В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха.
Современный детский сад ориентирован на развитие личности каждого ребенка от 2 до 7 лет. Именно поэтому приоритетными являются принципы личностно ориентированного обучения, которые способствуют саморазвитию, самореализации, социализации личности. Самодостаточная социально адаптированная личность сформируется только в том случае, если в процессе образования и воспитания педагоги будут учитывать её психолого -педагогические особенности. В свою очередь, чтобы такую личность воспитать современному воспитателю в основу своих методов работы следует положить такие педагогические приёмы как развитие познавательной деятельности и творческих способностей детей, моделирование ситуации успеха, организация взаимосотрудничества воспитателя и ребёнка. Мне кажется, что одним из важнейших условий реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику, является активизация его познавательной деятельности. Только через интерес к воспринимаемой информации можно прийти к осознанию, усвоению и применению её на практике. Формированию осознанной мотивации к усвоению предлагаемой информации способствует целый ряд приёмов и методов. Особое внимание я хочу уделить моделированию ситуации успеха.
Основной стратегией образования, я считаю, является совершенствование ведущего вида деятельности в дошкольных группах – игровой. Чтобы каждый дошкольник научился через игру ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чему он научился при выполнении этого задания; какие практические и умственные действия ему в этом помогут, какими способами он может осуществить самоконтроль и попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы убедиться, правильно ли он выбрал способы их преодоления.
Я считаю, что педагог должен не только вести ребёнка к успеху в учении, но и давать каждому воспитаннику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.
Становление личности ребёнка дошкольного возраста и раскрытие его индивидуальных способностей - одна из важнейших задач в нашей работе. В решении столь нелёгкой задачи помогает создание ситуации успеха. Считаю необходимым:
• Дать детям радость игры, успеха в учении, самостоятельного открытия новых знаний;
•Пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.
Моделирование ситуации успеха.
Ситуация - это то, что способен смоделировать педагог. Несомненно, как позитивные моменты влияния переживания успеха на деятельность воспитанников можно отметить следующее:
- переживание успеха внушает уверенность в собственных силах;
- появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость от успеха;
- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру.
Задача воспитателя - создать максимально комфортные условия для раскрытия способностей каждого воспитанника. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности.
Каждый ребёнок - индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и собственные достижения.
Желание учиться чему-то новому возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ребёнка в получении знаний. В.А. Сухомлииский писал: «Успех в учении - единственный источник внутренних сил, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Приёмы работы.
В своей работе мы стараемся использовать комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ребёнка в активную познавательную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развиваем эти возможности, воздействуя на эмоционально - волевую и интеллектуальную сферу личности дошкольника.
Приём «Эмоциональное поглаживание». Это путь эмоционального контакта с детьми.
«Даю шанс». Заранее подготовленная ситуация, при которой ребёнок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для себя собственные возможности, какую-то сторону, если не таланта, Ню скрытых до сих пор способностей.
Приём «Следуй за нами». Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ребёнка, дать ему возможность обрести радость познания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
Приём «Эмоциональный всплеск». Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ребёнке, если найти способ воспламенить этот заряд, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово воспитателя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
Важную роль в повышении учебно - познавательной деятельности воспитанников играет усвоение коммуникативной стороны процесса учения, т.е. использование диалоговых форм в организации занятия.
Коммуникация в обучении через игровую деятельность предполагает при изучении большой темы в цикле разных типов занятий, совместной деятельности, игре, игровых ситуациях, продумать не только содержание учебного материала, но и модели взаимодействия при его усвоении: «воспитатель- воспитанник» (при изучении нового материала), «воспитанник - воспитанник » ( парная работа при закреплении), «воспитанник - микрогруппа воспитанников» (групповая работа на занятиях с заданиями повышенной трудности или проблемного характера), «воспитанник - учебный материал» (индивидуальная работа воспитанника с учебным пособием). Такое разнообразие коммуникации и последовательность включения в них дошкольников открывает детей к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать догадку.
Общение - один из ведущих механизмов социализации воспитанников, позволяющий им в дальнейшем успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности.
Развитию коммуникативных навыков способствует работа в паре.
Работа в паре - это деятельность, при которой два ребенка в течение заданного времени осуществляют совместную работу над учебным материалом. Они обучаются разным способом получения и обработки информации; дети в общении между собой и с воспитателем усваивают новые для себя техники и нормы общения. Процесс обучения приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке; предоставляется возможность «учиться - обучая»: объяснять новое другим, переосмысливать свои знания, рефлексировать; смотреть на объясняемое с новых, не ученических позиций.
Мы ставим перед собой задачу сформировать у дошкольников установку на успешное выполнение задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами сформировать мотив достижения. В данном случае интерес будет главным двигателем развития личности. Его материальная основа - потребность. Интерес является осознанной потребностью, он проявляется в избирательной направленности деятельности, помыслов, эмоций.
Наша задача - присмотреться к индивидуальным особенностям личности и деятельности дошкольника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с новым материалом.
При этом в пары и микрогруппы надо объединять детей с одинаковой динамикой психических процессов, чтобы каждая микрогруппа смогла выполнить задания своим темпом. На этапе формирования у учащихся установки на успешное выполнение задания необходимо нейтрализовать память от эмоций неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создать перспективу для новой.
Достижения надо подкреплять словами: «Уверена, что у тебя сегодня всё получится», «Ты на совесть потрудился, я тобой горжусь», «Приятно посмотреть на твою работу», «Видишь, какие у тебя замечательные способности», «Это трудное задание, но ты его выполнил отлично».
С психолого-педагогической точки зрения в основе моделирования ситуации успеха лежит творческая деятельность. Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить своё отношение к миру. Творческую деятельность определяют следующие основные моменты:
• творчество как процесс развлечения, игры;
• творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности;
• творчество как особая форма коммуникации.
Творческие задания помогают детям на занятиях раскрепоститься, активизироваться, увлечься, проявить себя с неординарной точки зрения. Одним из важнейших условий в организации творческих заданий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые пробуждают у ребёнка потребность в творческом самовыражении.
Технологические операции создания ситуации успеха:
1 .Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».
2.Авансирование успешного результата. Помогает педагогу выразить свою твёрдую убеждённость в том, что ребёнок обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребёнку уверенность в его силы и возможности.
3.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребёнку избежать поражения.
4.Внесение мотива. Показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
5.Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности.
6.Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных деталей.
7.Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
При проектировании занятия всегда учитывайте следующие моменты:
1.Должно обеспечиваться саморазвитие личности;
2.Применение ситуации выбора, вариативности;
3.Создание на занятии «ситуации успеха».
Итоговый этап моделирования ситуации успеха.
Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Надо стараться оценить работу ребёнка так, чтобы обратить сегодняшние результаты в стимул для следующего задания. Ребёнок ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Это требует педагогической корректности и такта.
В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации образовательного процесса, когда она:
•Организуется на всех этапах воспитательного и учебного процесса;
•Усложняет воспитательные и учебные задачи;
•Реализуется с учётом индивидуальных особенностей воспитанника, что отражается в подборе приёмов и средств.
Создание ситуации успеха помогает ученику поверить в свои силы. Главное, уловить в детских глазах искорку интереса и понимания, творчества и разжечь её до яркой звезды.