Коррекционно-развивающие технологии при работе с детьми "группы риска"
Коррекционно-развивающие технологии при работе с детьми "группы риска"
Одной из наиболее острых проблем современного массового школьного образования является проблема стойкой неуспеваемости и трудностей адаптации ребенка к школьной среде.Физиологические и психические возможности детского организма часто не способны к быстрому и адекватному адаптированию в условиях постоянно растущего потока информации, социальных требований и норм. Лавина информации, необходимая для усвоения, увеличивается и усложняется с каждым новым поколением. К этому нередко добавляются проблемы, связанные с ослаблением здоровья вследствие нарушения экологического равновесия в природе и в окружающей ребенка среде. Другими словами, «ребенок не успевает за развитием цивилизации». Проблемами образования таких детей занимается коррекционная педагогика.
В статье дана классификация нарушений в развитии ребенка по причинам, которые их вызывают. О том, каких детей мы относим к "группе риска", об основных направлениях работы с этими детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие технологии при работе с детьми "группы риска" »
Коррекционно-развивающие технологии при работе с детьми «группы риска»
Выступление на РМО учителей начальных классов
Подготовила: учитель начальных классов
МОУ Степнинская СОШ
Захарова Елена Николаевна
Коррекционно-развивающие технологии при работе с детьми
«группы риска»
Одной из наиболее острых проблем современного массового школьного образования является проблема стойкой неуспеваемости и трудностей адаптации ребенка к школьной среде.
Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам не в состоянии усвоить материал школьной программы за отведенное для этого время и в необходимом объеме, составляет от 20 до 30% от всего числа обучающихся. Причем, это явление характерно и для современной мировой системы образования. Ученые считают, что это неизбежное следствие развития цивилизации.
Физиологические и психические возможности детского организма часто не способны к быстрому и адекватному адаптированию в условиях постоянно растущего потока информации, социальных требований и норм. Лавина информации, необходимая для усвоения, увеличивается и усложняется с каждым новым поколением. К этому нередко добавляются проблемы, связанные с ослаблением здоровья вследствие нарушения экологического равновесия в природе и в окружающей ребенка среде.
Другими словами, «ребенок не успевает за развитием цивилизации».
Проблемами образования таких детей занимается коррекционная педагогика.
Коррекционно-развивающий педагогический процесс необходим для преодоления и (или) профилактики негативных проявлений в развитии.
Он основывается на комплексных подходах, которые включают в себя:
Лечебные и лечебно-профилактические мероприятия
Укрепление физического здоровья
Общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, на внеклассных занятиях, во время самоподготовки)
Индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков развития ( кинезитерапия, логопедия, лечебно-физкультурная коррекция и др.)
Говоря о нарушениях в развитии нужно сказать и о причинах этих нарушений. Классифицируя нарушения по причинам, которые их вызывают, выделяют несколько групп:
По источнику происхождения нарушения:
эндогенные (внутренние) – проблемы, связанные с генетикой
экзогенные (внешние) – травмы, инфекции, нарушение питания
По структуре дефекта:
органические – поражения вследствие органических нарушений (поражения ЦНС, коры головного мозга)
функциональные – расстройство функций различных систем , процессов возбуждения и торможения
По времени возникновения отклонения:
врожденные – наследственные генетические поражения
приобретенные – вследствие природных поражений.
По способу возникновения:
социальные – неблагоприятное влияние внешней среды
стихийные – несчастные случаи
наследственные
Мы сегодня будем говорить о нарушениях социального характера, т.к. говорим о работе с детьми «группы риска».
Каких детей мы относим к « группе риска? Я думаю, что это спорный вопрос и вы делить группу риска можно по-разному.
Мы, традиционно, относим к такой группе:
детей из трудных семей (пьющие родители, неполные семьи)
детей с дефектами характера ( их поведение выходит из обычных рамок, им свойственны странные выходки и поступки, они являются чрезмерно активными, ненормально взвинченными или, наоборот, недостаточно деятельными, замкнутыми; часто проявляют противообщественность. Такое поведение можно увидеть у детей выше и ниже среднего уровня развития. Вспышки гнева, нервность, жестокость, повышенная чувствительность, ложь, стремление к уединению, бродяжничество, воровство, школьная малая успеваемость или полная неуспешность, недисциплинированность – все это присуще ребенку с ненормальным характером, которому впоследствии затруднительно приспособиться к общественной жизни.
конфликтных детей – группа которых неоднородна как по их склонности к конфликтам, так и по интенсивности их протекания. Можно выделить 5 подгрупп с условными названиями:
« Я всегда прав» -самые конфликтные дети
«Я лучше других»
«Я взрослый, я – главный»
«Я за себя постою»
«Я хороший»
«Бабушкины» дети –дети , которые воспитываются с бабушками
Нельзя забывать о том, что у нас в классах есть дети VII (VIII) видов, дети-инвалиды, дети с нарушением зрения и слуха, которых также можно отнести к «группе риска»
Таких детей мы часто называем – трудные дети. Мне хотелось бы прочитать вот такое стихотворение С.Давидовича:
Кто-то, когда-то должен ответить, высветив правду, истину вскрыв:
Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос или больной нарыв…
Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружинкой, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити, словно стена, без дверей и окон…
Вот они главные истины эти: поздно заметили, поздно учли…
Нет!!! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли!
Отсюда следует вывод: коррекционная работа необходима всем.
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития
коррекция отдельных сторон психической деятельности.
развитие основных мыслительных операций
развитие различных видов мышления
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
развитие речи, владение техникой речи
расширение представлений об окружающем и обогащение словаряы
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа – это работа очень сложная, кропотливая, требующая очень многих усилий со стороны педагога: педагог должен уметь привлечь внимание детей (словом, взглядом, жестом, одеждой и др.); заинтересовать собой; увлечь, повести за собой; сотрудничать с детьми, не забывая при этом о правах ребенка. Каждый ребенок имеет право: на непохожесть, на неудачу, на уважение к его ошибкам, на великодушие учителя, на любовь.
В последнее время большое распространение получил арттерапевтический метод или арттехнологии.
Применение этого метода незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствия у ребенка игровых мотивов и интереса к игре.
В случае трудностей общения – замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в сверстнике или излишней стеснительности арттерапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности. Арттерапия позволяет педагогу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.
Виды арттерапии:
Изотерапия
Танцетерапия
Аутотренинг
Музыкальная релаксация
Музыкотерапия
Библиотерапия
Имаготерапия
Психодрама
Куклотерапия
Образно-ролевая драмтерапия
Психогимнастика
Хоротерапия (вокалотерапия)
Коррекционная ритмика
Музыкоцветотерапия
Сказкотерапия
Кинезитерапия
В заключении хочется сказать, что взрослый человек, вводящий маленького ребенка в мир сложных человеческих взаимоотношений, сам должен быть уверен в себе, должен адекватно ориентироваться в чувствах, своих желаниях, взглядах, поступках, владеть навыками разрешения конфликтов, нормами этикета, а также способами стимуляции социально-эмоционального развития.
Чтобы преобразовать человека, необходима любовь. Поощряйте детскую инициативу, чутко относитесь к жалобам детей. Обучайте их социально приемлемым формам взаимодействия, поддерживайте эмоциональный комфорт каждого ребенка.