Формирование у детей с нарушениями слуха устной речи является одной из основных задач специальной школы для глухих и слабослышащих детей. Это объясняется важной ролью устной речи,которая является способом общения, основой владения языком- инструмента мышления.
К настоящему времени в сурдопедагогике создана целостная система формирования устной речи у глухих детей как одного из важных факторов полноценного развития личности, наиболее полной адаптации в обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья. Формирование устной речи у глухих детей.»
Формирование устной речи у глухих детей.
Формирование у детей с нарушениями слуха устной речи является одной из основных задач специальной школы для глухих и слабослышащих детей. Это объясняется важной ролью устной речи ,которая является способом общения, основой владения языком- инструмента мышления.
К настоящему времени в сурдопедагогике создана целостная система формирования устной речи у глухих детей как одного из важных факторов полноценного развития личности, наиболее полной адаптации в обществе.
Полноценное владение глухими детьми устной речью (лексикой, фонетикой, грамматикой, орфоэпией) предполагает умение слухо-зрительно воспринимать речь собеседника (с помощью слухового аппарата) и говорить достаточно естественно ,внятно, т. е. понятно для окружающих. Значение устной речи для глухих зависит от их общего и речевого развития, уровня владения слухо-зрительным восприятием речи (с помощью слухового аппарата), ее произносительной стороной. Развитие у глухих учащихся навыков слухо-зрительного восприятия речи, внятного, достаточно естественного произношения, обогащение представлений о неречевых звуках окружающего мира, включая музыку, способствуют решению важных задач повышения уровня образования глухих, приобщения к общечеловеческим духовным ценностям, позволяет лучше готовить их к жизни и труду в современном обществе. Достаточно свободное владение устной коммуникацией позволяет более свободно осуществлять выбор учебного заведения для профессионального обучения, включая вузы, способствует успешному трудоустройству, профессиональной карьере и социальной адаптации.
Необходимой предпосылкой восприятия устной речи при нормальном слухе является владение языком, его фонетической системой, лексикой и грамматическим строем. Кроме этого, слушающий должен иметь достаточный круг представлений и понятий, касающихся содержания передаваемого сообщения, обладать необходимым кругозором и жизненным опытом.
У слышащего ребенка исходным и основным видом словесной речи в процессе ее усвоения является устное слово. Развитие устной речи происходит на основе общения ребенка с окружающими в процессе различных видов деятельности. Решающая роль в процессе усвоения устной речи принадлежит развивающейся функции слухового и рече-двигательного анализаторов, которые дают возможность восприятия речи, подражания ей и контроля за собственным произношением.
При глухоте, развитие речи ребенка осуществляется только в процессе специального обучения. Обучение не слышащих детей устной речи базируется на пластичности высшей нервной деятельности, на компенсаторных механизмах, которыми располагает глухой (слухового, зрительного, кожного анализаторов).
В процессе специальной работы по развитию слухового восприятия (при использовании слуховых аппаратов) у глухих детей , развивается способность воспринимать на слух различный речевой материал (слова, словосочетания, фразы, тексты, а также отдельные слоги, слогосочетания и отдельные звуки), а также неречевые звуки окружающего мира, элементы музыки.
С помощью зрительного анализатора глухой ребенок может воспринимать некоторые движения речевых органов говорящего: прежде всего движения губ и нижней челюсти. Возможности зрительного анализатора при восприятии звучащей речи в условиях непосредственного общения весьма ограничены
Наряду с восприятием речи по видимым движениям речевых органов, следует иметь в виду зрительное восприятие фонетических элементов с помощью различных вспомогательных средств — от самых простых пособий до специальных компьютерных программ
С помощью кожного анализатора обеспечивается восприятие ряда явлений, сопровождающих воспроизведение определенных фонетических элементов ( приложив руку к гортани, можно ощутить ее вибрацию при колебании голосовых связок, приложив руку к грудной клетке, можно определить наличие или отсутствие голоса, а также факт произнесения нормальным голосом и фальцетом. Рука на темени поможет глухому ребенку ощутить ее вибрацию при произнесении и при слишком высоком голосе. Вибрацию щек и крыльев носа можно ощутить при произнесении м и н. С помощью кожной чувствительности можно почувствовать также струю выдыхаемого при произнесении воздуха.
Эффективность восприятия фонетической структуры речи значительно повышается при совместном использовании различных анализаторов. Комплексное использование анализаторов особенно важно на первоначальном этапе обучения произношению, В процессе обучения устной речи соединяются в единую систему работа по формированию навыков слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны и обучение учащихся самостоятельному моделированию высказываний .