Просмотр содержимого документа
«Воспитательное занятие: Умеем ли мы общаться?»
Занятие для учеников старших классов 9 класс
Тема: « Умеем ли мы общаться?»
Подготовила воспитатель Охалова Н. А.
Цель:
- помочь учащимся понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей;
- формирование навыков культурного общения.
Задачи:
- формирование у учащихся представлений о необходимости позитивного общения;
- дать представление о различных способах общения;
- обратить внимание на важность невербальных способов общения таких, как жесты, мимика;
- формирование умения понимать друг друга при невербальных способах общения;
- создание непринужденной, доброжелательной атмосферы;
- развивать умение доверять и умение работать в команде;
- воспитание уважения, внимательности по отношению к окружающим;
Форма проведения занятия: игровое с элементами этической беседы.
Методы и приёмы работы:
- проблемные вопросы
- диалоговое общение
- игра
Оборудование: карточки с заданиями; фломастеры; листы А 4;
презентация «Секреты общения»
Ход занятия:
Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения.
(А. Сент-Экзюпери )
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об общении. Все мы живём среди людей. Чтобы иметь друзей, быть успешным в жизни надо много общаться. Общение - одна из основных потребностей человека. И сейчас мы в этом убедимся.
- Сегодняшнее занятие я предлагаю вам начать с игры. Вы согласны?
Задание 1:
- Возьмите в руки 1 карандаш или фломастер. Попробуйте вместе (парой) нарисовать дерево. (Дети вдвоём, держа в руках 1 карандаш, рисуют дерево на одном листочке).
-Удалось ли вам это сделать хорошо?
- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?
(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом)
Воспитатель:
- Общение является важнейшей составляющей жизни каждого человека. С помощью общения люди:
- воспринимают и понимают друг друга;
- задают вопросы и отвечают на них;
- выражают свои просьбы;
- передают накопленный опыт;
- делятся своими мыслями;
Без общения люди не могут жить в обществе.
- Живя в мире людей, мы ежедневно вступаем в разнообразные контакты: дома – с родственниками, в школе - с одноклассниками, педагогами, друг с другом. Эти контакты между людьми и имеют в виду, когда говорят об общении.
- Итак, тема нашего занятия «Умеем ли мы общаться»
- На сегодняшнем занятии мы уточним, что такое общение и какова его роль в жизни людей? Определим ряд правил, которые помогут нам легко общаться друг с другом и окружающими нас людьми.
- Кто из вас знает, что такое общение?
- Определение понятия «Общение» (ответы учеников);
- Если мы посмотрим в толковый словарь, то найдём следующее определение:
«Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией различного характера»
(открыть слайд или поместить определение на доску).
- Основная цель общения между людьми – достижение взаимопонимания.
- Общение – это обмен не только информацией, но и эмоциями. Человеку необходимо уметь общаться. Надо учиться успешно выстраивать отношения с одноклассниками, родителями, учителями, учиться находить компромиссы, разрешать конфликтные ситуации.
- Общение в равной степени зависит от вас и от вашего собеседника. Как найти общий язык с одноклассниками, добиться их уважения? Мы часто задаём себе подобные вопросы, но не всегда точно знаем ответы на них.
- Всё общение делится на два вида – позитивное и негативное.
- От какого общения у нас хорошее настроение, приятные воспоминания? ( ребята высказывают свое мнение)
- Вот чтобы ваше общение было всегда позитивным и приятным, существуют правила, которые надо соблюдать. Мы сегодня рассмотрим некоторые из них. Но прежде я вам предлагаю игру.
Игра «Нужно, нельзя»
-На доске вы видите две колонки:
«Нужно» «Нельзя»
На столах у вас лежат листы с предложениями. Каждый из вас выйдет к доске, прочитает предложение и поставит его в ту колонку, в которую считает нужным.
(Дети выходят, читают, ставят в одну из колонок, если делают неправильно, прошу объяснить)
-Давайте попробуем обыграть несколько различных ситуаций:
встречу двух друзей;
встречу со своим педагогом в магазине;
ты пришел в аптеку за лекарствами;
- Кто скажет с чего начиналось каждое общение?
С ПРИВЕТСТВИЯ!
- Что такое приветствие? Что означает слово «Здравствуйте»? (ребята высказывают свое мнение)
Слово «Здравствуйте» и выражение «Здравия желаю» с древних времен считалось жестом уважения при приветствии. Они произошли от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать. Следовательно, здороваясь, мы желаем другим здоровья.
- С какой интонацией произнесены те или иные слова, зачастую зависит их смысл. Самое обычное слово, например «Здравствуйте!», можно произнести, вкладывая в него всякий раз разные чувства. Давайте попробуем это сделать.
«Приветствие – ключ к общению»
Задание:
- Произнесите слово «Здравствуйте» с оттенком интонации, выражающим:
- Радость;
- Страх;
- Удивление;
- Неудовольствие;
- Торжественно
- С достоинством;
- Всё общение делится на два вида – позитивное и негативное.
- От какого общения у нас хорошее настроение, приятные воспоминания? ( ребята высказывают свое мнение) .
- Вот чтобы ваше общение было всегда позитивными приятным, существуют правила, которые надо соблюдать. Мы сегодня рассмотрим некоторые из них. Но прежде я вам предлагаю игру.
- А сейчас давайте подумаем и скажем, какими способами, используя какие средства, люди общаются друг с другом? Я не говорю о телефоне. Я имею в виду, с помощью каких действий, люди выражают свои мысли и настроение.
«Способы общения».
-Слова (речь)
-Выражение лица (мимика)
-Жесты
-Позы
-Взгляды
- Движения
- Интонация
- Молодцы, вы назвали много различных способов общения.
- Давайте попробуем пообщаться при помощи жестов (не вербально).
«Общение руками»:
- Сейчас вам нужно разбиться на пары.
- Встать напротив друг друга.
- Взяться за руки и закрыть глаза.
- По моей команде, но только при помощи рук (без слов) надо:
- поздороваться
- попрощаться
- поссорится
- помириться.
- Спасибо, вы отлично все сделали и без слов.
- А теперь скажите, как одним словом можно назвать то, что вы сейчас делали?
- Верно, это тоже общение.
- Умение читать жесты помогает понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь.
- Самый добрый жест – это приветствие.
- Как люди приветствуют друг друга?
Дети показывают:
- «здравствуйте»
- «привет»
- «кивок»
- «рукопожатие»
- «поцелуй»
- «обнимание, похлопывание»
- Скажите, вы всех будете приветствовать одинаково?
- Правильно, что допустимо между друзьями, недопустимо по отношению к взрослым или девочкам.
- Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. В школе вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении.
Задание:
- Заполните таблицу. Напишите качества, которые помогают вам общаться с одноклассниками и качества, которые мешают общению.
Помогают:
Мешают:
- Давайте поразмышляем: какой я, что во мне хорошего и что бы хотелось
исправить? ( ответы учеников)
- Вот и подошло к концу наше занятие.
Давайте вспомним, о чем мы говорили. (об общении)
Упражнение «Я рад общаться с тобой»
Предлагаю одному из участников протянуть руку рядом сидящему со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно, по цепочке, все берутся за руки, образуя круг.
- Ребята, круг – это символ единства и сплоченности. И сейчас, образуя ”живой” круг, я предлагаю поделиться эмоциями и впечатлениями от занятия.
- Каковы ваши впечатления?
- Какие моменты понравились на занятии?
- Что не понравилось?
Итог:
- Идеальных людей не бывает, но в каждом человеке есть что-то
хорошее. Очень важно учиться видеть это хорошее не только в себе, но и в
окружающих людях. Не поступайте с людьми так, как не хотели бы, чтобы они