kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развивающая образовательная среда как средство развития познавательной активности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассказывается об образовательной среде - как средстве развития познавательной деятельности обучающихся. Бизиборд - развивающий модуль, позволяющий развивать у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью высшие психические функции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развивающая образовательная среда как средство развития познавательной активности обучающихся»

Выступление на районном семинаре

от 15.11.2018 198

учителя- дектолога Горьковой М.В. по теме:

«Развивающая образовательная среда как

средство развития познавательной активности

обучающихся»



Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считал, что благодаря ей, ребёнок сам может развить свои индивидуальные способности и возможности. Л.С. Выготский, выдающийся психолог показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение ведёт за собой развитие и только то обучение действенно, которое идёт впереди развития.

Слайд 1: Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

Слайд 2: Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Развитие обучающегося определяет необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребёнок может действовать как с учителем, так и самостоятельно. Деятельность в условиях обогащённой среды позволяет ребёнку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения.

Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Школьники с нарушениями интеллектуального развития в силу разных причин оказываются неуспешными в образовательной среде. Основное своеобразие познавательной деятельности школьников с отклонениями в развитии – это низкий уровень познавательной активности и основных физических процессов. Познавательная активность проявляется ситуативно, ощущения и восприятие формируется с большим количеством особенностей и недостатков. У обучающихся наблюдается суженный объём зрительного восприятия (описание картинок фрагментарное, поверхностное, количество воспринимаемых объектов минимально), расстройство всех видов внимания, мышления. Это затрудняет целенаправленную познавательную активность, являясь одной из предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Произвольное внимание нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Дети с интеллектуальными нарушениями некритично воспринимают советы взрослых, наряду с этим, они могут проявлять необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление доводам. Наибольшее влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых – учителей и родителей, не только их умение и желание передать свои интересы, знания ребёнку, но и отношение к нему, а также психологический климат школы. Положительные эмоции, обусловленные пребыванием в школе, продуктивное решение возникающих в коллективе противоречий, способствуют проявлению профессионального творчества учителей и оказывают существенное влияние на развитие познавательной активности учащихся.

Слайд 3: Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:

- принуждение;

-интерес к предмету;

- сознательность.

Учителю необходимо помнить:

-Прежде чем объяснить – заинтересовать.

- Прежде чем заставить действовать – подготовить к действию.

- Прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.

Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, обновлении.

Познавательную активность можно развивать, создавая развивающую образовательную среду. Развивающая предметно - пространственная среда это составная часть образовательной среды.

Слайд 4: Под предметно - пространственной средой понимают определённое пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребности ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Одним из остроумных изобретений является развивающая доска, формирующая у обучающихся желание учиться. Уникальность этой доски в том, что, выполняя действия с предметами развивающей среды, ребенок сам может проверить, все ли правильно он делает. Если же что-то он сделает не так, то сам сможет и исправить свои действия. Это развивает самостоятельность и желание узнать больше, ребенок получает удовольствие от учения, подобно тому, как он получает удовольствие от любимого лакомства. А если ребенку что-то нравится, то он будет это делать снова и снова. Удовольствие от процесса познания — самый могучий двигатель обучения в дальнейшем.

Хочу, вашему вниманию представить - Бизиборд.

Слайд 4: Бизиборд – это игровой и развивающий модуль (доска), предназначенный для формирования умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, обращения с разнообразными бытовыми предметами, выключателями, шнуровки обуви, липучек, молний и т.п.

Работа с бизибордом способствует развитию самостоятельности, совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает мелкую моторику, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка, развивает кругозор, интеллект, логическое мышление, творческие способности, речь, воображение, тактильные ощущения, сообразительность.

Доску я разделила по направлениям.

Первое направление – знакомство с домом, формирует у обучающихся жизненные компетенции. Дети знакомятся с выключателями, розетками, шпингалетами, всё, что они видят у себя дома, но в отличие от всех этих вещей в быту, в данном случае они являются максимально безопасными для ребенка. В то же время позволяют исследовать и тестировать все эти предметы, а также знакомиться с их прямым назначением.

Второе направление – развивающее. Сюда входят: часы, времена года, головоломка лабиринт, пальцы рук, счёты, магнитная доска, которые съёмные, детям очень нравится рисовать на доске, она необходима и при диагностике. Например, прошу на диагностическом обследовании начертить заданные фигуры, дорисовать «Недостающий элемент». Счёты облегчают некоторым детям сложение и вычитание при решении примеров. Запоминание цветов по мнемотической фразе, используемой для запоминания основных цветов видимого спектра светового излучения. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Третье – духовно-нравственное, где дети знакомятся с музыкальными инструментами. Направлено на привитие чувства прекрасного, развивает слуховое восприятие.

Четвёртое направление – развитие мелкой моторики и жизненных компетенций, где представлена работа со шнуровкой, замком. Для многих умственно отсталых детей шнуровка обуви является проблемой самообслуживания.

Обучающиеся работают с Бизибордом как самостоятельно, та и вместе с педагогом. Например, изучая тему «Ударение. Ударный слог» прошу ученика назвать слова, состоящие из двух слогов, причем в словах должен быть ударным второй слог. Сами привести примеры таких слов дети не могут. Тогда предлагаю подойти к доске, назвать указанный мной предмет, например, домик, сапог, определить количество слогов в слове, определить какой слог ударный. Слова называются произвольно, ребёнок во всех словах определяет количество слогов, называет ударный слог. На доске нами были найдены четыре предмета, соответствующих заданию: замок, доска, часы, сапог. Для обучающегося, поход к доске - это физминутка, соблюдается охранительный режим, развивается слуховое восприятие, мыслительная деятельность при записи найденных слов в тетрадь по слуху. Выполняя упражнение по обогащению словаря, расширению кругозора мы находим на доске предметы разные по значению, но одинаковые по написанию (многозначные), например ключ для замка и скрипичный ключ, я даю ещё два понятия ключа: гаечный ключ и маленькая речка с чистой водой, или родник.


Средствами образовательной игры являются и игрушки, головоломки, конструкторы.

Дидактические игры развивают зрительное восприятие, мыслительную деятельность.

Игры – головоломки стимулируют развитие мышления, воображения, внимания, усидчивости, зрительно-моторной координации, мелкой моторики.

Многоразовый коврик для рисования. Для рисования применяется водный карандаш. Во время рисования развивается память, мыслительная деятельность, зрительное восприятие. В лото «Изучаем цвета» кроме зрительного восприятия, дети закрепляют различие и называние цветов, в нарисованных предметах.

В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается по собственному желанию. В таком подходе к организации предметно-пространственной среды уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности. Не менее важна и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребёнка только в том случае, если она представляет для него интерес, мотивирует его к действиям, исследованиям.

     Образовательная среда обладает значительным развивающим потенциалом. Она способствует реализации  творческих задатков и скрытых способностей детей; мотивирует на познавательную деятельность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Горькова Марина Владимировна

Дата: 14.04.2019

Номер свидетельства: 506984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Образовательная программа по внеурочной деятельности "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА" "
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "120508"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413729337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства