Публикация "Диагностика, коррекция, психопрофилактика детей группы риска."
Публикация "Диагностика, коррекция, психопрофилактика детей группы риска."
Данная публикация направлена для просвещения педагогов, родителей детей всех возрастов. В статье имеет место статистика по стране, проблемы возникающие у детей в том или ином возрасте. Даны ответы на вопросы как поступить в различных ситуациях, как помочь ребенку имеющему трудности не потряться в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Публикация "Диагностика, коррекция, психопрофилактика детей группы риска." »
ДИАГНСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В КОНТЕКСТЕ ФГОС
ЧЕРЯВКО С.М.
МАОУ средняя общеобразовательная школа№ 35
г.Томск
Актуальность темы связана с относительной распространённостью поведенческих расстройств, приводящих к дезадаптации личности, и их отрицательной социальной значимостью.
Несмотря на возрастающий интерес специалистов разного профиля к проблеме нарушений поведения у детей и подростков, научные разработки, особенно профилактического и коррекционного аспекта, имеют сравнительно недавнюю историю.
Мировая статистика обладает очень скудными данными об эпидемиологии нервно-психических и поведенческих нарушений у детей и подростков. Ряд авторов указывает на необходимость сплошных обследований широких контингентов детского населения. Первые опыты такого рода показали, что среди детей с расстройствами психики, выявленными при сплошном обследовании, лишь пятая часть состоят на учёте у психоневролога.
На психическое развитие детей оказывают воздействие различные неблагоприятные факторы. Как правило, чем начинает действовать и чем тяжелее неблагоприятный фактор, тем более чётко проявляются отставания в психическом развитии и тем меньше возможности компенсации. Чем позднее после рождения неблагоприятный фактор поражает мозг ребёнка, тем меньше он приводит к тяжёлому умственному отставанию, но тем сильнее проявляются нарушения в поведенческой, эмоциональной сфере и познавательных способностях.
Чёткого разграничения биологических и психологических факторов риска в развитии нет: они всегда взаимодействуют, хотя после рождения всё большее значение приобретает психосоциальное влияние. Биологические факторы риска вызывают прежде всего замедление в развитии, которое через 6-8 лет может нивелироваться. Психосоциальные факторы, напротив, чем дольше действуют, тем очевиднее приводят к нарушениям в развитии. Если же биологические и психосоциальные факторы риска сочетаются, то возможность компенсации нарушений резко снижается или даже полностью исчезает.
Обозначившийся в последние годы поворот в сторону всё большего признания целесообразности и эффективности оказания психокоррекционной, психотерапевтической реабилитационной помощи психически больным с разным уровнем социальной дезадаптации нозологически разнородных групп связан прежде всего с определёнными достижениями в области клинико-психологической и педагогической практики.
Выделены следующие группы риска:
-дети, находящиеся на воспитании в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации;
-дети с высокой наследственной отягощённостью психическими заболеваниями;
-дети с гипердинамическим синдромом;
-дети, находящиеся в условиях депривации.
К неприятным факторам биологического порядка следует отнести:
-патологическое протекание беременности и родов;
-неблагоприятные воздействия постнатального периода;
-повышенная частота соматических заболеваний в первые годы жизни.
С целью дифференциации лечебной и коррекционной работы проводится комплексное медико-психолого-педагогическое обследование, которое осуществляется психоневрологом, дефектологом, педиатром, психологом совместно. Клиническое обследование включает тщательный сбор анамнестических сведений; выявляются имеющиеся отклонения в психоневрологическом статусе, данные соматического здоровья, а также особенности психомоторного развития, объективные показатели инструментальных исследований. Психолого-педагогическое исследование охватывает следующие моменты: познавательная сфера; деятельность(целенаправленность, способ, установка на результат, продуктивность), состояние произвольных движений(общих и тонких), экспрессивная и импрессивная речь, характер и уровень ведущего вида деятельности, поведение в разных ситуациях, эмоционально-волевая сфера, внимание, особенности мышления, обучаеммость и упражняемость, чтение и письмо(для младших школьников), личностные особенности(интересы, привязанность, самооценка, тип реагирования на внешние воздействия).
С родителями детей проводятся клинические и педагогические беседы, обследование с помощью психологических методик( тесты Люшера, незаконченных предложений, а также исключение понятий, классификация, ответные ассоциации) с целью составления личностных характеристик, выявления уровня и механизмов социальной и трудовой дезадаптации.
Весь комплекс мер по первичной диагностике, коррекции и профилактике поведенческих нарушений относят к профилактической реабилитации. Она объединяет ряд комплексных мероприятий, осуществляемых специалистами разного профиля :
-медикаментозное лечение;
-коррекционные психолого-педагогические занятия;
-функциональная музыкальная игропсихотерапия;
-семейная психотерапия;
-ритмика; ЛФК; физиотерапия;
-общевоспитательные мероприятия.
Коррекция поведения проводится в процессе основного вида деятельности ( игровой, учебной) и опирается на индивидуальный уровень развития. Задержка психического развития и ранние поведенческие расстройства препятствуют своевременному развитию ведущей деятельности дошкольного периода - ролевой игры, в которой, как известно, формируется первая элементарная ориентация ребенка в системе социальных отношений. Именно на этой основе у ребенка развивается стремление к общественно значимой и социально поощряемой деятельности, отсутствие которого является доминирующим фактором формирования асоциальной направленности личности. Поэтому параллельно ведется работа по преодолению задержек развития, которая включает:
преодоление имеющихся дефектов сенсорики, общих и тонких произвольных движений, речи;
формирование процессуальной и далее ролевой игры;
ознакомление с окружающим
В комплекс мероприятий по профилактической реабилитации входит также психогигиеническая и коррекционная работа с родителями и лицами ближайшего окружения. В этом плане используется:
-индивидуальные психотерапевтические беседы с родителями по тактике воспитания;
-участие родителей и детей в «проигрывании конфликтов»;
-обучение родителей приемам коррекционной работы с детьми;
-обследование бытовых и общих жизненных условий.
Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что профилактика и реабилитация может эффективно осуществляться только в случае соблюдения принципа раннего выявления - раннего лечения и коррекции через посредство разрабатываемого комплекса дифференцированных по нозологическому принципу психолого - педагогиических, психотерапевтических и медикаментозных воздействий. Наиболее эффективной следует считать работу по профилактике формирования дезадаптивных форм поведения у детей, начиная с первых лет жизни, средствами комплексного коррекционного психолого-педагогического и лечебного воздействия.