Цель работы - научить родителей воспринимать собственного ребёнка с ограниченными возможностями, как человека со скрытыми возможностями; помочь в создании комфортной для развития ребенка семейной среды и в формировании адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми; оказать помощь в поиске духовной поддержки и адекватных способов преодоления трудностей, скрытых ресурсов; создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка; оказывать информационную поддержку; создать программу совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современная семья и инклюзивное образование»
Современная семья и инклюзивное образование
Непрерывное и компетентное участие родителей в образовательном процессе становится составляющей в инклюзивном обучении детей с нарушенным слухом. Важным является адекватное включение родителей в образовательный процесс ребенка с нарушением в общеобразовательное учреждение и формирование их компетентности. С одной стороны, многие дети интегрируются в общеобразовательную среду по желанию родителей, которые справедливо считают, что социализация детей - подростков с нарушением слуха в нормальной образовательной и социальной среде содержит огромный потенциал. С другой стороны, это включение часто проводится взрослыми формально, без надлежащей готовности как детей, так и самих родителей. В этом случае различные сложности испытывают все ученики класса, их родители, педагоги общеобразовательных учреждений. Часть родителей обучение и воспитание своего ребенка перекладывают на школу, следуя «иждивенческой парадигме»: «Наше (родительское) дело - кормить и поить, а ваше (школьное) дело - учить и воспитывать». Такой подход оказывает серьезное, негативное влияние на развитие ребенка с нарушенным слухом и процесс обучения. Общеобразовательная школа на сегодняшний день не в состоянии успешно решать узко специфические коррекционные задачи и обеспечить всестороннее и полноценное развитие ребенка с нарушенным слухом. Другая не менее значительная часть родителей, приложив огромные усилия и подготовив ребенка с нарушением слуха к общеобразовательной школе, завышают требования к нему, оказывают на него серьезное давление, что также негативно сказывается на его развитии и обучении в общеобразовательном учреждении. Безусловно, необходимо организованное специальными психологами и педагогами самое непосредственное и активное участие родителей. Роль родителей в обучении ребенка с нарушенным слухом в условиях инклюзии является потенциально основной по определению, так как контактное индивидуальное время родителей со своим ребенком составляет в среднем 35 - 40 часов в неделю. На сегодняшний день многие родители остро нуждаются в сопровождении со стороны специалистов (сурдопедагога, специального психолога, тьютора), которые и помогут в значительной степени формированию и развитию родительских компетенций, необходимых, в том числе, для помощи ребенку с нарушенным слухом в общеобразовательной школе.
Сопровождая семью, воспитывающую неслышащего ребёнка, в условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей в развитии ребёнка и общении с ним.
Цельтакой работы - научить родителей воспринимать собственного ребёнка с ограниченными возможностями, как человека со скрытыми возможностями; помочь в создании комфортной для развития ребенка семейной среды и в формировании адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми; оказать помощь в поиске духовной поддержки и адекватных способов преодоления трудностей, скрытых ресурсов; создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка; оказывать информационную поддержку; создать программу совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
Направления, формы и методы приемлемые для работы с семьёй.
Направления работы
Направление
Содержание работы
Примечания
Образовательное
- помощь родителям в обучении и воспитании,
- помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение,
- помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи.
Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.
Психологическое
- социально-психологическая поддержка и коррекция, которая с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье.
Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным
Посредническое
Помощь в организации, координации и информировании:
- организация заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.);
- координация направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки;
- информирование направлено на информирование семьи по вопросам социальной защиты.
Методы работы
Метод
Содержание
Убеждение
- помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.
Наблюдение
- помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью.
Беседа
- один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.
Формы работы
Содержание
Формы
Работа с конкретной семьей
Непосредственная
- педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры в случае домашнего визитирования;
- встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
- интервьюирует родителей о потребностях проблемах и ресурсах;
- спрашивает о внешкольных занятиях ребенка (если тот достиг школьного возраста);
- отвечает на вопросы родителей;
- наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
- демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем;
- родителям представляется письменный отчет результатов тестирования или оценивания.
Опосредованная
- информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и соц. педагог вносят записи, например каждую неделю или две;
- домашний дневник наблюдений анализируется при встрече;
- результаты проведенной реабилитационной работы представляются в отчетах, (например, раз в полгода);
- педагог, привлекая других специалистов организует письменные извещения, информацию для родителей;
- контакты по телефону;
- родители берут в библиотеке книги, учебные пособия на дом по рекомендации педагога;
- родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка;
- рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха;
- родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку.
Форма
Работа с группой родителей
Опосредованная
- предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор);
- организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;
- подготовка буклета, объясняющего процедуру тестирования, оценивания того, как интерпретируются результаты;
- выдача родителям книг на дом;
- подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;
- передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;
- организация стенда или доски объявлений там, где родители ожидают детей.
Непосредственная
- встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;
- выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;
- организация семинаров для родителей, выступлений, бесед, ролевых игр;
- организация специального курса для родителей по той или иной темах тике;
- привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;
- интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.
Необходимо отметить, что формы и методы взаимодействия с семьёй могут быть различными. Всегда нужно помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат зависит от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно построены отношения между специалистами и родителями. Атмосфера добра, доверия и взаимопонимания между педагогами и семьями, только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребёнка.