kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие "Умеем ли мы общаться?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это занятие направлено на то, чтобы показать роль общения в жизни каждого человека и выяснить основные правила общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Умеем ли мы общаться?"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Дивеевская школа-интернат»

607328, Нижегородская область, Дивеевский район, ул. Московская, д. 42.



























Тема: «Умеем ли мы общаться?».

(Методическая разработка занятия

для обучающихся 4 класса)







Составила: Каштанова Светлана Алексеевна

социальный педагог



















2018-2019 учебный год

Тема: «Умеем ли мы общаться?»

Цель: Показать роль общения в жизни каждого человека и выяснить основные правила общения.

Задачи:

  • способствовать развитию общей культуры и культуры поведения;

  • воспитание в учащихся уважения, внимательности по отношению к окружающим;

  • развивать навыки самоанализа и самосовершенствования

  • формирование умений и навыков в сфере общения, умения слушать и слышать другого.

Ход занятия

I.Организационный момент

-Дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычная встреча. Тему её вы определите сами, но немного позднее. Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего…


Задание 1:

Возьмите в руки 1 карандаш или фломастер. Попробуйте вместе (парой) нарисовать дерево. (Дети вдвоём, держа в руках 1 карандаш, рисуют дерево на одном листочке).


-Удалось ли вам это сделать хорошо?

- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?

- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?


(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом)


- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?


(Открыть тему на слайде: «Умеем ли мы общаться?» Слайд 1.


II.Введение в тему занятия. Что такое общение? Тема и цель занятия.


На сегодняшнем занятии мы уточним для себя что такое общение? Определим ряд правил, которые помогут нам легко общаться друг с другом и окружающими нас людьми. Давайте начнем.


- Как вы понимаете, общение – это что? (высказывание ребят)


Если мы посмотрим в толковый словарь, то найдём следующее определение:

“ Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией различного характера “. (Слайд 2)



Посмотрите, как об общении говорили великие люди:

«Умение вести разговор - это талант». Стендаль

Разговор - это, прежде всего, умение слушать своего собеседника. Ещё Цицерон говорил: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого».

Задание 2:

Я хотела бы предложить вам небольшое задание, возьмите цветные фломастеры и нарисуйте столько смайликов-мордашек, сколько вы хотели бы иметь друзей.

Посмотрите на результаты нашей игры, каждый из вас хотел бы дружить с одним, двумя, а большинство хотело бы иметь много друзей. 

Мы можемсделать вывод, что потребность в общении испытывает каждый человек.

«Тот, кто думает, что можно обойтись без других, – заблуждается; но ещё сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него»? Франсуа де Ларошфуко

Посмотрите что происходит в жизни, нас окружает много разных людей: с одними общаться всегда приятно, с другими не очень; одни легко вступают в разговор, а другие - нет.

Как утверждают психологи, это зависит от характера человека. Легче всего общаться с позитивным, добрым, воспитанным человеком. Труднее всего общаться с человеком, у которого несдержанный и взрывной характер.


Раннее я предложила вам пройти небольшой тест, который помог определить вам: конфликтная вы личность или нет. 


Я думаю каждому из вас есть над чем поразмышлять, исходя из данных нашей анкеты. Даже если вас “определили”, как «неконфликтную личность», это ещё не означает, что с вами легко и всегда приятно общаться. Ведь в речевое поведение человека входят и жесты и мимика, и тембр голоса и ещё множество разных факторов определяют вас, как «приятного собеседника».

И как сказал один древний мыслитель:

Стать человеком - большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше“ ! 



Давайте уже сегодня начнём работать над собой и попробуем общаться и жить без конфликтов

III Раскрытие понятий:


  1. С кем мы общаемся?

Упражнение: «Мой круг общения»

Определить круг общения вам поможет заранее подготовленная схема. Упражнение: «Мой круг общения» (на доске)


Родители

Родные

Бабушка, дедушка

Соседи, друзья

Одноклассники

Знакомые

Учителя


2. С чего начинается общение? Чаще всего начинается со знакомства или с приветствия. Приветствие может быть разное.В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет». ( Ребятам раздаются карточки с заданиями, дети работают в группах ) - 2 группы

  • Назовите слова приветствия.

( Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас!)

  • Выскажите просьбу.

( Вы можете мне сказать..? Не могли бы вы мне сказать..? Скажите, пожалуйста..? Разрешите попросить вас… Будьте добры!

  • Какими словами лучше всего начать знакомство ?

Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас.. Познакомьтесь… Вы знакомы..? Как тебя зовут?Позвольте познакомиться.)

  • Как принято извиняться в культурном обществе?

( Приношу вам свои глубокие извинения… Позвольте мне извиниться… Простите за… )

  • Есть ли несколько слов утешения и ободрения у вас в запасе ?

( Благодарю вас… Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен. Признателен вам. Примите мою благодарность. )

  • Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя ?

( До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)

ПРАВИЛО 1: Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться.


3. Психологи отмечают, что в восприятии нами другого человека важную роль играет интонацияс которой мы говорим. Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и как говорите.

Мини-сценка.

 Умение высказывать своё расположение к собеседнику – вот ещё одно важное правило общения. Самый простой способ - запомнить имя собеседника. При знакомстве с новым человеком, повторите его имя несколько раз, и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени.

А то ведь вот как часто бывает: (мини – сценка)

-Бык! Постой Бык! Ну погоди ты.

-Ну чего тебе, Ходуля, надо?

-Пошли скорее в раздевалку, Косой там шапку потерял.

Щасрасхныкается.

-Ха, так его шапку Кабан забрал и за батарею спрятал. Пусть поищет.

Вот так, войдёшь в школу, а кажется, что в страшную сказку попал, где живут некрасивые звери, и разговаривают они мальчишечьими и девчоночьими голосами.

Сделайте вывод. Понравится ли Вам такое общение?

ПРАВИЛО2: Обращайтесь к собеседнику, называя его по имени


4. Важным элементом в общении являются жесты и мимика. Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.

Скажите, что нельзя делать? Какими должны быть жесты и мимика.

-В каком мультфильме мимика сначала поссорила незнакомцев, а потом подружила? Крошка Енот и улыбка. Показать книгу с иллюстрациями.

- Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”.

Вывод: как вести себя во время разговора?


  • движения человека должны быть естественными;

  • чаще улыбаться.


5. Практическая работа. Физминутка.

- А вы умеете улыбаться? Давайте проверим: улыбнитесь соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами, нашим гостям. Замечательно! Какие у всех красивые улыбки!


6. Ещё один способ расположить собеседника к себе – умение делать комплименты. Кто знает, что такое комплименты? (Это – любезные, приятные слова в адрес другого человека)

Недавно я была на занятии, которое для вас провела Александра Николаевна, где вы учились дарить друг другу комплименты.


Я хочу вручить вам вот эти воздушные шары, которые вы сейчас надуете, и каждый на своем шаре напишет что-то приятное, какой-то комплимент. Затем обменяйтесь шариками друг с другом.

Какое настроение у вас стало после комплиментов? Кому приятнее, тому, кто говорит или тому, кому говорят? Всем!


ПРАВИЛО 3: Чаще улыбайтесь и дарите комплименты!


7.Сейчас я прочитаю вам строки из стихотворения Расула Гамзатова. Послушайте внимательно и скажите: какое ещё одно очень важноеправило общения можно определить этими строками.


“Вот человек, что скажешь ты о нём?”

Ответил друг, плечами пожимая:

“Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?”

“Вот человек, что скажешь ты о нём?”

Спросил я у товарища другого.

“Я с этим человеком не знаком,

Что я могу о нём сказать плохого?”

ПРАВИЛО 4: Старайтесь не говорить о людях дурно


8. Видео о нецензурных выражениях.

  1. «Эксперимент над рисом и водой»

  2. «Структура воды, наши слова и мысли»

ПРАВИЛО 5: Не употребляйте в своей речи бранные слова.


9. Решение ситуаций:

Большую часть своего времени человек проводит «на людях»: на улице, в транспорте, в общественных местах. Соблюдение правил хорошего тона в обществе необходимо так же, как соблюдение правил дорожного движения.


  1. Как вы поведете себя при встрече на улице со своим знакомым?

  1. На ходу крикну «Привет» или помашу рукой. Захочу пообщаться – остановлюсь.

  2. Поздороваюсь. В густой толпе или общественном транспорте просто улыбнусь и кивну.

  3. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.

Комментарии:

  1. В толпе лучше обойтись без бурных эмоций. И уж тем более не рекомендуется тормозить уличное движение внезапным приступом своей общительности, останавливаясь посреди тротуара. Кстати, если вас обогнал знакомый, он должен поздороваться первым.

  2. Вполне приемлемо. Но только если вы уверены, что ваши знакомые расположены к разговору.

  3. Вы правы: пусть знакомые сами решат – понять ваш намек на возможность общения.


  1. Вы стоите перед дверями магазина, учреждения. Люди входят и выходят, кто кого должен пропускать?

  1. Всем уступать дорогу – до вечера прождешь.

  2. Право первенства принадлежит входящему с улицы.

  3. Если я снаружи. Пропущу выходящих – преимущество за ними.

Комментарии:

  1. Вы рискуете застрять в дверях или получить парочку увесистых тычков.

  2. Тамбур не рассчитан на скопление народа. Поэтому сначала пропустите выходящих – преимущество за ними.

  3. Правильный ответ.


  1. Навстречу идет «Сладкая парочка»: молодой человек прихлебывает на ходу напиток из банки, спутница смачно грызет семечки. Что вы думаете об их поведении?

  1. Нормальное поведение. Мы и сами так делаем.

  2. Это не правильно, но позволительно: сейчас так все себя ведут.

  3. Это дурной тон.

Комментарии:

  1. Не стоит перенимать скверные манеры, которые навязывает

  2. телереклама. С точки зрения этикета подобное поведение считается верхом неприличия! Неужели трудно отыскать спокойный уголок?

  3. Правильный ответ.


  1. В переполненный автобус входит пожилой человек. Ваша реакция?

  1. Останусь сидеть. Неизвестно, кто из нас больше устал за день.

  2. Если рядом развалился крепкий мужчина или подросток, попрошу его уступить место.

  3. Предложу свое место.

Комментарии:

  1. Воспитанные люди так себя не ведут.

  2. Вежливость за чужой счет не является признаком воспитанности.

  3. Правильно.


  1. Ты пришел к приятелюв гости, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

  1. Извинюсь и уйду.

  2. Поздравлю именинника, извинюсь и если пригласят, останусь.

  3. Сделаю приятелям выговор, что не известили меня заранее и пообещаю купить подарок завтра, прежде чем принять приглашение.


  1. Ты пришел в гости и увидел, что там находиться неприятный тебе человек. Твои действия.

  1. Буду делать вид, что этого человека вовсе нет.

  2. Найду подходящий предлог, чтобы поскорее уйти.

  3. По моему нейтральному поведению никто не догадается, что между нами плохие отношения.

ПРАВИЛО 6: Соблюдайте этикет.


10. Сценка нашего класса. Когда разговаривают Т. В. и кто-то из ребят, перебивает учителя и пытается сам сказать…..(Правильно ли поступает ребенок?)Слайд

ПРАВИЛО7: Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его доконца. 

Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему закончить.


11.С давних времен люди придавали огромное значение слову и тому, как оно сказано. Давайте посмотрим, что об этом говорит народная мудрость.


Волшебный сундучок с пословицами


Вам необходимо достать из сундучка пословицу, прочитать ее и объяснить ее смысл.

1). В добрый час молвить, а в худой - промолчать. (Нужно знать, когда говорить, а когда молчать)

2). Слово не воробей - вылетит, не поймаешь. (Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном.Что сказано, того не воротишь, от того не откажешься.)

3). Доброе слово железные ворота отопрет. (Если к людям по доброму, то и они тебе помогут всегда, особенно в трудную минуту)

4). У врача лечись, а у умного учись.(________________________________

__________________________________________________________________)

5). Красно поле пшеном, а беседа умом. (Приятно разговаривать с умным человеком, а не с глупцом).

6) Учись доброму - дурное на ум не пойдет.(Человек, в котором заложено только доброе и светлое, не сможет развить в себе любую нехорошую мысль. Добро служит барьером, стеной, ограждая человека от любых бед.)

Молодцы. Итак, можно сделать вывод, что от того, как мы общаемся - зависят наши взаимоотношения друг с другом, насколько хорошо мы понимаем себя и окружающих.


Упражнение «Выбор качеств»

На доске выписаны качества человека, помогающие его общению и усложняющие его: вычеркнуть качества, мешающие общению.

(доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность).

Учащиеся должны выбрать те качества, которые способствуют приятному и хорошему общению. Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?


ПРАВИЛО 8: Развивайте в себе положительные черты личности.


VI. Итог занятия. Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше занятие. О чём же мы с вами говорили?

Мы рассмотрели все возможные случаи общения или нет? ( Общение – это искусство и ему нужно учиться долго)

А у нас с вами получилось пообщаться?

- Что вы получили от этого занятия?

- Какие выводы вы сделали для себя?


Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит, 
Что годы живёшь ты не зря!


Я надеюсь, используя наши «правила» общения, вы сможете правильно вести себя в различных ситуациях, избегая конфликтов, а окружающим людям всегда будет приятно и уютно в вашем обществе.


Всем спасибо за работу и за хорошее общение со мной.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Занятие "Умеем ли мы общаться?"

Автор: Каштанова Светлана Алексеевна

Дата: 29.08.2019

Номер свидетельства: 518669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Презентация к занятию "Умеем ли мы общаться?""
    ["seo_title"] => string(49) "prezentatsiia_k_zaniatiiu_umeem_li_my_obshchatsia"
    ["file_id"] => string(6) "518670"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1567067707"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тренинговое занятие «Умеем ли мы общаться?» "
    ["seo_title"] => string(51) "trieninghovoie-zaniatiie-umieiem-li-my-obshchat-sia"
    ["file_id"] => string(6) "188714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426735654"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Воспитательное занятие: Умеем ли мы общаться?"
    ["seo_title"] => string(46) "vospitatelnoe_zaniatie_umeem_li_my_obshchatsia"
    ["file_id"] => string(6) "641645"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1702027788"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "«Умеем ли мы общаться»."
    ["seo_title"] => string(23) "umeem_li_my_obshchatsia"
    ["file_id"] => string(6) "528030"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1574329115"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект открытого занятия «Здравствуй, солнышко»"
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_otkrytogo_zaniatiia_zdravstvui_solnyshko"
    ["file_id"] => string(6) "556383"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1598305048"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства