kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зрительное восприятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие зрительного восприятия учащихся начальных классов школ VIII вида на уроке изобразительного искусства

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зрительное восприятие»

Развитие зрительного восприятия учащихся начальных классов

школ VIII вида на уроках изобразительного искусства.


План:


  1. Актуальность развития зрительного восприятия в школах VIII вида.


  1. Эффективность дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия на уроках изобразительного искусства (в начальных классах из опыта работы).

  2. Наглядность, используемая на уроках изобразительного искусства, способствующая развитию зрительного восприятия.



Развитие зрительного восприятия учащихся начальных классов школ VIII вида на уроке изобразительного искусства.

Зрительное восприятие – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаза. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем сильнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Зрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: производительность, целенаправленность, зрительно – моторные координации, навыки зрительного анализатора, объем, контактность восприятия.

Зрительные обзоры, как и любые психологические образы, многомерны и сложны, они включают два уровня отражения: сенсорно – парцетивный, уровень представлений. Как показывают исследования, формирование любого уровня представлений. Как показывают исследования, формирование любого уровня зрительного отражения детей с интеллектуальной недостаточностью нарушено. Кратко характеризуя основные нарушения, отметим, что зрительные образы у таких людей объединенные, часто деформированные и неустойчивые. Учащиеся на уроках и сообразительного искусства трудно выделяют в объекте составляющие части, пропорции, своеобразное строение, часто «упускают» важные детали (например, винтик у ручных часов, не всегда достаточно распознают цвет и цветовые оттенки). В процессе узнавания объектов и явлений, знакомых по прошлому опыту, проявляется обобщенное узнавание, отожествление предметов, искаженность и неадективность представлений об окружающей действительности. Ученые (И.М. Соловьев, А.И. Лапкин и др.) констатируют факт зрительного отличия зрительных представлений младших школьников от реальных предметов. Множество неточностей проявляется при восприятии в измененных условиях (новый курс предмета) и воспроизведений нескольких сходных объектов. Исследования показывают, что страдает и описание рассматриваемых объектов, но оно не формируется без специального обучения. Недостаточное развитие у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью зрительного восприятия ведет за собой основание формирования пространственного ориентирования. В зртительно – пространственном восприятии большую роль играет глазодвигательная система – быстрота, точность глазодвигательных реакций.

Однако практика показывает, что при целенаправленной и системной работе на уроках изобразительного искусства недостаточность зрительного и зрительно – пространственного восприятия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:

- формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положение в пространстве;

- расширение объема, точности и полноты зрительных ворсприятий и зрительной памяти;

- формирование умений наблюдать за объектом в том числе за движущимися), зрительно обследовать его;

- совершенство зрительно – двигательной координации;

- формирование навыков вербального описания зрительного воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

Индивидуальные возможности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. На уроках искусства большой эффект дает использование упражнений по закреплению мнения воспринимать форму предметов и их элементы, цвета предметов, их величину, высоту, длину, ширину.

Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, зашумленным, недорисованным изображением.

Рассмотрим варианты зданий для развития зрительного восприятия.


Из собственного опыта…

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия

В целях профилактики зрения у детей должны предъявляться особые требования к тем предметам, которые демонстрируются на занятии, а также к выбору места их демонстрации с точки зрения доступности для зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них. При организации зрительного восприятия необходимо варьировать наглядный материал (объемные и плоскостные предметы, их контуры, изображения) по форме, размеру, яркости, цвету, контрасту пособий.

Это будет способствовать произвольности зрительной фиксации на предмете, более полному и точному его пониманию, прослеживанию взглядом траектории движения, правильному определению пространственных ориентировок.

При демонстрации цветных изображений желательно, чтобы были использованы яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета (помидор – красный, огурец – зеленый и т.д.). При показе дидактического материала и наглядных средств учитываются не только их размеры и цвета, но и контрастность фона, на котором они находятся, и расстояние или удаленность демонстрируемых предметов.

При подборе материалов для занятий должны учитываться спе5циальные трудности, вызванные нарушением зрительно – моторной координации и восприятия пространства: трудности перешифровки зрительного материала с вертикальной плоскости на горизонтальную (доска – тетрадь), возможную зеркальность восприятия или воспроизведение детьми. Детям – левшам, например, нельзя давать образец письма в начале строки, так как при написании они закрывают его рукой. Зрительный материал должен подбираться с нарастанием сложности: постепенное уменьшение размера изображений, увеличение количества объектов, появление зашумленности фона, пересекающихся объектов.

На занятиях во время зрительной гимнастики дети подходят к окну, смотрят в даль, отмечают различные предметы по габаритам, фиксируют взглядом названный цвет в течение определенного времени. (5-10 сек.)

Подводя итог, отметим, что активизацию зрительных функций необходимо в различных формах коррекционно-педагогические работы. На каждом занятии следует уделять несколько минут решению этих задач. Возможно также проведение специальных занятий по развитию зрительных представлений. При этом важным фактором является формирование у детей положительного отношения к деятельности: создание положительной мотивации, заинтересованности.

Следует всегда помнить, что неполноценность зрительного восприятия снижает возможность формирования практических навыков и умений у ребенка, значит, вызывает зрительные затруднения во всех видах деятельности.



Буратино



Буратино потянулся (дети встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев). Вправо, влево, вниз вверх (не поворачивая головы смотрят вправо, влево, вверх, вниз), повернулся, тихо сел.

Ветер




Ветер дует нам в лицо (дети часто моргают), закачалось деревцо (не поворачивая головы, смотрят вправо, влево, вверх, вниз), ветер тише, тише, тише (медленно приседают), деревцо все выше, выше, выше (встают, глаза поднимают вверх).



Что пропало?



Педагог прости детей закрыть глаза и прячет один (два) из трех–семи предметов.

Дети должны назвать, что пропало.




Что изменилось?



Предлагается рассмотреть несколько карточек с буквами (словами, цифрами, геометрическими фигурами и др.) и отвернуться (или выйти). Педагог убирает (добавляет или меняет местами) карточки. Ребенок определяет, что изменилось.



Найди ошибку



Предлагается карточка с неправильным написанием:

а) слов – одна буква написана зеркально (пропущена, вставлена лишняя);

б) предложений - пропущено или вставлено неподходящее по смыслу слово (сходное по написанию)





Наложение изображения



Ребенку предъявляют 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга.

Необходимо назвать все изображения.



Спрятанные изображения


Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур.

Необходимо найти все «спрятанные» изображения.



Зашумленные изображения



Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые «зашумлены», подчеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.



Парные изображения


В качестве варианта возможно использование парных игрушек или предъявление натурального предмета и его изображения.



Точечные изображения



Предъявляются изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек.

Необходимо соединить точки и назвать изображение.



Перевернутые изображения



Предъявляются схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180.

Требуется назвать их.



Разрезанные картинки.


Предлагают картинки с различными изображениями, разрезанные по вертикали, горизонтали, диагонали, на 4, 7, 6 частей.

Собрать картинку из частей.



Где зажигается фонарик?



Педагог в разных местах комнаты зажигает фонарик, ребенок должен определить местоположение и сосчитать, сколько раз зажигается фонарик.



Сложи узор



Сложить такой узор, какой предложен педагогом, а также составить различные узоры из кубиков Коса и Никитина.



Шкафчик



В склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящиками на глазах у ребенка в один из ящиков прячется маленькая игрушка. Через 15-20 минут ребенку предлагается найти ее. Можно прятать одновременно 2-3 игрушки.




Пройти лабиринт



Ребенку предлагается «провести» взглядом ежа до домика.



Прокати шар в ворота



Закатить шар на игровом поле или через лабиринты в ворота.




Упражнения для тренировки зрения


Выполнять глазными яблоками движения вправо, влево (строго горизонтально) до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабть мышцы на 30-40 секунд.

Выполнять глазными яблоками движения вверх, вниз с максимальной амплитудой. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, мышцы на 30-40 секунды.

Взгляд фиксировать на условной точке, расположенной на кончике носа. Выполнять 10-20секунд, после чего закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.

Смотреть на конец пальца вытянутой руки, медленно сгибая ее в локти; приблизить палец к глазам (смотреть 3-5 секунд).

Крепко сжимать глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд.


Заключение



Практика показала, что при целенаправленной и систематической работе на уроках изобразительного искусства к концу 4 класса у 80% учащихся моего класса недостаточность зрительно – пространственного восприятия уменьшилась. Это позволит детям установить программу в старших классах и реализовать себя в дальнейшей жизни.


Используемая литература

  1. «Дефектология» №4, 2004г.

  2. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе» И.А. Грошенков, Москва, Просвещение, 1972г.

  3. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы» В.Г.Петрова, Москва , Просвящение, 1976г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Зрительное восприятие

Автор: Почебут Ольга Вадимовна

Дата: 29.10.2019

Номер свидетельства: 524657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Исследование зрительного восприятия у детей с ОНР в МБДОУ "Детский сад № 2" г. Михайловска"
    ["seo_title"] => string(80) "issliedovaniie_zritiel_nogho_vospriiatiia_u_dietiei_s_onr_v_mbdou_dietskii_sad_2"
    ["file_id"] => string(6) "364684"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480601814"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа занятий «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia_programma_zaniatii_okhrana_zreniia_i_razvitie_zritelnogo_vospriiatiia"
    ["file_id"] => string(6) "631475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1684081985"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект  урока русского языка.. Изложение зрительного восприятия текста "Оляпка" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-izlozhieniie-zritiel-nogho-vospriiatiia-tieksta-oliapka"
    ["file_id"] => string(6) "137302"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417333488"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Занятие по развитию зрительного восприятия на полисенсорной основе "Путешествие в сказочный лес" "
    ["seo_title"] => string(109) "zaniatiie-po-razvitiiu-zritiel-nogho-vospriiatiia-na-polisiensornoi-osnovie-putieshiestviie-v-skazochnyi-lies"
    ["file_id"] => string(6) "166482"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422966169"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) ""Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения""
    ["seo_title"] => string(60) "razvitie_zritelnogo_vospriiatiia_detei_s_narusheniem_zreniia"
    ["file_id"] => string(6) "616061"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1666858967"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства