kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализации принципа коммуникации на уроках предметно-практического обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Козинец Рита Владимировна,  заместитель директора  по учебной работе, учитель-дефектолог Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната №19 (для глухих детей)

Реализация принципа коммуникации

 на уроках предметно-практического обучения

 в школе для глухих детей.

Материалы данной статьи – результат творческой работы педагогов Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната №19.

Основная цель данных уроков – создать условия для организации речового общения, коррекции  правильного произношения,  расширения активного словаря, развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, привития  желания у глухих учащихся совершениствовать свое произношение.  Во время  проведения уроков реализовывались общие и специальные дидактические принципы, учитывались  психофизические, возрастные  особенности  и возможности глухих учащихся.  Исходя из  психологических основ обучения  детей лишенных слуха, педагоги использовали традиционные и инновационные методы и приемы, адаптируя их к данной нозологии обучающихся. 

Данные конспекты помогут педагогам при подготовке к урокам предметно-практического обучения, как в специальных школах, где обучаются дети с ограниченными возможностями, так и в школах с инклюзивным обучением и станут толчком для дальнейшей творческой, интересной работы педагогического коллектива  школы.

Ключевые слова:  предметно-практическое обучение, принцип коммуникации, сопряженная речь, звукоусиливающая аппаратура, специальное, инклюзивное образование.

 Предметно-практическое обучение (ППО) – один из главных специальных уроков в школе для глухих детей. ППО имеет особую значимость для когнитивного развития:   памяти,  внимания, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений;  формирования коммуникативной, социальной компетентностей глухих младших школьников; для овладения  трудовыми умениями и навыками, решения  многообразных воспитательных задач: работать в коллективе, планировать деятельность, оказывать помощь и поддержку, работать быстро и аккуратно. На уроках ППО используются   как общепедагогические, так и специальные методы  и приемы обучения, отвечающие особым потребностям  глухих учащихся: перцептивные (словесные, наглядные, практические); логические; гностические (репродуктивные, частично-поисковые, проблемно-поисковые, исследовательские).

Дети с нарушением слуха в силу наличия основного дефекта ограничены в условиях и возможностях самостоятельного формирования  речевых  умений и навыков.  Основной принцип, реализуемый на уроках ППО – это принцип коммуникации. Немаловажные условия реализации принципа коммуникации - использование на уроках звукоусиливающей аппаратуры  коллективного либо индивидуального пользования (ЗУА), подача речевого материала  в устной, дактильной или письменной форме, написанной на доске, на табличках, т.е восприятие речи слухо-зрительно-вибрационно. Во время проведения уроков ППО происходит максимальное расширение речевой практики в ходе деятельности, в разных видах общения: использование естественных ситуаций для словесного общения учитель - ученик, ученик - ученик: обращения, побуждения, просьбы, поручения, вопросы; ведение диалога в естественных условиях; обязательное речевое сопровождение выполняемых трудовых операций; ознакомление с новыми понятиями и представлениями.   Использование предметно-практической деятельности, создание детьми реальных предметов и их моделей (благодаря чему деятельность с самого начала оказывается для них понятной и близкой)  меняют характер, содержание и формы проведения урока, способствуют развитию мотивационной стороны деятельности, в том числе, деятельности общения, и ведет к повышению активности, творческой инициативы и сотрудничества.           В процессе предметно-практической деятельности, организованной на коллективных началах, создаются мотивированные условия для реализации потребности глухих в общении.  При этом активно формируется речь учащихся, уточняется значение каждого слова. Немаловажную роль в реализации принципа коммуникации глухих учащихся играет  письменное сопровождение этапов выполнения действий на уроках ППО.  В специальной методике выделяют основные виды речевой деятельности, направленные на развитие описательно-повествовательной речи –  отчет о выполненной работе, заявка, пооперационный план работы над изделием, записка, инструкция для выполнения работы. Эти виды речевой деятельности способствуют развитию связной речи глухих детей: составленный план, раскрывающий замысел ребенка, содержит в себе информацию, в какой последовательности предстоит выполнить работу; написанная заявка, обеспечит нужными инструментами и материалами для изготовления чего-либо, иначе изготовление  будет затруднено или  невозможно; отчет о проделанной работе в устной и письменной форме. При овладении разными по функциональному значению действиями дети сталкиваются с необходимостью правильно формулировать инструкции, сообщать о затруднениях, обосновывать выбор способа действия, необходимого материала и инвентаря; рассказывать о проделанной работе, оценивать свою и одноклассника деятельность. Благодаря многократному повторению, чему способствует сопряженная речь учеников с учителем или друг с другом, осуществляется запоминание, закрепление речевого материала. Так  совершенствуется речевое общение, происходит развитие речевой способности глухих детей.

Предметно-практическая деятельность в обучении глухих детей школьного возраста играет роль фактора, обеспечивающего планомерное развитие мышления от наглядно-образного к понятийному. В процессе практических действий с предметами и на основе формируемой словесной речи глухие школьники овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализации принципа коммуникации на уроках предметно-практического обучения. »

Козинец Рита Владимировна, заместитель директора по учебной работе, учитель-дефектолог Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната №19 (для глухих детей)


Реализация принципа коммуникации

на уроках предметно-практического обучения

в школе для глухих детей.

