kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание работы тьютора в образовательной организации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ.»

Современное общество – общество информации, преобразований и перемен; общество, в котором для человека открывается огромное количество возможностей для поиска своего дела, своего уникального пути и собственной формулы счастья и благополучия. Сегодня одной из приоритетных целей социальной политики России выступает модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Это, в свою очередь, определяет изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня образование ребенка с ОВЗ направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, в рамках которой реализуется ключевая идея по созданию специальных образовательных условий. Согласно ст. 79, п. 3 закона «Об образовании в Российской Федерации» среди специальных условий – предоставление услуг тьютора или ассистента (помощника).

Почему эта тема стала особо актуальна в наше время?

Общедоступность, равные права и возможности на получение образования для всех детей

  • Увеличение количества детей с нарушениями в развитии

  • Возможность выбирать форму получения образования

  • Необходимость в создании специальных образовательных условий для детей с ОВЗ

В настоящее время в России должность «тьютор» закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования приказами Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 № 216-н и 217-н, зарегистрированных в Минюсте РФ от 22.05.2008 № 11731 и 11725 соответственно.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761-н, зарегистрированном в Минюсте РФ от 06.10.2010 № 18638, специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования», где определены требования к квалификации тьютора: высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы педагогической работы не менее 2 лет.

На основании вышеуказанных документов, а также в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593, Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Минтруда и соцзащиты РФ от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», в нем деятельность тьютора описана как «педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов и проектов»

Приказ Минобрнауки от 30 августа 2013 г. №1015 ( в редакции от 17.07.2015)

П.32. При организации образовательной деятельности по АООП создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по 1 штатной единице

*учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог) на каждые 6-12 учащихся с овз.

*учитель-логопед на 6-12 учащихся с овз

*педагога-психолога на 20 уч-ся с овз

*тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с овз.




Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал при условии грамотно начатого и адекватно организованного обучения и воспитания, для этого мы в своей работе используем Примерные Адаптированные основные образовательные программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.

Для успешного сопровождения тьютору необходима различная документация. Мы предлагаем ознакомиться с основным её перечнем, но конкретное учреждение может вырабатывать свой обязательный и рекомендательный перечень документации. 



Я уделяю особое внимание дневнику – это форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.



Виды дневников:

  1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения подопечного с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни подопечного. Помимо особенностей поведения ребенка тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; эмоциональные реакции на ту или иную ситуацию.

Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

2.Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».

Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения. Нередко чтение записей тьютора бывает очень полезным для родителей, так как позволяет им прийти к осознанию того, что их ребенок успешен в деятельности и может вести активную жизнь без их участия.



Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы.

Раскрывая специфику специальности «тьютор», представим ряд ключевых понятий: «тьютор», «тьюторское сопровождение»,«тьюторская деятельность».

Тьютор - tutor в переводе с английского — педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor — заботиться, оберегать) связана с понятиями — "защитник", "покровитель", "страж".

Тьюторство- это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе.

Тьюторское сопровождение- это организация образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.

Профессия тьютор была официально закреплена в Российском образовании в 2008 году, её происхождение связывают с девятисотлетней историей, взявшей начало в Великобритании. Сегодня тьюторство является особой педагогической позицией, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ, обучающихся и сопровождает процесс индивидуального образования в образовательной организации. Отметим, что тьютор не является «транслятором» знаний, не занимается организацией учебного процесса. Основные задачи тьютора – выявить и «продвинуть» интерес обучающегося (тьюторанта), создать ту избыточную среду, где бы появились дополнительные ресурсы для создания и реализации индивидуальной образовательной программы. Резюмируя изложенное выше, можно заметить, что тьютор – специалист, наделенный целым рядом функциональных обязанностей. Относя тьютора к типу профессии «человек – человек», важно понимать, что взаимодействие и процесс общения тьютора не связаны только лишь с подопечным (тьюторантом), когда выявляются интересы, организуется процесс обратной связи и т.п. Значительная часть рабочего времени уходит именно на координацию деятельности разных субъектов образования (родителей, педагогов, воспитателей и др.), которые могут стать ресурсом в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы конкретного ребёнка.

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.



1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.



2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

Тьютор как специалист, организующий деятельность по сопровождению, всегда ориентирован на субъектность ребенка и его право самостоятельно совершать выбор и нести ответственность за него. Сопровождая («следуя рядом вместе с кем-либо в качестве спутника»), тьютор движется вместе с изменяющейся личностью, разрабатывающей и реализующей свою персональную индивидуальную образовательную программу, при этом оказывая необходимую помощь и поддержку. Таким образом, по мнению Т.М. Ковалёвой, целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, само актуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности.

Среди основных функций тьюторского сопровождения исследователи выделяют:



информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов образовательной деятельности, разработки и реализации ИОП;



развивающую диагностику образовательных потребностей, возможностей и перспектив тьюторанта;



содействие в антропологическом развитии тьюторанта с целью успешной реализации ИОП; тьюторскую навигацию и консультирование по проблемам образования, разработки и реализации ИОП;



организацию рефлексии; тренинги самоуправления



  • само регуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности обучающегося.



Деятельность тьютор в рамках сопровождения особого ребенка – это всегда работа в междисциплинарной команде.

Что отличает междисциплинарную команду:



общие ценностные ориентиры в профессиональной деятельности и в вопросе о включении детей с ОВЗ в среду школы в частности;



профессиональная и личностная поддержка друг друга;



единый философский и методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса;



взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;

единый профессиональный язык;

достоверная информация о продвижении ребенка, динамике его развития, представляемая специалистами и учителями друг другу, активная позиция в формировании запроса;

скоординированность и четкая организация действий как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях;

привлечение дополнительных методических, материальных и других ресурсов;



участие в широком профессиональном сообществе. Тьютор становится связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.



Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего положения Министерства образования (Приказ №27/901-6 от 27.03.2000). Это возможность различных специалистов активно взаимодействовать друг с другом. На консилиуме, если такая практика существует в УО, формируются для тьютора цели и задачи в работе с ребенком, с опорой на, выявленные в ходе диагностики, дефициты и ресурсы. Далее именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику, заявляет о возникших проблемах; – принимает участие в разработке образовательного маршрута для ребенка, в решении вопросов, связанных с жизнедеятельностью ребенка в школе;

Тьютор и учитель (обсуждает) –цели и задачи своей работы

-каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке ( Ребенок-учитель-тьютор)

-особенности характера и поведенческих проявлений ребенка

-единство тробований

Что касается работы по взаимодействию с другими специалистами школы (медики, психолог,логопед) то тьютор:

-вносит предложения по работе с тьюторантом

-помогает в составлении индивидуальных маршрутов

-осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для ребенка, помощь ему в ориентировании в задании и т.д.)



Важно отметить, что тьютор (ассистент учителя, применительно конкретно для нашего учреждения) специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов.



Основная задача тьютора – помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в образовательной среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.

Известно, что для нормальной полноценной жизни ребенка в школе важны не только учебные навыки, но и его возможность взаимодействовать с другими детьми, коммуникативные умения и такие качества личности, как отзывчивость, чуткость, доброта, внимание к эмоциональному состоянию другого ребенка. Постановка задач и планирование работы учителя и тьютора основываются на данных о состоянии коммуникативных навыков и потребности в общении особого ребенка, а также на данных об отношении к нему детей и взаимоотношениях в классе.

Основными задачами тьютора в этом направлении при сопровождении ребенка с ОВЗ будут: 1.Помощь в инициации и построении контактов с другими детьми, с учителями и другими специалистами; 2.Развитие коммуникативных навыков и возможностей, формирование направленности на других детей; 3.помощь в формировании психологического климата класса, доброжелательных, дружеских взаимоотношений между детьми и адекватных форм их коммуникации.

Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

Основные направления работы с родителями:

. установление контакта с родителями вновь прибывших детей,

объяснение задач, составление плана совместной работы;

. формирование у родителей адекватного отношения к своему

ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

. оказание родителям эмоциональной поддержки;

. содействие родителям в получении информации об особенностях

развития ребенка, прогноза развития;

. формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

. проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является

длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.

Остановимся более конкретно на классе «особый ребенок» ГКОУ РО ДШИ.

Он был открыт в 2016 году, в классе на данный момент дети с различными заболеваниями (умеренная умственная отсталость, синдром дауна, аутизм).

Благодаря совместной работе опытных специалистов учащиеся достигли определенных положительных результатов. И эта динамика прослеживается каждый день. Дети постепенно приняли активное участие в школьных мероприятиях и жизни школы наравне с детьми с легкой умственной отсталостью (различные праздники, спортивные эстафеты соревновательного характера, театрализованные постановки). Нельзя не заметить, что родители занимают активную позицию в жизни школы и класса «особый ребенок», с удовольствием и интересом принимают участие в школьных мероприятиях.

Участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

В каждом виде отношений роль тьютора по сути, сводится к одному и тому же:

  • инициация правильной активности подопечного;

  • поддержание этой активности;

постепенный выход из посреднической роли тьютора, то есть предоставление максимальной самостоятельности ребенку с особенностями развития.


*******







































Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов.

Консилиум образовательного учреждения - это возможность различных

специалистов активно взаимодействовать друг с другом. На консилиуме,

если такая практика существует в УО, формируются для тьютора цели и

задачи в работе с ребенком, с опорой на, выявленные в ходе диагностики, дефициты и ресурсы. Далее именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику.


5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей

в процесс обучения. Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

Основные направления работы с родителями:

. установление контакта с родителями вновь прибывших детей,

объяснение задач, составление плана совместной работы;

. формирование у родителей адекватного отношения к своему

ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

. оказание родителям эмоциональной поддержки;

. содействие родителям в получении информации об особенностях

развития ребенка, прогноза развития;

. формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

. проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является

длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.


6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

3. Ведение документации

Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им следующей

документации:

. Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.

. Дневник наблюдений за ребенком.

Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.

Виды дневников:

1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления

поведения подопечного с целью отслеживания динамики учебной и

социальной жизни подопечного. Помимо особенностей поведения ребенка тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; эмоциональные реакции на ту или иную ситуацию.

Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок

включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей

психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна

вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».

3. Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе и

успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут

максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения. Нередко чтение записей тьютора

бывает очень полезным для родителей, так как позволяет им прийти к

осознанию того, что их ребенок успешен в деятельности и может вести

активную жизнь без их участия.



Тьютор всегда участник команды. Командный подход, сотрудничество всех

участников образовательного процесса, в том числе и родителей, профессионализация сопровождения – важнейшие компоненты успеха этого сопровождения.

Роли тьютора в команде Учитель инклюзивного класса - Тьютор

Тьютор – персональный сопровождающий ученика с ОВЗ

Тьютор – помощник учителя

Тьютор – второй учитель в классе

Взаимодействовать с коллегами тьютор активно может и в рамках

школьного ПМП консилиума. На консилиуме выявляются проблемы ребенка,

формируется индивидуальный маршрут развития, решаются проблемы

ребенка, возникающие в учебной деятельности или общении, отслеживается

динамика.

Тьютор в рамках школьного консилиума информирует его участников о

ходе работы с ребенком, заявляет о возникших проблемах, принимает участие в разработке индивидуального образовательного маршрута для ребенка, в решении вопросов его жизнедеятельности в школе, ведет записи и по ним отслеживает положительную динамику (успехи).

Тьютор совместно с учителем осуществляет работу по адаптации учебной программы для ребенка и помогает в изготовлении наглядных пособий.

Тьютор совместно с психологом, социальным педагогом, дефектологом

помогает выявлять возникшие проблемы в школьной жизни подопечного и

выполняет рекомендации специалистов по решению проблем.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ.

Автор: Божко Юлия Николаевна

Дата: 20.05.2019

Номер свидетельства: 511354

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тьюторское сопровождение инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(53) "tiutorskoiesoprovozhdieniieinkliuzivnoghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "271412"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451490758"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(43) "t_iutorskoie_soprovozhdieniie_dietiei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "344078"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474026023"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада"
    ["seo_title"] => string(80) "tiutorskoe_soprovozhdenie_detei_s_ogranichennymi_vozmozhnostiami_zdorovia_v_uslo"
    ["file_id"] => string(6) "544693"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1585593395"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Этапы тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(47) "etapy_tiutorskogo_soprovozhdeniia_rebenka_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "555528"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1597045879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства