Просмотр содержимого документа
«Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада»
Тьюторское сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях детского сада
Засеева Фатима Валерьевна
тьютор ГБДОУ Детский сад «Солнышко»
г. Владикавказ
Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности тьюторское сопровождение.
Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья- этодети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию [4].
Особое значение в осуществлении данного педагогического процесса приобретает деятельность тьютора.
Тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [5] основными направлениями работы тьютора в ДОУ являются:
- сопровождение ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств);
- подготовка условий для образования особого ребёнка в конкретной системе образовательного учреждения;
- занятия с ребёнком по преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций;
- построение партнерских отношений с семьей ребенка и его педагогами;
- правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.
В исследованиях Е.О. Горбик [2], Т.М. Ковалевой [3] дается определение понятию «тьюторское сопровождение», раскрываются его цель и задачи.
Тьюторское сопровождении, с их точки зрения, - это движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости оказание помощи и поддержки. В свою очередь, цель тьюторского сопровождения заключается в полноценной реализации образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, само актуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. В соответствии с поставленной целью выделяются такие задачи, как оказание своевременной помощи и поддержки личности в образовании; обучение ее умению самостоятельно преодолевать трудности образовательного процесса; формирование ответственного отношения к своему становлению.
Т.М. Ковалева подчеркивает, что тьюторское сопровождение на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый из этапов тьюторского сопровождения имеет свою специфику, которая отражается в содержании деятельности тьюторанта и в соответствующих способах работы тьютора [3].
Диагностико-мотивациоиный этап направлен на выявление и фиксацию познавательного интереса тьюторанта, на развитие и стимулирование мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.
Деятельность тьютора на данном этапе осуществляется на основе диагностических результатов. Диагностика проводится с целью анализа и оценки тех факторов, которые определят организационную и содержательную направленность программы индивидуального сопровождения.
На первом этапе тьютор изучает результаты диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом.
Получив основные сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе важно заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.
Проектировочный этап служит для организации сбора и анализа информации относительно зафиксированного познавательного интереса.
Роль тьютора на данном этапе – путеводитель в образовательном пространстве всех возможностей ребенка. Главное для него – научить человека использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы.
На данном этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в разнообразные ситуации.
Помочь преодолеть проблемы связанные с адаптацией к детскому саду или минимизировать последствия может помочь использование тьюторских технологий. Как отмечает Г.В. Ганьшина и Г.В. Лунина, тьютор разрабатывает и реализует индивидуальную программу социализации ребенка. «Он должен выстроить образовательный процесс, учитывая персональные особенности ребенка, имеющийся у него потенциал, чтобы появилась возможность для усвоения программы каждым малышом. Тьюторство не только помогает детям овладеть программой, но и создает условия для обучения ребенка в соответствии с его возможностями, не нарушая процесс развития остальных детей» [1].
Сроки адаптации детей в детском саду зависят от особенностей развития ребенка, от сложности нарушения и многих других причин. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом, ЗПР органического происхождения, детей с синдромом Дауна могут составлять от года до 1,5 лет. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения с раннего возраста.
На этапе адаптации тьютор ставит основные задачи:
- создание комфортной обстановки и специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;
- развитие навыков самообслуживания;
- адекватное восприятие детского коллектива;
- развитие умения сотрудничать с детьми и взрослыми (на начальном этапе это следующие умения: что-то попросить, попроситься в туалет, спокойно засыпать, не мешая детям и т. п.).
Необходимо поставить такие задачи, которые учитывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и устанавливают позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию.
Помощь должна быть разумно дозирована, носить адресующий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.
На реализационном этапе тьюторант осуществляет реальный поиск и затем представляет полученные им результаты этого поиска. На этом же этапе тьютор совместно с подопечным определяют перспективы работы с познавательным интересом. Составляется адаптированная образовательная программа (АОП) и ИМС (индивидуальный маршрут сопровождения) ребенка с ОВЗ.
На последнем, аналитическом, этапе проводится тьюторская консультация, анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Осуществляется предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Аналитический этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых результатов.
В целом, процесс развития ребенка с ОВЗ должен достигать следующих целей:
Воспитательная цель – адаптировать и социализировать ребенка с ОВЗ к новым для него нормам и правилам, к детскому коллективу.
Образовательная цель – то, чему мы можем научить ребенка в процессе дошкольного образования, опираясь на возможности ребенка, учитывая его диагноз.
Коррекционная цель определяет, какие методы и приемы использовать в процессе развития и обучения ребенка с ОВЗ.
Таким образом, тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.
Литература:
Ганьшина Г.В., Лунина Г.В. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. - С. 27-35.
Горбик Е.О. Значение тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях // Специальное образование. – 2016. – Т. 1. – №. XII. – С. 111-113.
Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации», М., Образовательный центр «Участие», 2017. – 157 с.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» / Под ред. Д.И. Фельдштейн, Р.Н. Бунеев. М.ООО «Баласс», 2015. - С.436-442.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. Электрон. дан. – Режим доступа: base.garant.ru (дата обращения: 29.03.2020).