kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коррекционно-развивающие технологии при работе с детьми "группы риска"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из наиболее острых проблем современного массового школьного образования является проблема стойкой неуспеваемости и трудностей адаптации  ребенка к школьной среде.Физиологические и психические возможности детского организма часто не способны к быстрому и адекватному адаптированию в условиях постоянно растущего потока информации, социальных требований и норм. Лавина информации, необходимая для усвоения, увеличивается и усложняется с каждым новым поколением. К этому нередко добавляются проблемы, связанные с ослаблением здоровья вследствие нарушения экологического равновесия в природе и в окружающей ребенка среде.  Другими словами, «ребенок не успевает за развитием цивилизации». Проблемами образования таких детей занимается коррекционная педагогика.

В статье дана классификация нарушений в развитии ребенка по причинам, которые их вызывают. О том, каких детей мы относим к "группе риска", об основных направлениях работы с этими детьми.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие технологии при работе с детьми "группы риска" »










Коррекционно-развивающие технологии при работе с детьми «группы риска»



Выступление на РМО учителей начальных классов






Подготовила: учитель начальных классов

МОУ Степнинская СОШ

Захарова Елена Николаевна








Коррекционно-развивающие технологии при работе с детьми

«группы риска»


Одной из наиболее острых проблем современного массового школьного образования является проблема стойкой неуспеваемости и трудностей адаптации ребенка к школьной среде.

Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам не в состоянии усвоить материал школьной программы за отведенное для этого время и в необходимом объеме, составляет от 20 до 30% от всего числа обучающихся. Причем, это явление характерно и для современной мировой системы образования. Ученые считают, что это неизбежное следствие развития цивилизации.

Физиологические и психические возможности детского организма часто не способны к быстрому и адекватному адаптированию в условиях постоянно растущего потока информации, социальных требований и норм. Лавина информации, необходимая для усвоения, увеличивается и усложняется с каждым новым поколением. К этому нередко добавляются проблемы, связанные с ослаблением здоровья вследствие нарушения экологического равновесия в природе и в окружающей ребенка среде.

Другими словами, «ребенок не успевает за развитием цивилизации».

Проблемами образования таких детей занимается коррекционная педагогика.

Коррекционно-развивающий педагогический процесс необходим для преодоления и (или) профилактики негативных проявлений в развитии.

Он основывается на комплексных подходах, которые включают в себя:

  • Лечебные и лечебно-профилактические мероприятия

  • Укрепление физического здоровья

  • Общую коррекционную направленность фронтального учебно-воспитательного процесса (на уроках, на внеклассных занятиях, во время самоподготовки)

  • Индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от специфических недостатков развития ( кинезитерапия, логопедия, лечебно-физкультурная коррекция и др.)


Говоря о нарушениях в развитии нужно сказать и о причинах этих нарушений. Классифицируя нарушения по причинам, которые их вызывают, выделяют несколько групп:

  • По источнику происхождения нарушения:

    1. эндогенные (внутренние) – проблемы, связанные с генетикой

    2. экзогенные (внешние) – травмы, инфекции, нарушение питания


  • По структуре дефекта:

    1. органические – поражения вследствие органических нарушений (поражения ЦНС, коры головного мозга)

    2. функциональные – расстройство функций различных систем , процессов возбуждения и торможения


  • По времени возникновения отклонения:

    1. врожденные – наследственные генетические поражения

    2. приобретенные – вследствие природных поражений.


  • По способу возникновения:

  1. социальные – неблагоприятное влияние внешней среды

  2. стихийные – несчастные случаи

  3. наследственные



Мы сегодня будем говорить о нарушениях социального характера, т.к. говорим о работе с детьми «группы риска».

Каких детей мы относим к « группе риска? Я думаю, что это спорный вопрос и вы делить группу риска можно по-разному.

Мы, традиционно, относим к такой группе:

  1. детей из трудных семей (пьющие родители, неполные семьи)

  2. детей с дефектами характера ( их поведение выходит из обычных рамок, им свойственны странные выходки и поступки, они являются чрезмерно активными, ненормально взвинченными или, наоборот, недостаточно деятельными, замкнутыми; часто проявляют противообщественность. Такое поведение можно увидеть у детей выше и ниже среднего уровня развития. Вспышки гнева, нервность, жестокость, повышенная чувствительность, ложь, стремление к уединению, бродяжничество, воровство, школьная малая успеваемость или полная неуспешность, недисциплинированность – все это присуще ребенку с ненормальным характером, которому впоследствии затруднительно приспособиться к общественной жизни.

  3. конфликтных детей – группа которых неоднородна как по их склонности к конфликтам, так и по интенсивности их протекания. Можно выделить 5 подгрупп с условными названиями:

« Я всегда прав» -самые конфликтные дети

«Я лучше других»

«Я взрослый, я – главный»

«Я за себя постою»

«Я хороший»

  1. «Бабушкины» дети –дети , которые воспитываются с бабушками

Нельзя забывать о том, что у нас в классах есть дети VII (VIII) видов, дети-инвалиды, дети с нарушением зрения и слуха, которых также можно отнести к «группе риска»


Таких детей мы часто называем – трудные дети. Мне хотелось бы прочитать вот такое стихотворение С.Давидовича:


Кто-то, когда-то должен ответить, высветив правду, истину вскрыв:

Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос или больной нарыв…

Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружинкой, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити, словно стена, без дверей и окон…

Вот они главные истины эти: поздно заметили, поздно учли…

Нет!!! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли!



Отсюда следует вывод: коррекционная работа необходима всем.


Основные направления коррекционной работы:

    1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития

    2. коррекция отдельных сторон психической деятельности.

    3. развитие основных мыслительных операций

    4. развитие различных видов мышления

    5. коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

    6. развитие речи, владение техникой речи

    7. расширение представлений об окружающем и обогащение словаряы

    8. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Коррекционная работа – это работа очень сложная, кропотливая, требующая очень многих усилий со стороны педагога: педагог должен уметь привлечь внимание детей (словом, взглядом, жестом, одеждой и др.); заинтересовать собой; увлечь, повести за собой; сотрудничать с детьми, не забывая при этом о правах ребенка. Каждый ребенок имеет право: на непохожесть, на неудачу, на уважение к его ошибкам, на великодушие учителя, на любовь.

В последнее время большое распространение получил арттерапевтический метод или арттехнологии.

Применение этого метода незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствия у ребенка игровых мотивов и интереса к игре.

В случае трудностей общения – замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в сверстнике или излишней стеснительности арттерапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности. Арттерапия позволяет педагогу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.


Виды арттерапии:

  1. Изотерапия

  2. Танцетерапия

  3. Аутотренинг

  4. Музыкальная релаксация

  5. Музыкотерапия

  6. Библиотерапия

  7. Имаготерапия

  8. Психодрама

  9. Куклотерапия

  10. Образно-ролевая драмтерапия

  11. Психогимнастика

  12. Хоротерапия (вокалотерапия)

  13. Коррекционная ритмика

  14. Музыкоцветотерапия

  15. Сказкотерапия

  16. Кинезитерапия

В заключении хочется сказать, что взрослый человек, вводящий маленького ребенка в мир сложных человеческих взаимоотношений, сам должен быть уверен в себе, должен адекватно ориентироваться в чувствах, своих желаниях, взглядах, поступках, владеть навыками разрешения конфликтов, нормами этикета, а также способами стимуляции социально-эмоционального развития.

Чтобы преобразовать человека, необходима любовь. Поощряйте детскую инициативу, чутко относитесь к жалобам детей. Обучайте их социально приемлемым формам взаимодействия, поддерживайте эмоциональный комфорт каждого ребенка.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коррекционно-развивающие технологии при работе с детьми "группы риска"

Автор: Захарова Елена Николаевна

Дата: 25.06.2014

Номер свидетельства: 108457


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства