами». 2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом». 3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?» 4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка? Он (она) одевается». 5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми». 6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать». 7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной». 8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?» 9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?» 10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?» 11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки». 12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?» 13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой». 14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест». Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу. Количественный анализ результатов: На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14): ИТ = (количество эмоционально - негативных выборов/14) x 100% Дети в возрасте 3,5 – 7 лет по ИТ разделяются на 3 группы: ИТ от 0 до 20% – низкий уровень тревожности ИТ от 20 до 50%– средний уровень тревожности ИТ выше 50% – высокий уровень тревожности Качественный анализ результатов: 1. Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Высокий уровень тревожности (ИТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве). 2. Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребёнок - ребёнок). Ситуации на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и 13 моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми (ребёнок - взрослый). Ситуации на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребёнка, которую он совершает один. Ситуация на рисунке 6 (Укладывание спать в одиночестве) с большим основанием может быть отнесена к ситуациям типа «ребёнок - взрослый». Таким образом, помимо общего вывода об уровне тревожности испытуемого экспериментатор формулирует предположение о том, какие именно отношения являются для ребёнка источником тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях №№ 2, 8, 13) или отношения с другими детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12). 3. Следующий уровень анализа предполагает интерпретацию выборов ребёнка в зависимости от того, какая ситуация связана с негативным опытом. Так, тревогу могут вызывать ситуации, связанные со страхом агрессии, с ревностью к сиблингам, со страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там. Анализ выборов ребёнка в различных ситуациях позволяет сформулировать предположение о конкретных источниках его тревоги. Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные причины травматизации. Также при формулировке выводов необходимо учитывать эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования, его комментарии и объяснения своего выбора. Эта информация необходима для прояснения причин тревожности и избежание необъективных выводов. Протокол тестирования Ф.И.________________________________ Возраст_________________ Дата проведения обследования_______________________ | Номер и содержание рисунка | Высказывание ребенка | Выбор лица | веселое | грустное | 1. | Игра с младшими детьми (33) | | | 2. | Ребенок и мать с младенцем (34) | | | 3. | Объект агрессии (35) | | | 4. | Одевание (36) | | | 5. | Игра со старшими детьми (37) | | | 6. | Укладывание спать в одиночестве (38) | | | 7. | Умывание (39) | | | 8. | Выговор (40) | | | 9. | Игнорирование (41) | | | 10. | Агрессивность(42) | | | 11. | Собирание игрушек (43) | | | 12. | Изоляция (44) | | | 13. | Ребенок с родителями(45) | | | 14. | Еда в одиночестве (46) | | | Г рафическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой. Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Инструкция: На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь! Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Кактус домашний или дикий? 2. Его можно потрогать? Он сильно колется? 3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким - то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится? Обработка результатов и интерпретация: При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: -пространственное положение -размер рисунка -характеристики линий -сила нажима на карандаш Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус. 8.Исследование самооценки. Тест «Лесенка» Цель: исследование самооценки ребенка. С тимульный материал: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка. Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). И ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница? В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д. Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой . Способ выполнения задания Тип самооценки: 1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка 2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».Завышенная самооценка 3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка 4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка. Анализ результатов: П режде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку "очень хорошие" и даже "самые хорошие" дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Эта очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам. Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум. Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности |