Развивающая образовательная среда как средство развития познавательной активности обучающихся
Развивающая образовательная среда как средство развития познавательной активности обучающихся
В докладе рассказывается об образовательной среде - как средстве развития познавательной деятельности обучающихся. Бизиборд - развивающий модуль, позволяющий развивать у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью высшие психические функции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развивающая образовательная среда как средство развития познавательной активности обучающихся»
Выступление на районном семинаре
от 15.11.2018 № 198
учителя- дектолога Горьковой М.В. по теме:
«Развивающая образовательная среда как
средство развития познавательной активности
обучающихся»
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считал, что благодаря ей, ребёнок сам может развить свои индивидуальные способности и возможности. Л.С. Выготский, выдающийся психолог показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение ведёт за собой развитие и только то обучение действенно, которое идёт впереди развития.
Слайд 1:Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.
Слайд 2:Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Развитие обучающегося определяет необходимость наличия в среде материалов и предметов, с которыми ребёнок может действовать как с учителем, так и самостоятельно. Деятельность в условиях обогащённой среды позволяет ребёнку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения.
Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Школьники с нарушениями интеллектуального развития в силу разных причин оказываются неуспешными в образовательной среде. Основное своеобразие познавательной деятельности школьников с отклонениями в развитии – это низкий уровень познавательной активности и основных физических процессов. Познавательная активность проявляется ситуативно, ощущения и восприятие формируется с большим количеством особенностей и недостатков. У обучающихся наблюдается суженный объём зрительного восприятия (описание картинок фрагментарное, поверхностное, количество воспринимаемых объектов минимально), расстройство всех видов внимания, мышления. Это затрудняет целенаправленную познавательную активность, являясь одной из предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Произвольное внимание нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Дети с интеллектуальными нарушениями некритично воспринимают советы взрослых, наряду с этим, они могут проявлять необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление доводам. Наибольшее влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых – учителей и родителей, не только их умение и желание передать свои интересы, знания ребёнку, но и отношение к нему, а также психологический климат школы. Положительные эмоции, обусловленные пребыванием в школе, продуктивное решение возникающих в коллективе противоречий, способствуют проявлению профессионального творчества учителей и оказывают существенное влияние на развитие познавательной активности учащихся.
Слайд 3: Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:
- принуждение;
-интерес к предмету;
- сознательность.
Учителю необходимо помнить:
-Прежде чем объяснить – заинтересовать.
- Прежде чем заставить действовать – подготовить к действию.
- Прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.
Активизация познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, обновлении.
Познавательную активность можно развивать, создавая развивающую образовательную среду. Развивающая предметно - пространственная среда это составная часть образовательной среды.
Слайд 4:Под предметно - пространственной средой понимают определённое пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребности ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Одним из остроумных изобретений является развивающая доска, формирующая у обучающихся желание учиться. Уникальность этой доски в том, что, выполняя действия с предметами развивающей среды, ребенок сам может проверить, все ли правильно он делает. Если же что-то он сделает не так, то сам сможет и исправить свои действия. Это развивает самостоятельность и желание узнать больше, ребенок получает удовольствие от учения, подобно тому, как он получает удовольствие от любимого лакомства. А если ребенку что-то нравится, то он будет это делать снова и снова. Удовольствие от процесса познания — самый могучий двигатель обучения в дальнейшем.
Хочу, вашему вниманию представить - Бизиборд.
Слайд 4: Бизиборд – это игровой и развивающий модуль (доска), предназначенный для формирования умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, обращения с разнообразными бытовыми предметами, выключателями, шнуровки обуви, липучек, молний и т.п.
Работа с бизибордом способствует развитию самостоятельности, совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает мелкую моторику, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка, развивает кругозор, интеллект, логическое мышление, творческие способности, речь, воображение, тактильные ощущения, сообразительность.
Доску я разделила по направлениям.
Первое направление – знакомство с домом, формирует у обучающихся жизненные компетенции. Дети знакомятся с выключателями, розетками, шпингалетами, всё, что они видят у себя дома, но в отличие от всех этих вещей в быту, в данном случае они являются максимально безопасными для ребенка. В то же время позволяют исследовать и тестировать все эти предметы, а также знакомиться с их прямым назначением.
Второе направление – развивающее. Сюда входят: часы, времена года, головоломка лабиринт, пальцы рук, счёты, магнитная доска, которые съёмные, детям очень нравится рисовать на доске, она необходима и при диагностике. Например, прошу на диагностическом обследовании начертить заданные фигуры, дорисовать «Недостающий элемент». Счёты облегчают некоторым детям сложение и вычитание при решении примеров. Запоминание цветов по мнемотической фразе, используемой для запоминания основных цветов видимого спектра светового излучения. «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
Третье – духовно-нравственное, где дети знакомятся с музыкальными инструментами. Направлено на привитие чувства прекрасного, развивает слуховое восприятие.
Четвёртое направление – развитие мелкой моторики и жизненных компетенций, где представлена работа со шнуровкой, замком. Для многих умственно отсталых детей шнуровка обуви является проблемой самообслуживания.
Обучающиеся работают с Бизибордом как самостоятельно, та и вместе с педагогом. Например, изучая тему «Ударение. Ударный слог» прошу ученика назвать слова, состоящие из двух слогов, причем в словах должен быть ударным второй слог. Сами привести примеры таких слов дети не могут. Тогда предлагаю подойти к доске, назвать указанный мной предмет, например, домик, сапог, определить количество слогов в слове, определить какой слог ударный. Слова называются произвольно, ребёнок во всех словах определяет количество слогов, называет ударный слог. На доске нами были найдены четыре предмета, соответствующих заданию: замок, доска, часы, сапог. Для обучающегося, поход к доске - это физминутка, соблюдается охранительный режим, развивается слуховое восприятие, мыслительная деятельность при записи найденных слов в тетрадь по слуху. Выполняя упражнение по обогащению словаря, расширению кругозора мы находим на доске предметы разные по значению, но одинаковые по написанию (многозначные), например ключ для замка и скрипичный ключ, я даю ещё два понятия ключа: гаечный ключ и маленькая речка с чистой водой, или родник.
Средствами образовательной игры являются и игрушки, головоломки, конструкторы.
Дидактические игры развивают зрительное восприятие, мыслительную деятельность.
Игры – головоломки стимулируют развитие мышления, воображения, внимания, усидчивости, зрительно-моторной координации, мелкой моторики.
Многоразовый коврик для рисования. Для рисования применяется водный карандаш. Во время рисования развивается память, мыслительная деятельность, зрительное восприятие. В лото «Изучаем цвета» кроме зрительного восприятия, дети закрепляют различие и называние цветов, в нарисованных предметах.
В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается по собственному желанию. В таком подходе к организации предметно-пространственной среды уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности. Не менее важна и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребёнка только в том случае, если она представляет для него интерес, мотивирует его к действиям, исследованиям.
Образовательная среда обладает значительным развивающим потенциалом. Она способствует реализации творческих задатков и скрытых способностей детей; мотивирует на познавательную деятельность.