Просмотр содержимого документа
«Тема самообразования «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями"»
Тема самообразования: «Развитие
познавательных процессов на уроках у детей с ИН условиях ФГОС»
Пояснительная записка
Профессиональная деятельность педагога обучения детей с ОВЗ, детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной. Самообразование педагога проходит через всю педагогическую деятельность.
Тема самообразования:«Развитие познавательных процессов у детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС».
Цель: развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими
развитие жизненных компетенций и успешной социализации с учетом их особых
образовательных потребностей.
Задачи:
1. Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогике и
психологии через участие в методических семинарах, вебинарах;
2. Продолжать освоение деятельностного и дифференцированного подходов,
осуществление которых предполагает: признание обучения как процесса
организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием
образования;
3. Работать над совершенствованием условий образовательного процесса, в
первую очередь, учебной деятельности обучающихся с умственной отсталостью;
4. Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе
их социального и эмоционального благополучия;
5. Составлять индивидуальные комплексные программы развития ребенка.
6.Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной деятельности учащихся в соответствии с выбранным направлением.
7. Активизировать участие обучающихся в различных конкурсах, фестивалях,
олимпиадах.
Вопросы изучения:
сущность понятия «познавательная активность» и условия успешного внедрения на уроках для детей с ОВЗ;
изучение психолого-педагогической литературы;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
изучение педагогического опыта коллег;
работа с электронно-образовательными интернет-ресурсами
Ожидаемые результаты:
повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального
мастерства и компетентности в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ;
доклады, выступления на заседаниях МО, педсоветах, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;
продвижение персонального сайта - портфолио в сети Интернет, корректировка
его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности МО, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная),
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Под ред. И.М. Бгажноковой ВЛАДОС, 2010, с.184
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 0-4 классы Изд. «Просвещение» А. К. Аксенова и др.
ФГОС ОВЗ Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва «Просвещение», 2017
ФГОС ОВЗ Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва «Просвещение», 2017 г
Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Сайты в Интернете:
Единое образовательное окно доступа к образовательным ресурсам window.edu.ru, school.edu.ru, festival_1september
Форма отчёта: выступление на заседаниях МО, педсовете.
Срок работы: 2022 - 2027 учебного года.
План работы
Этапы работы
Сроки
Практическая деятельность
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
Определение целей и задач темы.
2022 -2023г
Анализ профессиональных
затруднений.
Определение целей и задач темы.
Составление плана работы по выбранной теме самообразования.
Курсы повышения квалификации учителей.
Подборка и изучение методической и педагогической литературы.
Изучение ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ .
Изучение материала в Интернете.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов
2023-2024г
Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме в Интернете.
Повышение уровня профессиональных знаний с помощью вебинаров
Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.
Корректировка работы
Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы
2024-2025 г
Разработка рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности.
Самоанализ и самооценка своих уроков.
Разработка методических рекомендаций и апробация их на практике.
Внесение необходимых корректив
Подведение итогов.
Оформление результатов работы
2025-2026г
Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.
Выступление на заседании МО по теме самообразование.
Распространение опыта работы
2026-2027г
Создание для распространения учебно-методических материалов, выступления;
Публикации на сайтах «Педсовет» и др.
Обмен опытом, создание банка данных, систематизация накопленного материала, участие в методической выставке и т.п.
Оформление результатов работы
№ п/п
Содержание работы
Направления самообразования
сроки
1
Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей с ОВЗ.
1.1
Изучение ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
2022г
1.2
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2023г
1.3
Нормативные документы ОУ.
Регулярно
2
Аналитическое направление
2.1
Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс.Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии.
Постоянно использую в работе
2.2
Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся.
Регулярно
2.3
Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения.
Регулярно
3
Консультативно-просветительское.
3.1
Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте школы,личном сайте
Регулярно
3.2
Разработка памяток для родителей, по развитию и формированию познавательных процессов, положительной мотивации к обучению у обучающихся.
2024г
4
Организационно-методическая деятельность.
4.1
Участие в интернет конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Регулярно
4.2
Выступление с докладами по теме самообразования
По плану ОУ
4.3
Подготовить обучающихся c ОВЗ к участию в конкурсах творческих работ, олимпиадах, дистанционных викторинах и олимпиадах.
Регулярно
4.4
Создать собственную базу лучших сценариев уроков, занятий, интересных приемов, технологий.
2025-2027г
Методы формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ.
Актуальность темы
Развитие познавательной активности - одна из важнейших задач современного учителя. Особенно актуален этот вопрос для педагога, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, т.к. у них часто отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов,прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность.. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Поэтому учитель должен не только донести важную и полезную информацию до учащегося, но и уметь представить ее так, чтобы это привлекло внимание, заставило задуматься, было доступно для понимания ребенка, имеющего особенности в обучении. С этой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы и программы по всем предметам с учетом возможностей и способностей детей-инвалидов. А повысить результативность обучения позволяют мотивационные составляющие урока, повышение заинтересованности, использование многообразие педагогических приемов и методов, как традиционных, так и нетрадиционных, вовлечение детей с особыми образовательными потребностями в активные виды деятельности.
Для развития мотивационной сферы существует множество приемов. Эти приемы используются в зависимости от возраста ребят, учебного материала, индивидуальных особенностей учащихся. Разнообразные работы активизируют учебную деятельность школьников, воспитывая у них активность, самостоятельность мышления, умение применять знания в процессе обучения. Положительный эффект в обучении дают различные дидактические игры, творческие задания, практические работы, занимательные задачи…
Рекомендации по обучению детей с ОВЗ с учетом их познавательных возможностей.
Я считаю, что большое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
дополнительные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Игры-энергизаторы
Энергизаторы- это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус.Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.
- Игры на деление группы на команды. Прежде чем приступить к той или иной игре, зачастую бывает необходимо предварительно разделить группу на команды.
- Игры для начала занятия. Самый простой способ создать непринужденную атмосферу - это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст заряд энергии педагогу и всей группе. Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания и ощущения безопасности. Игры-приветствия используются в начале занятия для поднятия настроения и активизации группы. Особенно эффективны они на первых занятиях для раскрепощения и снятия напряжения, когда участники еще плохо знакомы друг с другом. Важно и то, как будет закончено занятие. Оставить хорошее впечатление от всего занятия помогают и игры-прощания, дающие заряд отличного настроения.
- Игры на знакомство. Эти игры направлены на знакомство участников группы между собой, запоминание имен, снятие напряжения в группе, вызванное присутствием большого количества незнакомых людей, а также на подготовку участников к дальнейшей совместной работе. Игры для активизации группы.
- Игры на концентрацию внимания.
- Игры на снятие напряжения. Эти упражнения целесообразно проводить, если группа слишком напряжена или возбуждена. А также после занятий или упражнений, требующих большого эмоционального напряжения.
- Релаксации. Включается инструментальная, спокойная, возможно, «природная» музыка. Ведущий дает участникам инструкции: «Сядьте удобно. Расслабьтесь. Если вы чувствуете, что какая-то часть тела напряжена или «зажата», напрягите эту область как можно сильнее, подержите 5 секунд и расслабьте.
- Игры на сплочение группы. В этом разделе приведены примеры игр, не несущих информационной нагрузки, но помогающих сплотить группу и развить командное и межличностное взаимодействие.
Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. «Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Для решения проблемы развития познавательной деятельности детей с ОВЗ актуальным становится использование в коррекционно-развивающей работе нетрадиционных форм развития детей с ОВЗ.
В ходе изучения разнообразных нетрадиционных форм работы с «особыми» детьми, предпочтение, на мой взгляд, следует отдать методам арт-терапии. Эти методы оказывает творческое действие, позволяющее ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисунок или коллаж для этих детей является не искусством, а речью. Им легче невербально выразить как внутренние свои чувства, так и события, нежели объяснять их словами.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ.
Методическое обеспечение
Книги
1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной
(коррекционной) школе : учебник для ВУЗов / А. К. Аксенова. - М. :
ВЛАДОС, 2002. - 320 с. - (Коррекционная педагогика).
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник
для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева [и др.]. - М. :
Академия, 2001. - 248 с. - (Педагогическое образование).
3. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика : психологопедагогическая
коррекция отклонений в развитии и поведении
школьников : учебное пособие / С. Ю. Бородулина. - Ростов-на-Дону :
Феникс, 2004. - 352 с. - (Учебники, учебные пособия).
4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. - СПб. :
Лань, 2003. - 656 с.
5. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие
/ А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина.
- 3-е изд., перераб. - М. : Академия, 2004. - 272 с. - (Высшее
профессиональное образование. Педагогические специальности).
6. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании :
учебное пособие / А. А. Дмитриев. - М. : Академия, 2002. - 176 с. -
(Высшее образование).
7. Карпунина, О. И. Специальная педагогика в опорных схемах :
учебное пособие / О. И. Карпунина, Н. В. Рябова. - М. : НЦ ЭНАС, 2002. -
(Коррекционная школа).
8. Коррекционная педагогика : учебное пособие. / И. А. Зайцев [и
др.] ; под ред. В. С. Кукушина. - Ростов-на-Дону : МарТ,
9. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике :
учебное пособие. / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
10. Специальная педагогика : учебное пособие / Л. И. Аксенова [и др.] ;
под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2000. - 400 с. - (Высшее
образование).
11. Шамарина, Е. В. Основы специальной педагогики и психологии :
учебное пособие / Е. В. Шамарина. - М. : Книголюб, 2007. - 248 с. : ил.
Статьи
1. Аслаева, Р. Г. Интегрированное обучение : опыт решения проблемы "кадрового
голода" в Республике Башкортостан / Р. Г. Аслаева // Дефектология. - 2007. - № 6. - С.
78-85. -
(Обсуждаем проблемы интеграции).
2. Боброва, С. В. Работа со слабоуспевающими детьми / С. В. Боброва // Русский язык
в школе. - 2008. - № 5. - С. 3-6. - (Методика и опыт).
3. Буторина, О. Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья / О. Г. Буторина // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С.
40-44.
4. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для
детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н.
Малофеев [и
др.] // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 6-22. - (Федеральная целевая программа
развития
5. Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 21-27. - (Специальная психология: исследования и
практика).
6. Кумарина, Г. Коррекционно-развивающее образование : актуальные проблемы
теории и практики / Галина Кумарина // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 184-
192. - (Школа здоровья).
7. Лаврентьева, Н. Б. Формирование учебного поведения у аутичных
детейдошкольников / Лаврентьева, Н. Б. // Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 52-64. -
(Обучение и воспитание школьников).
8. Малофеев, Н. Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным
ребенком в Российской Федерации / Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Н. А.