В данной статье рассматриваются направления воспитания в работе с умственно отсталыми детьми в условиях специальной (коррекционной) школы, а именно: физическое, нравственное, эстетическое, гражданское, трудовое. Проанализированы задачи и методы каждого вида воспитания. В качестве дополнительных направлений изучены социализация и её элементы, а также профориентация, предшествующая трудоустройству — основному фактору социализации умственно отсталого ребёнка. Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, умственно отсталые дети, специальная (коррекционная) школа, воспитательная система, воспитательная система в работе с умственно отсталыми детьми, воспитательная система в специальной (коррекционной) школе. Постановка проблемы. Актуальность данной проблемы состоит в том, что воспитательная система — целостный процесс социального организма, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания: субъекта, цели, содержания, способов деятельности (Л. И. Новикова).
Цель — развитие личности ребёнка, включенного в эту систему.
Воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса в каком-либо образовательном учреждении. Она создается усилиями участников педагогического процесса: учителями, родителями и, соответственно, о её эффективности свидетельствует объединение учащихся и педагогов в коллектив. Анализ исследований по данной проблеме. Как феномен она изучалась педагогической наукой с конца 1970-х гг. А к концу 90-х гг., сотрудниками лаборатории «Коллектив и личность» АПН СССР (под руководством Л. И. Новикова), была создана целостная концепция воспитательной системы (А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.). В условиях специальной (коррекционной) школы воспитательная система ориентируется на личность умственно отсталого ребёнка и включает в себя следующие направления:
Физическое воспитание — педагогический процесс, который направлен на совершенствование формы и функций человеческого организма, формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств. Задачи: Совершенствование функций организма; Развитие двигательных навыков (метание, бег, прыжки т. д.); Развитие зрительно-двигательной координации ; Повышение физической выносливости и здоровья детей за время их пребывания в школе; Приучение к ведению здорового образа жизни . Как считают некоторые авторы, занятия физической культурой способствует социальной адаптации умственно отсталых детей, т. к. движение осуществляет связь личности с окружающей средой, лежащей в основе психических процессов и организма индивида в целом. Методы, которые используются во время проведения занятий физической культурой: Игровой метод; Метод развития двигательных навыков; Метод развития физических способностей; Метод психического регулирования.
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Задачи: Формирование умений, навыков и привычек правильного поведения; Формирование нравственных представлений о долге, совести, дружбе . Формирование набора нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, коллективизма. Не стоит забывать о том, что личный поступок ребёнка в процессе воспитательной деятельности является и предметом воспитания, и, что особенно важно, предметом познания — важнейший источник для детей. Методы: Методы формирования общественного поведения (трудовая деятельность, учебная); Методы формирования нравственного сознания (методы убеждение, стимулирования); Художественные (литература, музыка, кино); Внешние педагогические воздействия; Собственная деятельность.
Эстетическое воспитание — это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Задачи воспитания умственно отсталых школьников делятся на две группы: прямые и косвенные . К прямым задачам относятся: Развитие способности воспринимать эстетические явления (в окружающей среде и искусстве); Воспитание эстетической отношения и оценки; Косвенные задачи — это задачи, которые реализуются в процессе решения задач других направлений воспитания (например, нравственного) и основанные на привлечении внимания детей к произведениям искусства. Методы: Формирование эстетической восприимчивости (рассматривание и прослушивание произведений искусства); Формирование элементов эстетического сознания (наблюдения, экскурсии); Приобщение к художественной деятельности; Развитие эстетических способностей, творческих умений и навыков (создание поисковой творческой ситуации).
Гражданское воспитание — это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Задачи: Формирование гражданской позиции — осознание прав и обязанностей по отношению к обществу; Воспитание патриотизма; Формирование знаний и уважение к отечественной истории; Формирование знаний прав гражданина России и уважение к ним . Методы: Встречи с ветеранами ВОВ; Уроки памяти; Просмотр картин военного времени; Рассказы о героях прошлого.
Трудовое воспитание — это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к своей работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов. Задачи: Воспитание потребности в труде; Формирование положительных черт личности: целеустремлённости, честности; Подготовка учащихся к получению профессии . Формирование навыков самообслуживания; Формирование навыков выполнения операций в доступном виде труда . Методы: Индивидуальные: общественные поручения; Микрогрупповые: кружки, клубы по интересам; Коллективные: викторины, классные часы, соревнования; Массовые: субботники, походы, праздники.
Как уже говорилось выше, можно выделить в качестве одного из видов воспитания направление — социализация и адаптация. Социальная адаптация детей с умственной отсталостью заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, которая состоит из социальной, трудовой, физической и психологической готовности. Социализация — двусторонний процесс взаимодействия личности и общества, включающий в себя, с одной стороны, процесс усвоения ребёнком образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе , т. е. воздействие среды на человека, с другой — воздействие человека на среду через его деятельность. Задачи: Всестороннее развитие личности умственно отсталого ребёнка; Адаптация к условия окружающей среды; Коррекция и развитие психических процессов в различных видах деятельности; Воспитание положительных качеств личности: сознательности, трудолюбия и т. д. Методы: Экскурсии; Праздники; Игровая терапия (директивная — направленная и не директивная — ненаправленная). Например, конкурсы, турниры; Дидактические игры. На данный момент существует два подхода по социализации умственного отсталого ребёнка: Вхождение умственно отсталого ребёнка в общество и его адаптацию к окружающим условиям; Не только вхождение детей с умственной отсталостью в общество, но и подготовка общества к принятию таких детей. Одним из основных факторов социализации детей с нарушениями интеллекта является трудоустройство. Также оно способствует нравственной и физической реабилитации. Трудоустройству предшествует период профориентации, которая проводится в старшем школьном возрасте. Среди психолого-педагогических мероприятий, направленных на профориентацию, выделяют следующие: Диагностические — определяются уровень развития профессиональных интересов учащихся, способности и склонности, личностные особенности (характер, темперамент) и т. д.; Просветительские — на классных часах детей знакомят с миром профессий, условиям труда. В качестве внеклассной работы можно проводить экскурсии на предприятия в городе и т. д.; Консультационные — большое внимание уделяется формирование у умственно отсталых учеников представлений о профессиях, помощь в выборе профессии или профессионального профиля обучения. Большое значение имеет трудовая подготовка учащихся в условиях школы: например, работа на школьном участке. В заключение можно сказать, что воспитательная система — целостный процесс социального организма, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания, Её цель — развитие личности ребёнка, включенного в эту систему. Стоит упомянуть, что она отражает специфический способ организации воспитательного процесса в каком-либо образовательном учреждении и создается усилиями участников педагогического процесса: учителями, родителями. Соответственно, о её эффективности свидетельствует объединение учащихся и педагогов в коллектив. В условиях специальной (коррекционной) школы воспитательная система ориентируется на личность умственно отсталого ребёнка и включает в себя направления физического, нравственного, эстетического, гражданского и трудового воспитания. Иногда выделяют такое направление воспитательной деятельности как «Социализация и адаптация».