ФИО: Шманцарь Елена Александровна
Место работы: МАУО «ГИМНАЗИЯ ПРИ ГЛАВЕ МР» Г. СОСНОГОРСК
Должность: учитель начальных классов
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
1 класс
Тема урока: Звуки [р], [р], буква Р
Предметная программа и её автор: УМК «Школа России», авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.
Тип урока: Изучение нового материала
ЦЕЛЬ: познакомиться с согласными звуками: [р]; [р’]; развивать умение давать им характеристику как звукам твёрдым, мягким, звонким; создавать условия для формирования навыка чтения вслух; развивать речь, память и логическое мышление
Личностные результаты: Самопознание, самоопределение: Осознают принадлежность к мировой культуре, культуре г. Сосногорска; учатся адекватно оценивать себя;
Смыслообразование: развитие познавательных интересов и учебных мотивов; осознание причастности к успеху в учебной деятельности;
Нравственно-эстетическая ориентация: усваивают знания основных моральных норм (взаимопомощь, ответственность)
Предметные результаты:
Обучающиеся будут овладевать навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; обучающиеся будут иметь представление о звонких и глухих согласных; Научатся вычленять в речи согласные звуки [р],[р’], проводить фонетический анализ слов; составлять предложения с заданным количеством слов; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами; различать согласные звуки по твёрдости и мягкости, звонкости-глухости, гласные и согласные звуки.
Метапредметные результаты:
УУД: Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке, формулируют и удерживают учебную задачу, составляют план и последовательность своих действий, контролируют себя, сличая с эталоном выполненную работу.
Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; используют общие приёмы решения задач; выделяют и формулируют познавательную цель на разных этапах урока; используют знаково-символические действия
логические – делают выводы в результате совместной работы; сроят логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и их обосновывают
Коммуникативные: задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания, работают в паре, оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста)
ХОД УРОКА:
- Активизация.
С обратной стороны доски 2 ученика распределяют изученные буквы по домикам (гласные и согласные). Учитель настраивает учеников на работу при помощи поговорки:
Упорный труд рождает мастера.
-Кого называют мастером?
- Как надо трудиться, чтобы стать мастером?
-Хотите ли вы стать мастерами?
- Расскажите, как вы будете работать?
- Я предлагаю мастерам построить дом. Если вы покажете хорошие знания, то блок дома будет ровный и красивый, а если есть ошибки, то блок будет непрочный. Посмотрим, какие вы мастера.
2. Основной этап
2.1 Работа со звуками. Дети выделяют звуки [р],[р’], определяют тему урока, ставят учебные задачи.
Учитель обращает внимание класса на домики, которые «заселили» ученики буквами гласными и согласными.
- Проверьте, как справились с работой у доски.
- Прочитайте народную мудрость, какой звук встречается в каждом слове?
Упорный труд рождает мастера.
- Предположите, какой будет тема урока. (Буква Р, звуки [р],[р’])
- Откроем 65 страницу в учебнике. Проверьте своё предположение.
- Что узнаем на этом уроке?
Ученики ставят учебную задачу:
(Нам надо узнать гласные или согласные звуки [р]; [р’]; звонкие или глухие, твёрдые или мягкие)
Создание проблемной ситуации. Учитель говорит:
- Я предполагаю, что звуки [р]; [р’] гласные, когда их произносим, слышно голос, её можно петь. Кто со мой согласен?
Дети опровергают мнение учителя и доказывают свою точку зрения при помощи эксперимента, что [р]; [р’] согласные звуки, Р согласная буква.
(Когда мы произносим эти звуки, кроме голоса есть ещё и преграда. Можно провести эксперимент: позвать гласные А и И, если они стоят за звуками [р]; [р’];, то получаются твёрдые и мягкие слияния. Значит звуки [р]; [р’]; согласные.)
- Как правильно зовут эту букву? (Называют правильно букву - ЭР)
На доске таблички со словами «гласный», «согласный», «звонкий», «глухой», «твёрдый», «мягкий».
Попробуем рассказать о букве Р, использую только нужные слова.
- Вы хорошо справились с заданием, ПЕРВЫЙ БЛОК в доме, который вы строите - крепкий. (Учитель на доске прикрепляет первый блок будущего домика, если были ошибки, то блок с трещинами)
2.2 Используя электронное приложение к учебнику, учитель проводит игру «Прочти твёрдые и мягкие слияния»
- Прочитайте те слияния, где звук [р]; будет твёрдым, а теперь, где мягкий [р’];
- Какие гласные «командуют» мягкими (твёрдыми) согласными?
После выполнения задания появляется ВТОРОЙ БЛОК домика.
2.3 Ученики на слух учатся определять мягкий и твёрдые звук, улавливать отсутствие звуков [р]; [р’],
Физминутка . Учитель читает слова: Розы, берёза, дом, инструмент, дверь, поросёнок, дрель, клумба.
Мягкий звук [р’] – присесть, твердый - встать – руки вверх, если нет звуков – стоим смирно.
Появляется ТРЕТИЙ БЛОК домика.
2.4 Учитель демонстрирует через проектор звуковые схемы и стимулирует учеников к планированию деятельности.
- Какая работа вас ждёт впереди? (Работа со схемами)
- Приготовьте карточки со звуковыми схемами.
- Почему необходимо правильно слышать звуки? (Это поможет грамотно писать)
- Расскажите последовательность работы, как составлять звуковые схемы слов. (Произносим слияние или отдельный звук, поднимаем карточку с нужной схемой, составляем слово, произносим слово по слогам, а потом с ударением)
Используя заготовленные карточки, ученики составляют на партах схемы слов ОРЕХИ, ГЛУХАРЬ.
(На экране появляется символ города – глухарь. Учитель обращает внимание на то, что детьми был выполнен проект: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» и многие отразили в своих работах герб города с изображением глухаря и описали памятник, посвящённый этой птице.)
Проверяют правильность выполненного задания при помощи электронного приложения к учебнику.
Для закрепления материала предлагает работать в паре. Стимулируя сотрудничество пословицей «Где дружба прочна – там хорошо идут дела»
На партах лежат листки с картинками - ведро, собака, робот, брюки, дверь. 1 колонка ищет слово и составляет схему, где звук [р’] мягкий и стоит в конце слова, 2 - в середине слова – мягкий, 3 – в середине слова – твёрдый.
Закончив работу, пара поднимает руки. Проверяют выполненное задание глядя на слайд, сами исправляют ошибки, если они есть.
Если ошибки исправлены, то ЧЕТВЁРТЫЙ БЛОК домика появляется крепким. Если ошибки не исправлены самостоятельно, то блок будет с трещинами.
2.5 Развитие интереса к чтению. Отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Про звуки мы всё узнали. Что необходимо знать про букву Р?
Зачем? (Ученики говорят, что нужно знать в каких частях слова встречается буква, для того чтобы правильно научиться писать соединения. Если стоит в начале слова, значит надо знать, как пишется заглавная буква.)
Работа по учебнику
- К какой сказке и какого автора иллюстрация в учебнике? (Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
На экране портрет А.С. Пушкина.
- Мы носители русского языка, на котором говорил великий русский поэт, знаменитый на весь мир. Изучая русский язык, знакомясь с произведениями классика, мы приобщаемся к великой русской культуре.
- Кто хочет прочесть отрывок сказки А.С. Пушкина
Читают те, кто уже умеет.
-Нужно ли следить всему классу? Для чего? (Если следить за читающим, то мы тоже научимся читать)
Появляется ПЯТЫЙ БЛОК домика.
2.6 Чтение слов с буквой Р. Составление предложений.
- Понравилось ли вам, как читали ваши одноклассники? Что надо делать, чтобы так же научиться читать? (Дети приходят к выводу, что надо тренироваться)
- Для чего нужно уметь читать отдельные слова? (Чтобы научиться читать предложения)
Работа по учебнику, читают слова:
Кактус, ранка
Ира, уколола, рука.
- Какое из этих слов лишнее? (Лишнее слово – уколола, потому что – это действие)
- Составьте предложение из 3 слов. Из 4 слов.
- Прочитаем рассказ в учебнике. Дайте Ире совет. (Поливать цветы надо аккуратно. Не бояться обрабатывать раны йодом)
Появляется ШЕСТОЙ БЛОК домика.
3. Рефлексия.
- Пришло время ставить крышу в доме знаний. Подведём итог, какими мы были мастерами, какой дом мы построили.
- Расскажите о букве, которую изучили. Некоторые блоки оказались с трещинами. Что обязательно нужно повторить, чтобы дом знаний стал прочным? (Ученики самостоятельно определяют то, что необходимо повторить)
- Нарисуйте себя в виде человечка. Если было трудно, то на первой ступеньке, если были небольшие ошибки – на второй, а если всё получилось, то на третьей ступеньке.