Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие мышления, психических функций в развитии слухового восприятия»
Использование развивающих упражнений в развитии слухового восприятия
Развивающий характер обучения в педагогике рассматривается как развитие психических функций ребенка, его мыслительной деятельности, активизация познавательных интересов, воспитание самостоятельности в овладении ЗУН, формирование способностей к саморазвитию и саморефлексии.
Развивающий характер упражнений на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП понимается как восприятие речи в связи с использованием упражнений, направленных на развитие мышления, психических функций, творческого воображения. Опыт применения таких упражнений показал повышенный интерес учащихся к ним, позитивное влияние как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность учащихся с нарушением слуха в целом.
Одной из психических функций, которая имеет отклонения в развитии глухих детей по сравнению со слышащими, является осязание.
Роль - осязания для неслышащих детей имеет важное значение, т.к. благодаря осязанию у ребенка происходит знакомство с окружающими его предметами, осязание оказывает влияние на процесс овладения устной речью. Детям предлагались игры «Волшебный мешочек», «Чудесный ящик», куда помещались предметы или их муляжи по темам «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Школьные вещи», «Мебель». Обучащеюмуся предлагалось на слух задание: «Что тут?», «Назови предмет», «Выбери яблоко (грушу и т.п.)».
Ученик воспринимал вопрос, задание на слух, выполнял задание, на ощупь находил предмет и оформлял ответ речью: «Вот яблоко».
Далее предлагалось более сложное задание: выбрать на ощупь предмет среди похожих, например яблоко в соседстве со сливой, персиком, нектарином.
Развитие слухового восприятия можно связать с таким психическим процессом, как внимание. Внимание не является самостоятельным психическим процессом, как считает ряд психологов. Они полагают, что внимание включается в любой вид психической деятельности и связано с такими психическими процессами, как зрительное, слуховое, тактильное восприятие.
Сначала предлагаются упражнения на выявление непроизвольного внимания: перед ребенком лежат две картинки, на которых нарисованы две девочки, у одной бант красный, у другой - синий. Предлагается посмотреть на картинки, затем учитель переворачивает их и задает на слух часть вопроса: [Что различного] в одежде девочек?
Можно предложить занимательную картинку зеленого леса, где в ветвях замаскированы фигурки животных, птиц. На слух задается вопрос: [Что (кто) нарисовано на картинке?]
Учитель - дефектолог предлагает ребенку закрыть глаза, отстукивает ритм, взяв его ладоши в свои, предлагает воспроизвести этот ритм. На слух дается задание: [Сделай так же.] [Отстучи этот ритм.] [Повтори.]
Часть вопроса (в квадратных скобках) задается на слух, а часть вопроса – слухо - зрительно. Объясняется это тем, что не накоплен слуховой словарь, объем словарного запаса тоже небольшой, поэтому та часть вопроса, которая знакома детям, часто встречается в общении на общеобразовательных уроках, предлагается на слух. Причем учащиеся и эту часть вопроса сначала воспринимают слухо - зрительно, а затем на слух.
После упражнения по восприятию речи в связи с выявлением на слух состояния непроизвольного внимания можно переходить к упражнениям по восприятию речи на слух в сочетании с развитием произвольного внимания. С этой целью рекомендуются следующие упражнения.
1. Восприятие речи в сочетании с развитием зрительного внимания:
- Обведи карандашом, назови число: 1 1 3 7.
- Посмотри на цифры 2, 1, 7, 9, 10.
- Отвернись (убрать одну из них): [Какой не хватает?]
- Буду называть части тела человека. Слушай: голова, ноги, туловище, руки. Послушай второй раз: голова, туловище, руки. [Чего я не назвала?]
- Отгадай, кого я нарисовала: [длинные ушки, короткий хвост, красные глазки, прыгает].
3. На развитие тактильного восприятия, связанного с вниманием:
- [Угадай, что я нарисовала] на ладошке:
(кружок, треугольник, прямоугольник).
- [Какие буквы я написала] на ладошке:
а, к, з, ш, о
В упражнениях на развитие внимания можно предложить упражнения на нахождение изменений в объектах, определение предметов, частей этих предметов, лишних деталей, составление по образцу, нахождение ошибок, несоответствий, выбор одинаковых объектов по цвету, величине, форме и др.
Не надо забывать, что основная цель индивидуальных занятий - это развитие слухового восприятия и формирование произношения. Включение упражнений по развитию психических процессов выполняет две задачи - развивает, совершенствует психические процессы ребенка и выполняет свою основную задачу по РСВ и ФП: пополняет слуховой словарь, улучшает слуховое восприятие речи.
Вначале неслышащим обучающимся предъявляется на слух часть задания, вопросов, которая ранее опознавалась, остальная часть вопроса, менее знакомая детям, предлагается слухо-зрительно. Затем на слух предлагаются вопросы и задания полностью, а слухо-зрительно воспринимаются задания и вопросы, ранее не воспринимаемые на слух.
Предлагается рисунок с двумя табличками. Одна табличка заполнена цифрами. Каждая цифра первой таблички соединена с пустой клеткой второй таблички. В задачу учащегося входит - вписать в каждую клетку второй таблички соответствующую цифру.
1
2
3
4
На слух предлагается задание: [Впиши число в свою клетку].
Даются таблички с цифрами от единицы до десяти в беспорядке. Учитель называет цифры, складывает их лицевой стороной вниз. При этом предлагается на слух задание: Послушай и повтори цифры так, как сказала я. Для проверки карточки с цифрами перевертываются, чтобы ученик контролировал себя.
Прямоугольник произвольно делится прямыми линиями так, чтобы внутри него образовались треугольники, квадраты, прямоугольники меньшего размера. На слух дается задание: Сосчитай, сколько треугольников. Ученик очерчивает указкой фигуру, называет ее и ведет счет этих фигур.
Предлагается прослушать названия животных и из их числа выделить названия со звуком [р]. На слух дается задание: Послушай слова, выбери со звуком [р]. Слова: коза, тигр, лев, зебра, свинья, слон, корова, лошадь, кенгуру.
Эти и другие упражнения можно использовать при восприятии речи на слух в связи с развитием внимания.
Учитель. [Посмотри на картинку внимательно, найди три слова на звуки] д, с, к. (Дается занимательная картинка «Скотный двор», где нужно отыскать среди завуалированных предметов предметы с этими звуками, входящими в названия.)
Ученик, д - двор, дорога;
с - свинья, сено;
к - корова, коза. .
Учитель. [Послушай и повтори: двор, дорога, дверь; свинья, сено, сорока; корова, коза, курица.] (Ученик повторяет вслед за учителем по три слова.)
В жизни неслышащего ребенка большая роль принадлежит памяти. Благодаря памяти совершается мышление, интеллектуальная, познавательная деятельность, овладение речью и произношением, а это в свою очередь положительно влияет на процесс интеграции детей с нарушением слуха в среде слышащих людей. Психологи отмечают существование специфических особенностей в развитии памяти. У неслышащих отмечают трудности длительного запоминания, точности, объема памяти и другие особенности. Включая в индивидуальные занятия упражнения по развитию памяти, мы преследовали две задачи - развитие слухового восприятия в ходе восприятия речи, сопровождающей упражнения по развитию памяти, и сам процесс развития памяти. Эти две задачи направлены на реализацию единой цели - развитие личности неслышащего ребенка.
Упражнения были ориентированы на восприятие на слух речи в связи с развитием точности, объема и длительности запоминания.
1. При развитии точности запоминания предлагались следующие упражнения:
[Послушай и повтори слова в том же порядке: яблоко, груша, слива, персик, виноград, абрикос];
[Запомни порядок цифр и восстанови его: 7, 4, 1, 5, 2, 8.(Учитель предлагает ученику закрыть глаза, меняет порядок табличек с цифрами и предлагает восстановить прежний порядок);
[Повтори предложение], не изменяй порядок слов: [Дети купили большой, полосатый, красный, сладкий арбуз];
2. При развитии объема памяти предлагались следующие упражнения и восприятие речи на слух в связи с ними:
[Запомни слова и узнай их] среди других: [списать, написать, выписать, записать, расписать, дописать].
Затем дается табличка, где эти слова включены в беспорядке среди других: нарисовать, списать, срисовать, записать, разрисовать, вписать, зарисовать, дописать, выписать, дорисовать.
Для развития длительности запоминания можно использовать стихотворения, ранее выученные наизусть, загадки, пословицы. Учитель читает за экраном начало, а ученик продолжает по памяти эти строчки.
При работе по восприятию речи в связи с развитием памяти можно использовать следующие упражнения.
Ученику предлагаются палочки, геометрические фигуры, спички и образец объекта, сделанного из этого материала учителем: дом, многоугольник и др. Образец убирается. На слух дается задание: Запомни. Сделай как у меня. Сделай так же. Повтори как было.
2. Предъявляются пары слов слухо-зрительно: тапки - шапка, дождь - туча, ложка - кошка, мышка - мишка, стол - скатерть. Затем на слух дается задание: [Послушай. Запомни]. Я буду называть первое слово, а ты назови второе.
3. Дается картинка, разрезанная на несколько частей. Предлагается ее собрать, а затем нарисовать по памяти. При этом даются следующие задания на слух: собери картинку, что изображено на картинке, какого цвета рисунок?
4. Ученику предлагаются для слухо-зрительного восприятия рифмованные строки.
Воробей живет под крышей, В теплой норке - домик мыши, У лягушки дом - в пруду, Домик пеночки - в саду. Эй, цыпленок, где твой дом? - Он у мамы под крылом.
Затем стихотворение убирается, остаются только словосочетания и слова: под крышей, домик мыши, в пруду, в саду, под крылом. Они располагаются в беспорядке. На слух дается задание: Я буду читать начало предложения, а ты подбирай конец.
Учитель – дефектолог за экраном читает:
- Воробей живет...
Ученик слушает и подбирает соответствующий конец строчки.
Наиболее сложный познавательный процесс - мышление. Отличительной особенностью мышления является его связь с речью. Мышление и речь находятся в единстве, т.е. мышление без языка невозможно, так же как речь неотделима от мышления. Речь у детей с нарушенным слухом не развита, они овладевают ею в процессе обучения. Существует несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Они сопровождают человека всю его жизнь и связаны с речью. Детей с нарушением слуха нужно обучать всем видам мышления. Эта задача всего образовательного процесса. Индивидуальные занятия по РСВ и ФП - составная часть этого процесса. Поэтому в авторской программе по РСВ предусмотрены упражнения по решению невербальных мыслительных задач, приемам мыслительной деятельности с помощью операций анализа и синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения и т.д.
С этой целью проводятся упражнения по решению невербальных мыслительных задач. Ученику предлагается выбрать прямоугольник, круг, треугольник, квадрат среди других похожих объектов - колесо, обруч, дверь, окно квадратной, треугольной формы,- изображенных на картинках. При этом сначала предлагается часть задания на слух: [Выбери] круг (треугольник, прямоугольник), затем: [Выбери круг] (квадрат, прямоугольник), а позднее: [Выбери геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник].
Постепенно можно переходить к нахождению предметов из окружающей действительности, похожих на геометрические фигуры. Позднее выбрать домашних и диких животных, зимующих и перелетных птиц среди других изображений животных. Все эти упражнения связаны с содержанием того материала, который изучается в классе на уроках математики, ознакомления с окружающим миром, природоведения, развития речи.
Перечисленные и описанные приемы работы по развитию слухового восприятия на материале развития мыслительных операций и словесно-логического мышления являются только средством для развития слухового восприятия речи.
Применение компьютерных программ в развитии слухового восприятия
Проблема, связанная с применением компьютеров в обучении, не является новой. Вопрос обучения неслышащих детей с помощью компьютера привлекает внимание практиков и ученых различных специальностей. Существуют различные точки зрения на роль компьютеров в обучении. Одни рассматривают компьютер как игру, другие - как средство обучения. Коллектив авторов, руководимых В. В. Александровым (1989), рассматривает компьютер как обучающее устройство, помогающее думать и играть. М. Б. Игнатьев с авторами (1988) считает, что приход компьютеров в школу позволил не только улучшить процесс обучения, но и сделать занятия более интересными. С. Пейпер (1989) рассматривает компьютер как средство коллективного развития детей. Компьютер, используемый в ходе индивидуальных занятий по РСВ и ФП, совмещает все эти роли и позволяет детям с нарушением слуха успешно усваивать знания в различных областях.
Развитие слухового восприятия тесно связано с формированием произносительной стороны речи, т. к. это две стороны одного процесса. Существующие специальные компьютерные программы направлены, как правило, на формирование произношения у неслышащих учащихся. При овладении звуками речи с помощью компьютерных программ неслышащие дети воспринимают их слухо - зрительно и контролируют свое произношение тоже слухо - зрительно. Таким образом, компьютерные программы по формированию произношения предназначены для восприятия речи и ее продуцирования на слухо - зрительной основе, где слуховому восприятию принадлежит важная роль восприятия эталонного произношения звука учителем и оценки собственного произношения. Значит, при работе с компьютерной программой по формированию произношения возникают слуховые образы звуков, речи, слов, предложений, накапливается слуховой словарь, развивается слуховое восприятие речи.
В работе с неслышащими детьми, используя специальные и общедидактические программы, направленные РСВ и ФП, решаются следующие задачи: практическое использование программ в процессе формирования произношения и РСВ у детей с нарушенным слухом; подбор и обработка речевого материала в ходе работы с компьютером; подбор компьютерного материала для достижения максимальной эффективности в работе над произношением и РСВ; адаптация общедидактических программ для РСВ и формирования произношения.
В процессе работы над РСВ и ФП используются программы «Учимся говорить», «Речевой калейдоскоп», где выделяется четыре группы модулей:
I группа - для работы над дыханием и голосом;
II группа - для работы над звуками речи;
группа - для работы над словесным и логическим ударениями и выразительностью речи;
группа - для работы по развитию слухового восприятия и самоконтроля за собственной речью.
Эти программы позволяют широко использовать различные анализаторы (кинестезический, зрительный, слуховой) и их сочетания.
Компьютерные программы по произношению имеют целью формирование произношения неслышащих учащихся, поэтому они обращены к кинестезическому анализатору каждого ребенка, предусматривают индивидуальную работу над произношением. Именно от действия каждого ученика, его произношения зависит, как будут двигаться фигурки на экране, будут ли они достигать цели. В процессе работы с компьютером ребенок учится воспроизводить те звуки речи (слова, слоги, фразы), которые заданы программой.
Компьютерные программы предусматривают использование слухового анализатора, есть возможность подключения головных телефонов. Ученик может прослушать не только речь учителя, но и свою собственную в момент произношения. Компьютерная программа в целом и данный модуль в частности позволяют работать над формированием контроля за речью учителя и самоконтролем за собственной речью.
Компьютерные программы обращены к зрительному анализатору. Поэтому каждый модуль программы имеет свое цветовое оформление, на экране движутся фигурки людей, животных, сказочных персонажей и т. д. Все это вызывает живой интерес у ребенка. Фигурки животных, людей - это старые знакомые из детских сказок, литературы, жизни. Они узнаваемы, ожили и предстали перед детьми в новом виде, выполняют новые задачи. Дети не только их знают, но и оперируют ими, произнося звуки речи (слова, слоги): мальчик собирает животных в клетки (модуль «Лабиринт»), Знайка собирает слово из букв (модуль «Собери слово»).
В ходе работы с компьютерной программой никогда не используется один анализатор. Любой модуль требует участия, как правило, двух - четырех анализаторов: зрительного, слухового, кинестезического. Например, речевой материал, введенный в память компьютера в виде звуков, слогов, слов, фраз, текста. При необходимости этот материал вызывается из памяти и высвечивается на экране. Сочетание анализаторов в процессе формирования произношения с использованием компьютерной программы способствует успешному овладению произносительной стороны речи.
Компьютерные программы способствуют когнитивному развитию детей.
Таким образом, компьютерные программы содействуют не только формированию произносительных навыков РСВ и ФП, но и развитию мыслительной деятельности.
В ходе обучения детей произношению компьютерная программа выполняет ряд функций: сообщение новых знаний (постановка звука и его восприятие и т.д.); закрепление знаний (автоматизация звуков речи, произношение, восприятие этого звука и речи с наличием этого звука); самостоятельная работа над звуками речи, произношением и восприятием речи.
При автоматизации звуков речи тоже можно использовать несколько модулей. Во многих разделах программ есть модули, предназначенные для самостоятельной работы. Они имеют больше видов контроля в виде очков, таймеров, слуховой и вербальной оценки действий учащихся. Для программ характерны различные виды оценки деятельности обучающихся, которыми снабжены упражнения, предназначенные для самостоятельной работы. Оценка деятельности ученика выражается в различной форме: визуальной - в виде очков, таймера с обозначением секунд, звездочек, рисунка конфеты, заштриховывающейся ленты времени. Содержание картинки позволяет судить о правильности выполнения упражнения; вербальной; слуховой - в виде музыкального подарка (звучание музыкальной фразы), сочетающего с каким-либо рисунком (контур звезды, нарисованной пунктирными линиями различных цветов).
Подобная система оценки деятельности ведет к осознанности своих действий, позволяет оценить промежуточный результат. Для получения положительного эффекта от выполнения действия неслышащий ученик быстрее овладевает алгоритмом упражнения.
Работая с компьютерной программой по произношению и РСВ, необходимо правильно подобрать компьютерный материал, чтобы с его помощью добиться наибольшего эффекта в произношении ребенка и восприятии речи. Для этого важно использовать различные варианты компоновки модулей: следовать существующему порядку, сохраняя последовательность модулей, заданных программой; произвольно менять порядок модулей; менять порядок модулей в зависимости от усвоения материала ребенком; определять порядок применения модулей в зависимости от темы, цели и задач занятия.
Наиболее продуктивным является использование не одного какого-либо варианта, а их сочетания, исходя из темы, программы, состояния произношения учащихся с нарушением слуха дефектного звука, уровня овладения ребенком данным звуком и возможности восприятия речи.
При проведении подготовительных упражнений для работы над дыханием и голосом используются модули, дающие возможность контролировать наличие или отсутствие звука, позволяющие обрабатывать плавный и экономный, сильный и длительный выдох, изменяя долготу и краткость произношения в сочетании с восприятием и произношением гласных, звонких фрикативных согласных. Модули позволяют работать над постановкой, коррекцией, закреплением и автоматизацией звука. Это основная часть занятия, самая насыщенная по содержанию и продолжительная по времени. По мере восприятия и усвоения звука следует переходить к его произношению в сочетании с гласным (согласным) в прямом, обратном и других положениях. Звук включается в слово, фразу, небольшой текст. При подборе речевого материала рекомендуется исходить из видов речевой деятельности по самостоятельности высказывания (подражание, чтение, заученная речь, самостоятельная речь).
В упражнениях для работы над видами ударений и выразительностью речи используются модули «Звонкость звука», «Ударение», «Интонация». Модули «Сила звука», «Громкость звука» применимы для работы над просодическими элементами речи. Этим упражнениям следует отводить больше или меньше времени, исходя из темы и задачи. Работая с названными компьютерными программами, на каждом занятии следует уделять внимание ударению и выразительности речи.
В упражнениях, направленных на развитие слухового восприятия, развитие фонематического слуха и формирование слухового контроля и самоконтроля за речью, применимы почти все модули названных программ, но особое значение имеет модуль «Речевой ввод-вывод». Этот модуль пригоден для различения, опознавания и восприятия речи на слух.
Организация компьютерного материала занимает важное место в восприятии речи на слух и формировании произношения детей с нарушением слуха.
Работа с компьютерными программами по произношению вызывает интерес у учащихся, способствует осознанному освоению программного материала и формирует элементы контроля и самоконтроля за речью, развивает слуховое восприятие речи.
В процессе работы над произношением у учащихся повышается не только интерес, но и работоспособность, желание помочь товарищу, у которого это не получается. Важное место принадлежит слуховому контролю учителя за произношением учащихся. Даже при наличии компьютера роль учителя невозможно проигнорировать. От учителя зависит организация компьютерного материала, компоновка модулей, их вариативность согласно теме, целям, задачам и индивидуальным особенностям ученика. Несмотря на имеющийся речевой материал в компьютерной программе, именно учитель может подобрать, дополнить в соответствии с целями, темой нужный материал, вписать его в компьютерную память и извлечь его в случае надобности.
Таким образом, несмотря на применение компьютера в работе над произношением, учитель по-прежнему остается важной и нужной фигурой и его роль не уменьшается, а усиливается в процессе овладения произносительной стороной речи.
Следует отметить, что использование компьютера при формировании произношения у детей с нарушенным слухом позволило повысить интенсивность занятия, увеличить объем речевого материала, который ученик успешно продуцирует, повысилась эффективность работы над произношением, появился стимул у учащихся к этому виду занятий, к самостоятельной работе над произношением, начали формироваться элементы самоконтроля за речью у учащихся даже начальных классов, возрос интерес к работе по РСВ и формированию произношения и, наконец, появилась возможность методического осмысления места и роли компьютера при овладении произношением.