Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья "Дети группы риска"»
Дети группы «риска»
Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.
В образовательном учреждении работа с детьми группы риска начинается с просветительской деятельности. На педагогическом совете социальный педагог и психолог знакомят педагогов школы, с классификацией обучающихся, находящихся в зоне или группе риска.
Работа с детьми группы риска начинается с деятельности классного руководителя, и воспитателя которые лучше других знает своих учеников.
Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором школы, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности, заместителями директора, психологической службой, учителями-предметниками, родительскими комитетами и т. п.).
Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:
1 этап Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива.
Классный руководитель изучает:
- личные дела учащихся;
- результаты медицинского обследования;
- психолого-педагогические характеристики;
- результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
- результаты диагностирования педагога-психолога;
- жизнедеятельность учащихся вне школы.
Взяв новый ученический коллектив, классный руководитель выясняет:
• кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине;
• кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен на него;
• какие формы работы использовались с данными учащимися, какие из них явились более эффективными;
• в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).
Классному руководителю необходимо узнать особенности нового коллектива, какую роль играют в нем стоящие на учете ребята из «группы риска» и заполнить на каждого из них карту учащегося.
2 этапВыявление учащихся группы риска
Классный руководитель:
- составляет карту класса по выявлению детей группы риска;
- выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;
- составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.
3 этапПланирование работы с учащимися группы риска
Классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем. Предлагаем формы библиотечного воздействия.
4 этапРеализация плана воспитательных мероприятий.
Классный руководитель сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана воспитательной деятельности с учащимися группы риска, подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения)
№
Работа классного руководителя
Работа с учащимися
Работа с родителями школьников
Работа с педагогическим коллективом
1
Составление социального паспорта класса
Контроль посещаемости занятий.
Посещение семей «группы риска»
Организация обмена необходимой информацией между учителями- предметниками
2
Составление характеристик на детей группы «риска»
Контроль текущей успеваемости
Проведение консультаций для родителей
Выработка рекомендаций по работе с детьми «группы риска»
3
Выявление школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации
Вовлечение учащихся в кружки и секции
Приглашение родителей и детей «группы риска» на советы профилактики
Выступления с сообщениями на заседаниях и совещаниях
4
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями
Проведение профилактических бесед
Выступление на родительских собраниях
Посещение кружков и секции где занимаются дети группы «риска»
5
Составление картотек и сводных таблиц на учащихся группы «риска»
Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися
Разработка памяток для родителей о воспитании ребенка.
6
Организация досуга и кружковой деятельности
Направление на консультацию к психологу или врачу Разбор конфликтных ситуаций
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания
Участие в деловых играх, семинарах - практикумах для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми «группы риска»