Материалы данной статьи – результат творческой работы педагогов Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната №19.

Основная цель данных уроков – создать условия для организации речового общения, коррекции правильного произношения, расширения активного словаря, развития познавательной и эмоционально-волевой сферы, привития желания у глухих учащихся совершениствовать свое произношение. Во время проведения уроков реализовывались общие и специальные дидактические принципы, учитывались психофизические, возрастные особенности и возможности глухих учащихся. Исходя из психологических основ обучения детей лишенных слуха, педагоги использовали традиционные и инновационные методы и приемы, адаптируя их к данной нозологии обучающихся.

Данные конспекты помогут педагогам при подготовке к урокам предметно-практического обучения, как в специальных школах, где обучаются дети с ограниченными возможностями, так и в школах с инклюзивным обучением и станут толчком для дальнейшей творческой, интересной работы педагогического коллектива школы.

Ключевые слова: предметно-практическое обучение, принцип коммуникации, сопряженная речь, звукоусиливающая аппаратура, специальное, инклюзивное образование.


Предметно-практическое обучение (ППО) – один из главных специальных уроков в школе для глухих детей. ППО имеет особую значимость для когнитивного развития:   памяти,  внимания, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений; формирования коммуникативной, социальной компетентностей глухих младших школьников; для овладения трудовыми умениями и навыками, решения многообразных воспитательных задач: работать в коллективе, планировать деятельность, оказывать помощь и поддержку, работать быстро и аккуратно. На уроках ППО используются как общепедагогические, так и специальные методы и приемы обучения, отвечающие особым потребностям глухих учащихся: перцептивные (словесные, наглядные, практические); логические; гностические (репродуктивные, частично-поисковые, проблемно-поисковые, исследовательские).

Дети с нарушением слуха в силу наличия основного дефекта ограничены в условиях и возможностях самостоятельного формирования  речевых умений и навыков. Основной принцип, реализуемый на уроках ППО – это принцип коммуникации. Немаловажные условия реализации принципа коммуникации - использование на уроках звукоусиливающей аппаратуры коллективного либо индивидуального пользования (ЗУА), подача речевого материала в устной, дактильной или письменной форме, написанной на доске, на табличках, т.е восприятие речи слухо-зрительно-вибрационно. Во время проведения уроков ППО происходит максимальное расширение речевой практики в ходе деятельности, в разных видах общения: использование естественных ситуаций для словесного общения учитель - ученик, ученик - ученик: обращения, побуждения, просьбы, поручения, вопросы; ведение диалога в естественных условиях; обязательное речевое сопровождение выполняемых трудовых операций; ознакомление с новыми понятиями и представлениями. Использование предметно-практической деятельности, создание детьми реальных предметов и их моделей (благодаря чему деятельность с самого начала оказывается для них понятной и близкой) меняют характер, содержание и формы проведения урока, способствуют развитию мотивационной стороны деятельности, в том числе, деятельности общения, и ведет к повышению активности, творческой инициативы и сотрудничества. В процессе предметно-практической деятельности, организованной на коллективных началах, создаются мотивированные условия для реализации потребности глухих в общении. При этом активно формируется речь учащихся, уточняется значение каждого слова. Немаловажную роль в реализации принципа коммуникации глухих учащихся играет письменное сопровождение этапов выполнения действий на уроках ППО. В специальной методике выделяют основные виды речевой деятельности, направленные на развитие описательно-повествовательной речи – отчет о выполненной работе, заявка, пооперационный план работы над изделием, записка, инструкция для выполнения работы. Эти виды речевой деятельности способствуют развитию связной речи глухих детей: составленный план, раскрывающий замысел ребенка, содержит в себе информацию, в какой последовательности предстоит выполнить работу; написанная заявка, обеспечит нужными инструментами и материалами для изготовления чего-либо, иначе изготовление будет затруднено или невозможно; отчет о проделанной работе в устной и письменной форме. При овладении разными по функциональному значению действиями дети сталкиваются с необходимостью правильно формулировать инструкции, сообщать о затруднениях, обосновывать выбор способа действия, необходимого материала и инвентаря; рассказывать о проделанной работе, оценивать свою и одноклассника деятельность. Благодаря многократному повторению, чему способствует сопряженная речь учеников с учителем или друг с другом, осуществляется запоминание, закрепление речевого материала. Так совершенствуется речевое общение, происходит развитие речевой способности глухих детей.

Предметно-практическая деятельность в обучении глухих детей школьного возраста играет роль фактора, обеспечивающего планомерное развитие мышления от наглядно-образного к понятийному. В процессе практических действий с предметами и на основе формируемой словесной речи глухие школьники овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Реализации принципа коммуникации на уроках предметно-практического обучения.

Автор: Козинец Рита Владимировна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203385


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства