kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ситуация успеха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Если помочь ребенку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребенок и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу. Что следует понимать под ситуацией успеха?

Просмотр содержимого документа
«Ситуация успеха»

Только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

К. Д. Ушинский



Что такое успех и зачем он нужен на уроке.


Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Если помочь ребенку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребенок и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу. Что следует понимать под ситуацией успеха?

Ситуация – это результат продуманной, подготовленной тактики, то, что способен организовать учитель.

Успех –  удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели.

Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.

Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:

  • повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;

  • стимулировать работоспособность;

  • корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;

  • развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;

  • поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.

Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.



Варианты моделирования ситуаций успеха на уроках надомного обучения


  • Похвала

Самый мощный инструмент учителя. Оговоримся сразу: если этот инструмент применяется правильно. Естественно, если с ваших уст будут сыпаться сплошные дифирамбы, то цена такой похвале — ноль.

С другой стороны, еще А. Камю заметил: "Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ".

То есть важно научится вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность "Этот материал мы проходили, так что контрольная не покажется вам трудной"), закрепить эмоцию позитива ("У вас обязательно получится"), заинтересовать лично ("Это задание я могу поручить только тебе"), позволить порадоваться даже незначительному успеху ("Сочинение не совсем получилось, зато тебе здорово удалось раскрыть характер главного героя").


  • Прием "Эврика"

Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученику создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал ребенка, а учитель в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ.


  • Задания разной сложности

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет ребенку выполнить задание, которое ему под силу.


  • Самостоятельный выбор задания

Ученику предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученик же могут выбрать объем, сложность выполнения, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.

Во-первых, у ребенка формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.


  • Портфолио

Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: "Мои достижения", "Мои награды", "Мое творчество", "Отзывы". Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители.   


  • Обучение самовнушению

Помните, как в фильме "Самая обаятельная и привлекательная" героини постоянно внушали себе, что они самые-самые. Самовнушение пришло в педагогику из психологии и оно, действительно, помогает укрепить веру в себя, почувствовать себя более уверенным, сильным, способным. Элементы самовнушения можно включать в физминутки, с такого приема можно начать весь урок или его практическую часть.

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха

  • Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика.

  • Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу.

  • Своевременно отмечать успехи и достижения ученика во всех видах деятельности и делать это публично, перед родителями.

  • Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.

  • Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

Создание ситуации успеха— один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. 

Сегодня успех в учебе – завтра успех в жизни!



























Список литературы

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 2001.

  2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.,2005.

  3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.,2000.

  4. Мельникова Е.А. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. – М., 2002.

  5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.

  6. Сайт nsportal.ru статья «Создание ситуации успеха на уроке – необходимое условие процесса обучения школьника»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Ситуация успеха

Автор: Жумадирова Нурсулу Бекмуханбетовна

Дата: 04.11.2019

Номер свидетельства: 525552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Использование ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(83) "ispol-zovaniie-situatsii-uspiekha-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125011"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414864668"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Инвариантные и вариативные формы работы по созданию ситуации успеха на занятиях. "
    ["seo_title"] => string(88) "invariantnyie-i-variativnyie-formy-raboty-po-sozdaniiu-situatsii-uspiekha-na-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "158393"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421741235"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Консультация для воспитателей "Ситуация успеха в учебно-познавательном процессе дошкольников" "
    ["seo_title"] => string(107) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-situatsiia-uspiekha-v-uchiebno-poznavatiel-nom-protsiessie-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "161542"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422249851"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(52) "sozdaniiesituatsiiuspiekhanaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "336435"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1467126799"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) ""Организация ситуации успеха в школе" - статья "
    ["seo_title"] => string(51) "orghanizatsiia-situatsii-uspiekha-v-shkolie-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "122192"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414165963"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства