Просмотр содержимого документа
«Система работы по развитию слухового восприятия речи.»
Система работы по развитию слухового восприятия речи
Развитие слухового восприятия как целостная педагогическая система имеет свои задачи, содержание, приемы работы, в ней находят отражение общепедагогические принципы и методы, формы организации педагогического процесса. Педагогическая система по развитию слухового восприятия является частью специальной педагогической науки - сурдопедагогики, которая разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, средства обучения и воспитания людей различного возраста с проблемами нарушения слуха.
Теоретическое обоснование педагогической системы заложено трудами ученых Т. А. Власовой, В. И. Бельтюкова, Р. М. Боскис, А. И. Дьячкова, С. А. Зыкова, Е. П. Кузьмичевой, Л. В. Неймана, Ф. А. и Ф. Ф. Pay и др.
В основу педагогической системы легли следующие положения:
- использование и учет ограниченных физиологических возможностей глухих и слабослышащих детей;
- активизация психических, индивидуальных особенностей глухих и слабослышащих детей;
- усиление слухового компонента в общем слухо-зрительном восприятии речи;
- формирование коммуникативной функции речи как средства общения детей с нарушением слуха;
- совершенствование произносительной стороны речи;
- сочетание работы по РСВ и ФП с общим развитием детей;
- вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием;
- гибкость в подборе материала в связи с индивидуальными возможностями детей;
- организация речевой среды как условия овладения средствами общения.
Педагогическая система по РСВ и ФП использует наиболее эффективные методы обучения, такие как частично-поисковый, продуктивный и др., а также осуществляет введение новых подходов в пределах известных методов, в частности творческий подход, когда учащимся предлагается создать новый конец, середину, начало сказки и т.д.
Слуховое восприятие неслышащих и слабослышащих развивается эффективно в условиях специально организованного обучения. Специально организованным процессом обучения создается полисенсорная основа для восприятия и продуцирования речи. У всех детей с нарушением слуха имеется слуховой резерв, т. е. возможность восприятия речи на слух. Этот слуховой резерв, иначе потенциальные возможности, является основой для становления речевого слуха, формирования произношения, развития речи в совокупности с использованием звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА). Этому процессу способствует создание слухоречевой среды в процессе обучения. В свою очередь все вместе взятое является основой для создания единой системы слухо-кинестетических связей, влияющих на общее развитие детей.
Успех восприятия речи детьми с нарушенным слухом зависит от ряда факторов: уровня развития речи, состояния произносительной стороны речи, встречной речевой активности, умения моделировать высказывание по отдельным опорным признакам, сложности структуры речевого высказывания, контекста, догадки, ситуации.
Формирование речевого слуха происходит в результате целенаправленной, длительной слуховой тренировки. Е. П. Кузьмичева (1991) выделяет в этом процессе два этапа и три периода обучения неслышащих детей.
На I этапе неслышащие обучающиеся с помощью ЗУА учатся дифференцированно воспринимать речевой смысл, выделяя в нем длительность и интенсивность. Эти признаки на данном этапе обучения неслышащие еще не могут выделять самостоятельно. Требуется длительная специальная тренировка, в процессе которой они с помощью педагога учатся сравнивать фразы, слова. В этих условиях опознавание предлагаемого на слух речевого материала осуществляется с привлечением наглядности при ограниченном его выборе.
На II этапе неслышащие обучающиеся с помощью ЗУА учатся дифференцированно воспринимать на слух элементы фонетической структуры речи. Эти элементы распознаются ими в различных условиях: при различении, опознавании и распознавании речевого материала на слух. На данном этапе под влиянием обучения при восприятии слов на слух начинают образовываться своеобразные связи между слуховым, зрительным и кинестетическим анализаторами. Три периода обучения:
- первоначальный период - создание базы для развития речевого слуха у неслышащих учащихся, определение слухового резерва, на основе которого строится вся работа по РСВ и ФП;
- основной период характеризуется интенсивным развитием слухового восприятия, формированием навыка восприятия речи на слух, активного использования развивающегося слухового восприятия при формировании устной речи. В этот период оказывается возможным в определенной степени компенсировать нарушенное слуховое восприятие благодаря длительной слуховой тренировке с использованием ЗУА. В результате накапливается определенный слуховой словарь, которым неслышащие обучающиеся могут активно пользоваться в речевой практике. При этом важным является формирование четких дифференцированных образов слов при активной опоре на развивающееся слуховое восприятие, которые способствуют формированию у неслышащих слухоречевой системы, основанной на неразрывной связи слухового восприятия и речедвигательных механизмов.
Успех в развитии речевого слуха на этом периоде зависит от организации всей работы в школе по формированию устной речи, уровня речевого развития, умственного развития, от связи работы по РСВ и ФП с коррекцией произношения, с усвоением и обогащением словаря, грамматического строя языка, с развитием познавательной деятельности глухого. Основной период охватывает второй-пятый классы;
- период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом. Продолжается работа по РСВ и ФП, слухозрительное восприятие устной речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов позволяет неслышащим обучающимся активнее включаться в речевое общение, что способствует их социальной реабилитации.
В процессе работы по РСВ и ФП используется аналитико-синтетический метод обучения. Он предусматривает восприятие на слух целых речевых единиц в виде слова, предложения и текста. А затем осуществляется деление слова на слоги и звуки; предложения - на словосочетания и слова, а далее - на слоги и звуки; текста - на предложения, словосочетания, слова, слоги и звуки. Так осуществляется анализ предъявляемых речевых единиц, а после этого происходит синтез, который позволяет эти элементы собрать в слова, фразы и текст.
Развитие речевого слуха детей с нарушением слуха предполагает восприятие речевого материала на слух, исключая зрение. Для этого учителю – дефектологу нужно правильно определить возможности учащихся, владеть методическими приемами формирования речевого слуха, уметь организовать процесс обучения. Успех в работе зависит от мастерства учителя. Каждый учитель уникален и неповторим. Он владеет собственной методической системой. Поэтому каждый учитель должен стремиться к достижению вершины мастерства, знать психологические, индивидуальные особенности детей, владеть предметной технологией обучения, знать содержание обучения.
Неслышащий ребенок в начале слуховой тренировки воспринимает речевой материал не расчленено. Основными дифференциальными признаками глобального восприятия являются длительность и интенсивность речевого сигнала. Но даже эти признаки он не может выделять самостоятельно. Поэтому предлагается первоначально обучение восприятию речи на слух на ограниченном речевом материале (2-3 слова), в процессе восприятия ребенок сравнивает услышанное с образцом.
В это время важную роль выполняют контекст, ситуация и догадка. Способность неслышащего обучающегося производить звуковой анализ слова, наличие определенного смыслового контекста, который в значительной мере компенсирует недостаточность звуковой информации с помощью смысловой, служит основой для восприятия на слух незнакомого речевого материала. Опора на догадку, слуховой словарь, умение прогнозировать и моделировать речевое высказывание - так у детей с нарушением слуха вырабатывается единая комплексная система восприятия речи.
В работе по РСВ и ФП оказывает влияние ситуация. Пользуясь догадкой, обучающийся учится соотносить услышанное с ситуацией и опознавать речевой материал. В дальнейшем роль ситуации нужно ограничивать. Поэтому учитель – дефектолог может предъявлять речевой материал вне ситуации и даже вопреки ей, т. е. предложить для восприятия на слух не тот речевой материал, который ожидает услышать учащийся по ходу индивидуального занятия, а другой. Контекст предложения в большей мере, чем слово, может подсказать и спрогнозировать содержание речевого выражения, которое предъявляется для восприятия на слух. Поэтому предложение, состоящее из 3-4 слов, легче воспринимается на слух, чем изолированное слово. Предложенная система работы содействует продуктивности РСВ и ФП.
Педагогически процесс по РСВ и ФП должен быть оснащен наглядными средствами. Это значит, что весь речевой материал и неречевые звуки, предлагаемые для различения на слух, должны наглядно связываться с тем содержанием, которое заложено в этой знаковой системе. Например, для восприятия лая собаки, удара грома, шума проезжающей машины можно показать картинки или игрушки, изображающие названные объекты, продемонстрировать для восприятия на слух шумы, издаваемые этими объектами. В педагогическом процессе целесообразно сочетать различные виды средств наглядности: демонстрация объекта, его изображение на картинке, звуковой сигнал, графическое (письменное) обозначение в виде записи слова на доске, в виде обозначения схемы слова.
Например, при различении звуков грозы и звонка будильника можно показать картинки с изображением грозы в лесу, часы, соотнести их с графическим обозначением на табличке, прослушать соответствующие неречевые звуки. Если же нет возможности представить материал в виде картинок, объектов и схем, то можно воспользоваться только письменным обозначением: написать предложение, текст на табличке, разрезать его по предложениям, затем воспринимать рассыпной текст на слух по предложениям.
Применение средств наглядности позволяет представлять объект, соотнести объект со звучанием, которое он издает, удержать в памяти круг представлений и понятий.
В педагогическом процессе по РСВ и ФП используются разнообразные виды работ. Их разнообразие имеет существенное значение для поднятия активности обучающегося, сосредоточения внимания, повышения интереса, снятия утомления. С этой целью используются такие виды работы, как различение неречевых звуков, слов, фраз, текстов, заданий на развитие внимания, памяти, сравнения, анализа, сопоставления.
Разнообразные виды работы используются как при различении неречевых звуков, так и при различении речи. Причем приемы и виды работы постепенно усложняются. Например, сначала различаются на слух источники звука, а затем направления, откуда издаются звуки, позднее - их длительность и громкость.
Работа по РСВ и ФП требует от учащихся большого напряжения, поэтому нельзя забывать о занимательности, об игровых видах работы. Включение игровых моментов способствует развитию познавательных интересов детей. Но при проведении игр нельзя забывать основную цель, ради чего применяется эта игра.
Индивидуальная работа реализуется в таких формах, как регулировка интенсивности звучания, учет состояния слуха, в ответах-отчетах обучающихся за проделанную работу (Я слышу звук барабана справа).
Таким образом, педагогическая система по РСВ и ФП является целостной системой обучения, включающей общедидактические и специфические методы, принципы и требования, но в то же время это самостоятельная педагогическая система, т. к. она имеет собственные цели, задачи, содержание, принципы, технологию обучения, ориентирующуюся на гарантированные достижения, определение диагностично поставленных целей и других процедур, соответствующих педагогической системе.