kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Публикация "Диагностика, коррекция, психопрофилактика детей группы риска."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация направлена для просвещения педагогов, родителей детей всех возрастов. В статье имеет место статистика по стране, проблемы возникающие у детей в том или ином возрасте. Даны ответы на вопросы как поступить в различных ситуациях, как помочь ребенку имеющему трудности не потряться в жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Публикация "Диагностика, коррекция, психопрофилактика детей группы риска." »

ДИАГНСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В КОНТЕКСТЕ ФГОС

ЧЕРЯВКО С.М.

МАОУ средняя общеобразовательная школа№ 35

г.Томск


Актуальность темы связана с относительной распространённостью поведенческих расстройств, приводящих к дезадаптации личности, и их отрицательной социальной значимостью.

Несмотря на возрастающий интерес специалистов разного профиля к проблеме нарушений поведения у детей и подростков, научные разработки, особенно профилактического и коррекционного аспекта, имеют сравнительно недавнюю историю.

Мировая статистика обладает очень скудными данными об эпидемиологии нервно-психических и поведенческих нарушений у детей и подростков. Ряд авторов указывает на необходимость сплошных обследований широких контингентов детского населения. Первые опыты такого рода показали, что среди детей с расстройствами психики, выявленными при сплошном обследовании, лишь пятая часть состоят на учёте у психоневролога.

На психическое развитие детей оказывают воздействие различные неблагоприятные факторы. Как правило, чем начинает действовать и чем тяжелее неблагоприятный фактор, тем более чётко проявляются отставания в психическом развитии и тем меньше возможности компенсации. Чем позднее после рождения неблагоприятный фактор поражает мозг ребёнка, тем меньше он приводит к тяжёлому умственному отставанию, но тем сильнее проявляются нарушения в поведенческой, эмоциональной сфере и познавательных способностях.

Чёткого разграничения биологических и психологических факторов риска в развитии нет: они всегда взаимодействуют, хотя после рождения всё большее значение приобретает психосоциальное влияние. Биологические факторы риска вызывают прежде всего замедление в развитии, которое через 6-8 лет может нивелироваться. Психосоциальные факторы, напротив, чем дольше действуют, тем очевиднее приводят к нарушениям в развитии. Если же биологические и психосоциальные факторы риска сочетаются, то возможность компенсации нарушений резко снижается или даже полностью исчезает.

Обозначившийся в последние годы поворот в сторону всё большего признания целесообразности и эффективности оказания психокоррекционной, психотерапевтической реабилитационной помощи психически больным с разным уровнем социальной дезадаптации нозологически разнородных групп связан прежде всего с определёнными достижениями в области клинико-психологической и педагогической практики.

Выделены следующие группы риска:

-дети, находящиеся на воспитании в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации;

-дети с высокой наследственной отягощённостью психическими заболеваниями;

-дети с гипердинамическим синдромом;

-дети, находящиеся в условиях депривации.

К неприятным факторам биологического порядка следует отнести:

-патологическое протекание беременности и родов;

-неблагоприятные воздействия постнатального периода;

-повышенная частота соматических заболеваний в первые годы жизни.

С целью дифференциации лечебной и коррекционной работы проводится комплексное медико-психолого-педагогическое обследование, которое осуществляется психоневрологом, дефектологом, педиатром, психологом совместно. Клиническое обследование включает тщательный сбор анамнестических сведений; выявляются имеющиеся отклонения в психоневрологическом статусе, данные соматического здоровья, а также особенности психомоторного развития, объективные показатели инструментальных исследований. Психолого-педагогическое исследование охватывает следующие моменты: познавательная сфера; деятельность(целенаправленность, способ, установка на результат, продуктивность), состояние произвольных движений(общих и тонких), экспрессивная и импрессивная речь, характер и уровень ведущего вида деятельности, поведение в разных ситуациях, эмоционально-волевая сфера, внимание, особенности мышления, обучаеммость и упражняемость, чтение и письмо(для младших школьников), личностные особенности(интересы, привязанность, самооценка, тип реагирования на внешние воздействия).

С родителями детей проводятся клинические и педагогические беседы, обследование с помощью психологических методик( тесты Люшера, незаконченных предложений, а также исключение понятий, классификация, ответные ассоциации) с целью составления личностных характеристик, выявления уровня и механизмов социальной и трудовой дезадаптации.

Весь комплекс мер по первичной диагностике, коррекции и профилактике поведенческих нарушений относят к профилактической реабилитации. Она объединяет ряд комплексных мероприятий, осуществляемых специалистами разного профиля :

-медикаментозное лечение;

-коррекционные психолого-педагогические занятия;

-функциональная музыкальная игропсихотерапия;

-семейная психотерапия;

-ритмика; ЛФК; физиотерапия;

-общевоспитательные мероприятия.

Коррекция поведения проводится в процессе основного вида деятельности ( игровой, учебной) и опирается на индивидуальный уровень развития. Задержка психического развития и ранние поведенческие расстройства препятствуют своевременному развитию ведущей деятельности дошкольного периода - ролевой игры, в которой, как известно, формируется первая элементарная ориентация ребенка в системе социальных отношений. Именно на этой основе у ребенка развивается стремление к общественно значимой и социально поощряемой деятельности, отсутствие которого является доминирующим фактором формирования асоциальной направленности личности. Поэтому параллельно ведется работа по преодолению задержек развития, которая включает:

  • преодоление имеющихся дефектов сенсорики, общих и тонких произвольных движений, речи;

  • формирование процессуальной и далее ролевой игры;

  • ознакомление с окружающим

В комплекс мероприятий по профилактической реабилитации входит также психогигиеническая и коррекционная работа с родителями и лицами ближайшего окружения. В этом плане используется:

-индивидуальные психотерапевтические беседы с родителями по тактике воспитания;

-участие родителей и детей в «проигрывании конфликтов»;

-обучение родителей приемам коррекционной работы с детьми;

-обследование бытовых и общих жизненных условий.

Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что профилактика и реабилитация может эффективно осуществляться только в случае соблюдения принципа раннего выявления - раннего лечения и коррекции через посредство разрабатываемого комплекса дифференцированных по нозологическому принципу психолого - педагогиических, психотерапевтических и медикаментозных воздействий. Наиболее эффективной следует считать работу по профилактике формирования дезадаптивных форм поведения у детей, начиная с первых лет жизни, средствами комплексного коррекционного психолого-педагогического и лечебного воздействия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Публикация "Диагностика, коррекция, психопрофилактика детей группы риска."

Автор: Светлана Михайловна Черявко

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218244


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства